Новая жизнь Ан-2 - ремоторизация и модификации


Для самолета по АП-23, по сути, требуются бумаги от метрологии только на динамометры. Которые и так проходят калибровку по графику. Если очень хочется, то можно провести тензометрию, 100 каналов должно хватить, надо иметь бумагу на тензометрическую станцию. При нормальной организации работы - это все очень просто. Работа вполне по силам МАИ. Лишь бы было место (пространство) для испытаний.
 
Каким нормативно-техническим документом это установлено?
Которые и так проходят калибровку по графику.
Могут проходить, а могут быть и законсервированы и не проходить. И такой подход существует.
100 каналов? Вы серьезно?! Мне даже сложно представить, что и какие нагрузки они смогут измерить. Использование 100 каналов для подобных испытаний этот как раз уровень МАИ, но никак не уровень компетентности СибНИА и ЦАГИ. Чего испытывать - один расчетный случай?! Полноценную картину статической прочности не понять. Если только поставить галочку и сделать вид, что крыло, например, сломалось при такой-то расчетной нагрузке, то возможно. Но все это только для галочки. Уважаемый roron, правильно написал - статические испытания это прежде всего куча, а я бы сказал «кучища» бумажек. Вам то это не знать Он правильно написал - стенд должен быть аттестован и пройти независимую метрологическую экспертизу. Все делается по программе аттестации стенда. И наконец конечный итог - «Заключение по статической прочности самолета». Это кто его из МАИ подпишет и на основании каких правовых документов?
 
Последнее редактирование:
2. Варианты: ЦАГИ, Казань - да и МАИ возможен.
Вариант «ЦАГИ + Казань» я еще представить могу. Однако если вам удастся договорится с ЦАГИ о том, что их специалисты будут жить в этой Казани и постоянно туда ездить в процессе подготовки стенда, его аттестации и тем более испытаний. По одной из Казанских машин (не будем ее обсуждать на форму) такой подход был «наглухо» отвергнут. Итог объект был поставлен на испытания в один из институтов авиации.
Что касается МАИ. Я скажу прямо - мне очень нравится МАИ, но МАИ должен заниматься в первую очередь подготовкой студентов. Растить молодые кадры. Привлекать их производственной работе уже в процессе обучения. Но пытаться заменить собой КБ отрасли, институты авиации и материаловедния, производственные площадки (пусть и для единичного производства) - это уже что-то из разряда выходящего за мое понимание. Почему интересно было понять будет ли проходить испытания в МАИ?! Если это произойдёт, то институты авиации типа СибНИА и ЦАГИ, со своими лабораториями прочности, персоналом и т.п. нужно будет сокращать. Это как минимум. Необходимо будет в каких-то подзаконных актах отразить, что теперь любой институт типа МАИ может проводить данный комплекс работ. А что - это тоже подход. Зачем мне идти в СибНИА, ЦАГИ, если например в Новосибирске есть НГТУ и свои лаборатории. Я также смогу провести испытания и там. Ну а главный вопрос я уже чуть выше задал - «Заключение по статической прочности самолета» кто из МАИ будет подписывать и на основании каких нормативно-правовых и нормативно-технических документов?
 
Расскажите это тому же MIT. Да и у нас в родном угату например физики металлов с поздних курсов фактически уже работают по полдня в институте сверхпластичности, например. Да и в принципе сейчас курс на то, чтобы профильные преподаватели работали на земле, а не только учили оторванной от жизни теории...
PS Вопрос упоротой структуры российской авиационной науки в рамках данного поста не затрагивается...
 
Господа, а где бы про ЛМС подробнее почитать? Так, чтобы "кучно" и по делу. Габариты, массы, что в салоне, что в кабине, что под капотом... Кроме пресс-релизов ничего не гуглится. Ну или я плохо ищу.
Спасибо.
 
Уважаемый gourry, мне точно не нужно рассказывать про MIT и подобным институтам в США. С рядом из них я спокойно работал по сертификации (аттестации) ПКМ по программам одобренным FAA. Как устроена их система мне понятно. То что у нас «курс на то, чтобы профильные преподаватели работали на земле, а не только учили оторванной от жизни теории» очень радует и пусть это идёт своим ходом. Однако я говорю абсолютно про другое. Если проводить подобные испытания например в МАИ, НГТУ (Новосибирск), КНИТУ-КАИ (Казань) и ряде других, то кто же против если на это у них есть все необходимое. Я говорю про то, что тогда и система сертификации в РФ должна быть перестроена. Не должно быть так, что в виде исключений из правил МАИ будет делать статику планера ЛМС и давать заключение по статической прочности. Пусть так будет. Но тогда и система выдачи заключений исключительно центрами компетенций СибНИА, ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ и др. должна быть упразднена. Должна быть отменена система, например для СибНИА, как центра компетенции в промышленности в области «малой авиации» определенная решением Минпромторга России. Кто против? Давайте! Только тогда и решения должны быть системными и на уровне нормативно-технической и законодательной базы. Тогда при таком подходе соответсвующие заключения должны быть не только утверждены кем-то из МАИ, НГТУ и т.п., но и подписаны назначенным экспертом от «Авиарегистра». Вот тогда будет полная аналогия с FAA (ну почти полная).
 
Последнее редактирование:

Я вам, конечно, верю, поскольку давненько не слежу за нюансами российского авиастороения.
Но не понятно, на что нужно получать метрологические сертификаты, кроме измерительных приборов, которыми при стат испытаниях являются только динамометры. Все остальное - измерители деформаций (тензостанции) и перемещений (тензо или подобное или оптика) - это уже сверх обязательного минимума, но, бог с ним, - не принципиально, стандартный процес регулярной метрологоческой проверки, ничего сверхсложного.
Если вы про акт освидетельствования стенда/лаборатории или подобный документ, то метрология там на вторых ролях. Это типичный бюрократический процесс. Надо просто правильно подготовить бумаги. Наличие квалифицированного персонала, естественно, необходимо.
Резюме: каких-то особых финансoвых вливаний в проведение статических испытаний самолета по АП-23 не требуется.
 
Последнее редактирование:
 


Если я вас правильно понял, вы описываете крайний случай (заключение выдает любая мало-мальски компетентная контора, а государственное агенство утверждает это заключение), который возможен, но не необходим.
В данном случае, речь идет просто об испытаниях (статических или усталостных). МАИ (КАИ и т.п.) просто проводит их на своей базе своими специалистами и предоставлает отчет, который становится частью сертификационной документации. А заключение о прочности может делать кто-угодно (уполномоченный , конечно). Не нужно перестраивать всю систему.
 
А как думаете: при постоянном неусыпным контролем Минпромторга, разработчик сможет ли делать самостоятельные шаги без согласования с вышестоящими? Тем более, результаты такой самостийности, Вы и сами справедливо шпыняете в хвост и в гриву.
На самом деле, вся нормативно-техническая база, нуждается и в сильной дифференциации по видам и типоразмерам ВС, и в ее упрощении и удешевлении, адекватном конкретному ВС. Ни Боинг, ни Эрбас не стали бы заниматься размерчиком ЛМС - золотым вышел бы он при соблюдении всех канонов на всех этапах. Перемена знака также справедлива - мелочевку нет смысла подвергать цугундеру, легко переносимому большим проектом - он может не выдержать.
А компетентности перечисленных институтов сомнению не подвергаются - есть вопросы к их монопольному статусу. При его сохранении и отношении к 4-местным самолетам так же, как и к 400-местным, говорить о цене разработки не приходится: на килограмм взлетного веса получится в разы дороже.
Желание каждого института срубить по максимуму с каждого квадрокоптера, понятно - но граничные столбы необходимы.
Иначе, никакая возможность финансирования проекта, кроме той, когда из одного кармана деньги идут и КБ и институтам и заводам, невозможна - да и в такой схеме государственным был бы подход, позволяющий сократить расходы, а не откинуть их часть на поддержку штанов организаций, компетенции которых не являются уникальными по содержанию, а не по статусу.
В итоге - проведем испытания, где взаимоприемлемо для сторон.
 
Последнее редактирование:
МиГ-31, спасибо большое. Что-то сомнительны мне ВПХ ЛМС. Или крыло имеет чудо-механизацию.

Для таких данных Cy max должно быть равно 3,66. Для сравнения: у Cessna 208 2,17.

Площадь крыла только на 10% больше, чем у Cessna 208, масса больше на треть, а посадочную скорость обещают на 18 км/ч меньше. Чудеса.
 
Колёса Як-12 имели ещё и давление в шинах 1,5 кг/кв.см.
Вы собрались превзойти яковлевскую машину по "проходимости"?

Самолету в 4800 кГ макс. веса...
"Однако!" (Киса Воробьянинов)
Помнится, Грунин своего "Грача" уложил в 5250 кг (что, кстати, соответствует "старой" макс. взлётной массе Ан-2).
При этом вместимость там была на 6 человек больше, чем у ЛМС, и лётчиков было два, а не один (то есть сам лётчик, кресло, второй пост управления, дублирование приборов...).

...на грунте с такими колесами делать просто нечего.
Я уже говорил, что подобные высказывания - всего лишь "общие слова ниачом".
Причины, по которым на самолёт вместимостью 9 мест непременно нужно ставить колёса с самолёта вместимостью 19 мест, так и не понятны.

Вы читаете по диагонали?
Сначала вы говорите про заимствование колеса с L-410. Потом упоминаете, что колёса Ан-2 имели пневматическое торможение. Потом идут слова про то, что разработка гидросистемы была вами признана слишком дорогой.
А когда из этого следует вполне (на мой взгляд) логичный вывод, что на ЛМС система торможения колёс будет пневматической, оказывается, что я "читаю по диагонали".
Это просто кто-то пишет по диагонали.

Или считаете всех, кроме себя, полными идиотами?
Нет, я не считаю всех, кроме себя, полными идиотами.

Для того, чтобы что-то повторять, нужно сказать это "что-то" в первый раз.
А не жаловаться на то, что цена разработки г/с "не показалась приемлемой".

Я всего лишь констатировал факты.
А вот вы хотели набрать неупомянутую вами субстанцию в рот и плюнуть в мою сторону. Однако же, не получилось - не доплюнули.

Да, кто-то явно приплыл, продемонстрировав неумение читать даже на уровне цифр.
Поскольку "нашёл" я колесо КТ254, а "признал неприемлемым" КТ218 или КТ219.
 
Пустить балаган по второму кругу не получится - все было перетерто многократно. В том числе и про вместимость, и про грузоподъемность, и про дальность: ищущий да обрящет. Успокойтесь уже - и примите к сведению, что если захотим задать вопрос лично вам - адресат известен.
Маетесь?
 
Последнее редактирование:
Реакции: A_Z
Ув. лапшин,
А рассматривался ли вариант фюзеляжа с цилиндрической или конической верхней дужкой, чтобы увеличить строительную высоту над проходом? Коли он по оси симметрии расположен.
Или технологичность производства - это главный фактор в данном проекте?
 
Нет, не технологичность.
Если сделать потолок не плоским, а выпуклым сверху - балка, соединяющая лонжероны двух консолей, оставаясь на месте, создаст ступеньку в виде притолоки двери; сейчас балка выступает над крышей на 40 мм, соединяясь по всей длине с полкой шпангоута внутри фюзеляжа. Балка работает на сжатие (крыло подкосное) и гнуть ее совершенно неприемлемо.
 
Ув. лапшин ,
А увеличение высоты этого шпангоута на начальном этапе проектирования никогда не рассматривали? Или рассматривали, но отмели для снижения веса или/и Сх?
Мне интересна логика проектирования.
 
100 каналов? Вы серьезно?!

Я абсолютно серьезен. Имея опыт статических испытаний самолетов с 1979 по 2000 год.
100 каналов тензометрии при испытаниях легкого самолета (нескоростного, с прямым крылом) хватит за глаза. Хотите 200 каналов - хозяин - барин, поставьте еще один 100-канальный коммутатор. На метрологическую сертификацию это абсолютно никак не повлияет.


Мне даже сложно представить, что и какие нагрузки они смогут измерить.

Тензодатчики нагрузки не измеряют. Тензодатчики измеряют деформации, которые тут же переводят в напряжения. Тензометрию на испытаниях проводят для верификации (прочностных) расчетных схем. ЛМС наверняка будет построен по классической схеме. Ничего особого там тензометрия не выявит.



Под тензометрическими каналами я понимаю систему измерения. Поскольку такие системы строятся на основе коммутаторов, то нет особой разницы подключать 10 каналов или 1000. Трудозатраты и расход датчиков, проводов (клея, припоя, флюса и т.п.) возрастает. Но это по силам любой профильной лаборатории.
Если вы о каналах нагружения, то, конечно, МАИ 100 каналов нагружения потянет с большим трудом. Но для легкого самолета 100 каналов абсолютно не нужно. По минимуму можно обойтись одним каналом. Для удобства, я бы сделал по гидроцилиндру (каналу) на каждое полукрыло, один-два цилиндра на стабилизатор, один-два цилиндра на киль, пару цилиндров на боковые нагрузки. Один-два канала для отдельных испытаний рулевых поверхностей. Итого 10 каналов нагружения на статические испытания более, чем достаточно. Независимо, где их проводить, хоть в КАИ, хоть в СибНИА.





По АП-23 тензометрия не требуется. Определить распределение напряжений перед разрушением точно вы все равно не сможете по двум причинам - перемещения крыла будут очень большими и распределение нагрузок вряд ли будет соответствовать расчетному. Тензодaтчики работают в пределах упругости материала. Как только вы превысили предел текучести - верить тензодатчикам нельзя. А разрушение, если это не потеря устойчивости, происходит при пластике. Да и критические напряжения потери устойчивости могут быть выше предела текучести.
 
Последнее редактирование:
Давайте все же определяться с нормативно-правовыми документами. Я не могу вас понять что означает - «заключение выдает любая мало-мальски компетентная контора». Где этот перечень «маломальских контор» и кто им дал право (и на основании каких документов) осуществлять подобную деятельность в рамках сертификационного процесса АТ? Поделитесь пожалуйста, так как ни у меня, ни у Росавиации (Авираегистр) такого перечня нет.
Что такое Государсвтенное агенство - это что за орган?
Еще раз... Я сказал - давайте (!) пусть проводят, но кто будет подписывать заключение. Уважаемый лапшин говорит, что «В итоге - проведем испытания, где взаимоприемлемо для сторон». Но нет ответа кто даст окончательное «Заключение по статической прочности» по результатам представленного некоего технического отчета по испытаниям? В Российской Федерации выдавать подобные заключения уполномочен ряд организаций по соответствующим направлениям (вы их видимо назвали Государственным агенством, хотя я так и не понял что имели ввиду) - это ЦАГИ, СибНИА, ВИАМ, ЦИАМ, ГосНИИ АС, ГосНИИ ГА.
Для того чтобы работала система «Испытания в МАИ (например) - Заключение (ЦАГИ)» должен быть договор между ними. Я очень сомневаюсь, что ЦАГИ будет давать заключение без проведения у себя испытаний. Если это происходит, то это те самые двойные стандарты. Когда одним можно все, а другие идут только в так называемые центры компетенции типа СибНИА. Для того, чтобы это изменить необходимо поменять системный подход и в частности, например, МАИ проводит испытания и выдаёт Заключение по прочности, но его должен подписать и согласовать кто-то из Авиарегистра. Но для этого должна быть выполнена работа по изменению нормативно-правовой базы. Иначе никак. Либо двойные стандарты, либо в центр компетенции типа ЦАГИ, СибНИА и т.п.