Этот случай довольно подробно описал
В.В. Решетников в своей книге.
В этой же книге он описывает ещё один
довольно необычный случай, в котором
командир эскадрильи Лесков, после того как ведомый наскочил на его хвостовое оперение,
дал команду экипажу на катапультирование
из сверхзвукового бомбардировщика.
Вот об этой катастрофе речь.
26 июня 1969 года. Катастрофа самолета Ту-22 [1]
Два самолета Ту-22. 199 одрап (в/ч 13656), 2 отбАК ДА. Аэродром Нежин.
Экипаж первого самолета: командир корабля военный летчик 1класса капитан Феоктистов А.М., штурман корабля старший лейтенант Моисеев Ю.Я., радист старший лейтенант Оверчук В.И.. [138]
Экипаж второго самолета: командир корабля заместитель командира эскадрильи военный летчик 1 класса майор Лиськов Н.С., фамилии штурмана корабля и оператора установить не удалось.
Метеоусловия: безоблачно, видимость 10 км.
Обстоятельства
После выполнения задания в строю пары ночью экипажи майора Лиськова Н.С. и капитана Феоктистова А.М., вышли на посадочный курс аэродрома и прошли над ВПП на высоте 2000 м. При втором заходе на аэродром в процессе третьего и четвертого разворотов на высоте 2000 м и скорости 600 км/ч правый ведомый капитан Феоктистов отстал от ведущего и при выходе на прямую, стремясь пройти на заданных интервале и дистанции, увеличил скорость и произвел догон ведущего с курсом, меньшим на 5°, чем у ведущего. В процессе догона капитан Феоктистов команду руководителя полетов, разрешающую роспуск группы, принял за команду «Действовать самостоятельно», прекратил наблюдение за ведущим, рассчитывая, что ведущий выполняет левый разворот, и столкнулся с ним: сначала верхней частью воздухозаборника левого двигателя коснулся нижней части фюзеляжа, а затем левой боковой поверхностью киля ударился о боковую поверхность фюзеляжа самолета ведущего.
Вследствие удара киль самолета ведомого полностью разрушился и по частям отделился от самолета. Самолет, пройдя расстояние 3 км со снижением до высоты 1500—1300 м, резко перешел на снижение с увеличивающимся левым креном и в перевернутом положении с углом более 60° ударился о землю, разрушился и сгорел. Капитан Феоктистов катапультировался из неуправляемого, беспорядочно падающего самолета на высоте 1300 м и благополучно приземлился на расстоянии 1600 м от места падения самолета. Штурман и оператор из-за инерционных перегрузок катапультироваться не смогли и погибли.
Командир корабля майор Лиськов, определив отказ управления, почувствовал сильную тряску, посторонние шумы. Получив доклад от оператора о пожаре на правом двигателе, он принял решение о покидании самолета и дал команду экипажу катапультироваться. Экипаж катапультировался на высоте 2000 м на скорости 600 км/ч и благополучно приземлился. После катапультирования экипажа самолет летал по траектории правой спирали с постепенным увеличением крена и радиуса, через 54 мин с момента катапультирования перешел в беспорядочное падение, ударился о землю, разрушился и сгорел.
По воспоминаниям ветеранов полка:
«Постепенно он сместился к Hежину и со все возрастающим креном продолжал свой страшный трюк, направляясь вдоль главной улицы города к железнодорожной станции. Поднятые перехватчики сбивать неуправляемый самолет над центром города не решились. Hад вокзалом крен достиг критического значения и самолет, свалившись в штопор, упал в болото в 500 м от станции».
Причины
Неудовлетворительная организация и подготовка экипажа капитана Феоктистов к выполнению самостоятельного полета в строю пары ночью ведомым.
Экипаж капитана Феоктистов был допущен к самостоятельному полету с недостаточно отработанными и закрепленными навыками в пилотировании в строю ночью.
Ведущим и ведомым экипажами в полете нарушены требования НПП-63 по управлению и осмотрительности при выполнении группового полета. Кроме того, в день полетов была изменена плановая таблица и заменен ведущий пары, что не вызывалось необходимостью. Дополнительной подготовки к данному полету не проводилось.
Виновники
Командир корабля капитан Феоктистов
Заместитель командира АЭ майор Лиськов
Руководитель полетов
Командир полка.