Директор международного аэропорта "Черновцы" Борис Морской рассказал о ситуации в аэропорту, возможную концессию и необходимость развития.
«Нами заинтересовался лоукост «Wizz Air», но ... мы отказали через наши возможности»
В Черновицком аэропорту осталась старая советская инфраструктура. В Украине уже практически не эксплуатируют самолеты того производства. На пассажирских авиалиниях только авиакомпания Мотор Сич еще использует старый и надежный Ан-24. Такие самолеты, как Ту-134, Як-42, собственно под которые была рассчитана наша инфраструктура, уже выведены из эксплуатации. Для обслуживания полетов, задействованы современные многоместные самолеты, у которых совсем другие требования как для взлетно-посадочной полосы и мест стоянок, так и для всей инфраструктуры с аэровокзалом, необходимой современной техникой, современными процедурами обслуживания воздушных судов и пассажиров.
Практически все средства мы вкладываем в поддержку этой советской инфраструктуры, которую надо полностью реконструировать.
На сегодня к нам не могут зайти отечественные авиакомпании, кроме одной. Так как сейчас все они эксплуатируют преимущественно самолеты типа Boeing 737 или Airbus (кстати, А320 - основной самолет лоукоста «Wizz Air», который летает из Сучавы).
Но Черновицкий аэропорт некорректно сравнивать с Сучавой. Румыния - страна, входящая в Евросоюз. В то аэропорт вложили около 40 млн евро, привлекая инвестиции. За два года там сделали инфраструктуру «с нуля»: современную полосу, аэровокзал, навигационное и аэропортовое оборудование и тому подобное. Безусловно, они отвечают требованиям, которые выставляют авиакомпании для обслуживания современных самолетов.
Наш аэровокзал строили в 1933 году, достраивали в советский и украинский периоды. Поэтому он априори не может отвечать вполне современным требованиям обслуживания и не только лоукостов: у нас нет: 1 - багажного отделения (хотя в некоторых, даже современных аэропортах, тоже процедура получения багажа не в отдельном отделении), 2 - транзитной зоны (пассажирам, которые «пересаживаются» с одного рейса на другой, приходится снова начинать процедуру посадки после прилета), 3 - «буферной» зоны (когда, согласно требованиям пограничной службы, должны быть специальные помещения, чтобы в случае, если пассажиры, которые прибыли международным рейсом и не прошли паспортный контроль, могли находиться в специальной зоне до момента их депортации).
Сейчас идет очень быстрый процесс адаптации аэропортов под международные правила. Мало кто знает об этих тонкостях, поэтому возникают коллизии - говорят, что у нас ничего не делается. Но даже за последние четыре года мы сделали все, чтобы минимально обеспечить инфраструктуру для выполнения полетов. Ведь даже отечественная авиакомпания, выполняющая как внутренние, так и международные рейсы из аэропорта, тоже требует обслуживания в соответствии с международными стандартами.
Лоукост «Wizz Air» также подавал нам запрос на возможность выполнения полетов из Черновцов. Ему интересно летать в этот регион. Но, к сожалению, на сегодня это невозможно. Поэтому, когда у нас появится соответствующая инфраструктура, здесь будет не одна авиакомпания, которая нами заинтересовалась. Потому что есть спрос и даже перепродажа билетов (на самолет в Киев).
У лоукостов принцип такой: формирование низкой цены на авиаперевозки осуществляется как предоставление минимума услуг пассажирам, так и получая их от аэропорта (некоторые самолеты даже оборудованы своими трапами, на земле стоят 25 минут) и с желанием получать при этом преференции как от аэропорта, так и от местной или центральной власти. Чтобы их обслужить, должна быть мощная инфраструктура для минимального времени ожидания самолета на перроне и пассажирам в аэровокзале. Понятно, что у нас таких условий нет. Чтобы это получить, нужна полная реконструкция инфраструктуры аэродрома.
Что имеем мы? Инфраструктуру, которую постоянно латаем, поддерживаем в должном состоянии, чтобы принимать хотя бы те типы самолетов, для которых есть техническая возможность обслуживания.
О возможности открыть новый авиарейс из Черновцов
Сейчас МАУ готова открыть рейс в Израиль и другие страны из Черновцов при условии обоснования достаточного пассажиропотока. Потому что это должен быть пассажир не только из Черновцов, края или региона, но и тот, кто прибывает к нам в целях туризма, бизнеса, лечения и тому подобное. То есть, власть обеспечивает достаточную, прежде всего туристическую, привлекательность и туристическую инфраструктуру. Чтобы привлечь туриста, нужно иметь серьезный план развития региона. Аэропорт не является отдельным предприятием, имеющим задачу - перевезти пассажира. Вопросы его развития должны рассматривать в комплексе развития и города, и региона. Власть сейчас поворачивается к этому лицом. Нам нужно сделать полную реконструкцию аэродромного комплекса: современные стоянки, перрон, обновить покрытие. Также реконструкции требует взлетно-посадочная полоса. Но самостоятельно провести ремонт полосы, имеет площадь 94 тыс. кв. м и еще 46 тыс. кв. м перрона, в рамках ни городского, ни даже областного бюджетов пока невозможно.
Нам говорят, что из Львова и Сучавы летают лоукостеры. Но нужно заметить тот факт, что львовский аэропорт - государственный. Его построили к Евро-2012 и вложили примерно от 4 до 6 млрд гривен. Поэтому, чтобы Черновицкий аэродром был конкурентоспособным, нужны такие шаги, которые сделали соседи, от которых сейчас летают наши пассажиры. Мы вернем их, когда станем конкурентноспособными.
Делаем для этого все возможное: 2018 году с Черновицкого аэропорта пассажиропоток увеличился за время независимости практически «с нуля» до 73 тысяч человек (это самая высокая цифра с 1991 года). Согласно отчету Министерства инфраструктуры, мы вошли в девятку основных аэропортов Украины по динамике роста пассажиропотока. Это при том, что 2015 взлетная полоса вообще была в ужасном состоянии, и работала только ее центральная часть.
Прямая регистрация в любую точку мира
Из Черновцов есть прямая регистрация на рейс в любую точку мира, куда летают международные авиалинии. Пассажир делает пересадку в Борисполе. Поэтому можно сказать, что из Черновцов осуществляем полеты не только на Киев.
О новых авиакомпаниях - они очень осторожно заходят на новый рынок. Это должно быть предложение, от которого они не смогут отказаться. Разумеется, чтобы эта авиакомпания эксплуатировала самолеты, которые мы можем принимать. Например, из Черновцов открыли в летний период прямой рейс на Бергамо (Италия). Но авиакомпания использовала самолет с вылетом из Киева. Таким же образом работала чартерная программа на Анталию.
Кстати, если взять во внимание, что с 36 000 пассажиров, к нам прибыли в прошлом году, хотя бы 10000 - это туристы. В среднем потратили 200 $, то это десятки миллионов гривен, которые пополняют бюджет и городской, и областной.
Пути развития аэропорта
Есть готовый проект реконструкции аэродромного комплекса, который прошел государственную экспертизу. В 2018 году он стоил 538 млн грн. Этот проект предусматривает: удлинение и расширение полосы по международным стандартам, новый перрон, продолжение полосы на 283 м с новой рулежной дорожкой. Так мы сможем принимать базовые самолеты, которые используют все авиакомпании (Boeing-737 800/900 или Airbus 320/321). Понятно, что таких средств инвестировать в аэропорт не имеет ни город, ни область.
Сейчас видим два варианта развития предприятия: передача аэродромного комплекса государству (это происходит так: государство вкладывается в реконструкцию, а потом мы на определенных условиях ею пользуемся). Но пока в этой программе нет четких механизмов ее реализации.
Государственно-частное партнерство
По словам министра инфраструктуры, первый шаг сделан, запустили процедуру концессии по морским портам. Следующий пилотный проект - аэропорты. Эксперты определили четыре аэропорта в Украине, которым могут предложить концессию. Это означает, что аэропорт могут передать в управление профильной частной компании - аэропортового оператора. В Черновицком аэропорту будут работать экономическая и юридическая группы, которые определят, насколько он привлекателен для потенциального концессионера или концессионеров. Потом местные власти получат рекомендации.
Удобное расположение аэропорта дает возможность в будущем реализоваться ему как мультимодальный комплекс для пассажирских, так и грузовых перевозок. Наши преимущества: рядом подъездная железнодорожная колея, которую мы обслуживаем, она выходит на станцию Черновцы-Южная. А это - прямая «железнодорожная ветвь» на Европу. Также рядом международная трасса. Таким преимуществом мало кто из региональных аэропортов может похвастаться, поэтому, при реализации проекту реконструкции и строительства нового терминала это необходимо учесть.
Главное - принятие решений и их реализация должны происходить быстро и слаженно. Рынок авиаперевозок, как и любой другой, не терпит пустоты.