Новости аэропорта "Черновцы"

В Международном аэропорту "Черновцы" стартует летняя программа регулярных рейсов.

PS-339 Черновцы 22.55 - Милан( Бергамо ) 00.25+1 с 26.04.2018 по 29.09.2018 по пятницам и воскресеньям
PS-340 Милан (
Бергамо) 01.25- Черновцы 04.55 с 27.04.2018 по 30.09.2018 по понедельникам и субботам

Авиакомпания МАУ.
 
Реклама
Аэропорт Черновцы имени Леонида Каденюка в апреле 2019 года снизил пассажиропоток на 19,9% по сравнению с аналогичным месяцем 2018 года. За прошедший месяц было обслужено 4538 пассажиров против 5593 в апреле годом ранее.

В прошлом месяце большинство пассажиров черновицкого аэропорта воспользовались внутренними рейсами, из них 4252 - регулярными, 6 - нерегулярными.

На международных рейсах аэропорт обслужил 280 человек.

В апреле аэропорт принял и отправил 82 воздушных судна, в то время как годом ранее их количество составляло 91.
 
Черновицкий аэропорт будет принимать больше туристов. С 8 мая 2019 года стартуют чартерные рейсы из Вены в Черновцы. Организует рейсы австриец Пауль Томандль и его турфирма Reisewelt Ukraine.
 
8 мая австрийская авиакомпания People's Viennaline выполнила первый рейс из Вены в Черновцы. Перелет был осуществлен на Embraer 170, сообщает пресс-служба Черновицкого аэропорта.


Как отметили на авиапредприятии, поскольку это чартерный рейс австрийской авиакомпании, то воспользоваться им могут только пассажиры из Австрии. Следующий рейс запланирован на 22 мая, он же станет и последним в этой чартерной программе.

Как проинформировали организаторы данного рейса, если будет спрос, австрийская сторона готова будет рассмотреть и лоббировать чартерную программу между Веной и Черновцами на более регулярной основе.
Ранее такие перелеты выполнялись из Вены во Львов, в этом году в тестовом режиме программу решили расширить, предложив австрийцам направление в Черновцы.

Флот People's Viennaline состоит из двух самолетов Embraer 170. Штаб-квартира компании находится в Вене, а базовый аэропорт в Швейцарии в Санкт-Галлене. Перевозчик выполняет чартерные и регулярные рейсы.
 
Лоукостеры Wizz Air и SkyUp могут начать полеты из аэропорта Черновцы только после реконструкции и модернизации взлётно-посадочной полосы (ВПП). Ремонтные работы могут составить порядка 1 млн. долларов. Об этом в интервью DATA.UA рассказал секретарь общественного совета при Госавиаслужбе Богдан Долинце.

«Основная проблема - состояние инфраструктуры. Если говорить о лоукост привозчиках, то они используют чаще всего самолеты до 5 лет, и они рассчитывают на эксплуатацию самолета практически в идеальных условиях при высоком качестве ВПП. Плохое состояние ВПП сказывается на состоянии определенных деталей и приводит к удорожанию ремонтных работ, что для лоукост-компаний является неприемлемым», - говорит он.
По словам эксперта, регион, в котором расположен аэропорт, за счет близости к Карпатам имеет хороший туристический потенциал. Привлечение в Черновцы международного бюджетного перевозчика может в перспективе способствовать развитию не только чартерных перевозок, но и регулярных рейсов.

«Привлечение международного перевозчика может решить проблему сезонности, которая есть у большинства украинских региональных аэропортов. Без регулярных рейсов такие аэропорты существуют от сезона до сезона. В зимний период, когда туроператоры перестают летать, у аэропортов начинают накапливаться долги», - говорит Богдан Долинце.
 
Каким путем пойдет власть для того, чтобы единственный в области аэропорт не обанкротился, а наоборот - развивался?
По оценкам специалистов, аэропорт столицы Буковины может принимать до 1 миллиона пассажиров в год. Но для этого надо найти на ремонт и реконструкцию более полумиллиарда гривен.

В комментарии корреспонденту УКРИНФОРМа директор аэропорта Борис Морской рассказал, что имеющихся у предприятия средств не хватает для полноценного развития аэропорта. На эти цели необходимо выделять дополнительные ресурсы.

- В свое время государство не смогло содержать аэропорты и передала их в регионы. Мы видим, что не каждый регион смог сохранить аэродром. Черновцам это удалось. Сейчас у нас есть новая светосигнальная система, инфраструктуру поддерживаем в порядке, - говорит директор аэропорта. - Но сегодня все аэропорты сертифицируются по международным правилам, и мы также должны этим требованиям соответствовать. Нам нужно делать реконструкцию перрона, взлетно-посадочной полосы. Далее - необходима реконструкция аэровокзала, который строился 85 лет назад для обслуживания совсем других самолетов. Проблема - полосу и перрон ремонтировали кусками, определенными участками и это каждый имеет определенный срок износа. Поэтому пока ожидая капитальную реконструкцию, мы вынуждены поддерживать всё это в надлежащем состоянии.

Есть ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ, НО НЕТ ДЕНЕГ

Есть несколько вариантов, как предлагает государство развивать региональные аэропорты. Это и передача взлетно-посадочных полос государству, и привлечение международных концессионеров, которые реконструируют аэропорты.

«Сейчас у нас по моей инициативе и распоряжению секретаря городского совета создана рабочая группа. В нее вошли чиновники различных управлений городского совета, работники аэропорта, представители областного совета. Нужно все хорошо изучить и решить, что делать. Чтобы аэропорт развивать, и чтобы город не потерял, а только выиграл от такого решения. Понятно, что состояние взлетно-посадочной полосы влияет на количество рейсов и авиакомпаний, с которыми мы можем сотрудничать », - отметил Борис Морской.

Заместитель директора Департамента ЖКХ Черновицкого городского совета Олег Пилипьяк объясняет, что город готов проект реконструкции аэропорта на общую сумму 538 млн гривен. Однако, где взять такие средства, пока никто не знает.

- Аэропорт - коммунальное предприятие, которое передали городу от областного совета. На сегодня аэропорт имеет прирост. 73 тысяч пассажиров приняли в 2018 году. Это более чем на 50 процентов превышает показатели предыдущего года. Вместе с тем, мы имеем готовый проект реконструкции международного аэропорта на 538 млн гривен. Это капитальный ремонт перрона и наращивание длины полосы до 2500 метров, как предусмотрено международными требованиями. Проект можно воплощать хоть завтра. Но сейчас все понимают, что ни городская, ни областной совет не могут выделить такую сумму на реконструкцию аэропорта. Поэтому либо передается взлетная полоса в государственную собственность или аэропорт - в концессию международным компаниям, финансовым группам, которые берут на себя обязательства сделать комплексный ремонт и имеют возможность привлечь другие авиакомпании, туристов.

Между государственными и частными собственностью

Какой вариант выбрать для стратегического развития аэропорта и под силу сделать городской власти, рассказал Укринформа заместитель городского головы Владимир Середюк .

- Сейчас создана рабочая группа. Мы рассматриваем несколько направлений, как можно развить аэропорт. Стратегической является передачи полосы в государственную или частную собственность, и текущая ситуация - это состояние центральной части полосы и поддержка ее в надлежащем состоянии, - говорит Середюк. - Силами городских властей нужно отремонтировать в первую очередь центральную часть полосы, чтобы аэропорт не остановил свою работу. На это ориентировочно нужно 25 млн гривен. Соответствующее задание уже дано Департаменту жилищно-коммунального хозяйства городского совета. В первую очередь необходимо отремонтировать 22 000 квадратных метров центральной части взлетно-посадочной полосы Черновицкого аэропорта, восстановить асфальтовое покрытие. Пока решили делать это в этом году, постепенно, чтобы сохранить аэродром к глобальной реконструкции.

Если полосу аэропорта решат передать в государственную собственность, ремонт и обслуживание будет осуществляться за государственные средства. Вместе с этим город потеряет возможность финансировать любые работы, а значит - контролировать эти процессы. Еще большие риски от передачи Черновицкого аэропорта на условиях концессии. Ведь в данном случае речь идет не только о передаче полосы, но и всего аэровокзала на десятилетия в частную собственность.

Каким путем пойдет власть для того, чтобы единственный в области аэропорт не обанкротился, а наоборот - развивался, мы надеемся увидеть в ближайшее время.
 
11390 пассажиров обслужил аэропорт "Черновцы" в июне 2019 года.

По сравнению с этим же показателем прошлого года перевозки увеличились на 12,5%.

Было отправлено и принято по 66 рейсов, из которых 9 регулярных международных и 30 регулярных внутренних.

На международных рейсах было обслужено 5818 пассажиров, из которых 1538 - на регулярных, на внутренних - 5572, из которых - 5537 на регулярных.

Рост за все первое полугодие составил 9,9%

Загрузка рейса на Киев составила в среднем более 92 пассажиров. Для сравнения, в прошлом году было 68.
 
Аэропорт Черновцы имени Леонида Каденюка в июле 2019 года снизил пассажиропоток на 2,3% по сравнению с аналогичным месяцем 2018 года. За прошедший месяц было обслужено 10445 пассажиров против 10687 в июле годом ранее.

В июле 2019 года большинство пассажиров черновицкого аэропорта воспользовались внутренними рейсами - 5665 человек ( + 8,9%)

На международных рейсах аэропорт обслужил 4780 человек ( - 12,9%)
 
В августе 2019 года аэропорт Черновцы обслужил 10677 пассажиров, что на 8,5% больше показателя августа прошлого года (9836), таковы данные аэропорта.

Из этого числа на международные рейсы пришлось 4950 пассажиров (против 4160 в августе 2018-го). При этом внутренние рейсы также показали положительную динамику - в августе аэропорт принял 5727 пассажиров внутренних рейсов, тогда как в августе 2018-го их количество составило 5676 человек.

Всего за август в аэропорт Черновцы прибыли и отправились из него 134 воздушных судна, столько же самолетов воздушная гавань обслужила и в августе 2018-го.
 
В сентябре 2019 года аэропорт Черновцы обслужил 9840 пассажиров, что на 8% меньше показателя августа текущего года (10677).

По опубликованным аэропортом статистическими данным, несмотря на снижение, пассажиропоток сентября 2019 на 20% выше показателей сентября прошлого года (8186).

На международные рейсы пришлось 4068 пассажиров (против 4950 в августе). При этом внутренние рейсы показали небольшой прирост - в сентябре аэропорт принял 5772 пассажиров внутренних рейсов, тогда как в августе их количество составило 5727 человек.

Всего в сентябре в аэропорт Черновцы прибыли и отправились из него 120 самолетов при 134 обслуженных в августе 2019.
 
Реклама
Аэропорт нуждается в реконструкции взлетно-посадочной полосы и аэровокзала.

6 октября в КП «Международный аэропорт«Черновцы» им. Леонида Каденюка» закончилась летняя программа. Поэтому пока самолеты отсюда летают только в Киев. Это регулярный ежедневный рейс, рассказывает директор предприятия Борис Морской. По его словам, черновицкий аэропорт может принимать только один тип самолетов - Embraer 190, которые сейчас использует для полетов только авиакомпания МАУ. «При той инфраструктуре, которую мы сейчас используем, ни о каком увеличении количества рейсов речь идти не может, - говорит Борис Морской. - Наш аэровокзал строился в 1933 году, с тех пор он не претерпел практически никаких изменений. Единственное, что там в советские времена, и уже в период независимости достраивали- это помещения таможенной и пограничной служб .

Для того, чтобы соответствовать международным нормам, в аэропорту должно быть багажное отделение. Его никогда в черновицком аэропорту не было, говорит Борис Морской. Так же как и не было комнаты для перемещенных лиц: «Это пассажиры, прилетевшие к нам и у которых возникли проблемы с документами. Такое бывает. Их надо в этой стерильной зоне содержать, пока их куда-либо переместят. Ведь выйти на нашу территорию они не имеют права, а, например, рейса, которым их можно будет отправить назад, на данный момент нет. Необходимо иметь такое помещение для того, чтобы эти пассажиры могли находиться в нейтральной зоне до тех пор, пока не улетят обратно ».

Пассажиры всегда получали багаж на улице. Директор аэропорта говорит: иногда пассажиры жалуются на то, что вынуждены получать свой багаж на улице, но здесь так было всегда. «Мы все помним, как раньше подъезжал грузовой автомобиль, и людям оттуда раздавали вещи. Сейчас та же ситуация, просто она более цивилизованная. Пассажиры получают свои вещи рядом с терминалом и выходят из аэровокзала через зал посадки, то есть какого-то отдельного выхода нет. Мы практиковали, чтобы люди выходили через ворота, но это также неправильно, поэтому пассажиры выходят в тот же самый зал, где проходит регистрация и это создает неудобства », - рассказывает Борис Морской.

Некоторым "заплаткам" на перроне - 20 лет К 2015 году часть взлетно-посадочной полосы аэропорта была разрушена и выведена из эксплуатации, аэропорт не принимал ни одного регулярного рейса. Регулярные полеты возобновились через год, когда полосу удалось отремонтировать. С тех пор, говорит Борис Морской аэропорт снова начал развиваться, и уже в 2018-м году смог обслужить более 73 000 пассажиров. Примерно такое же количество выйдет и в этом году, но это - максимум, на который способен черновицкий аэродром при нынешней инфраструктуре, отмечает директор предприятия. «Сейчас вся наша инфраструктура напоминает пестрое одеяло,где клочками делается ремонт. На перроне есть участки, которые в последний раз ремонтировали 20 лет назад, это при том что срок службы асфальтовых покрытий 10 лет. Поэтому мы используем стоянки, которые еще находятся в нормальном состоянии и мы их поддерживаем », - говорит Борис Морской .

Один из вариантов развития - государственно-частное партнерство.

Как рассказал директор аэропорта, сейчас перед командой стоит две задачи: первая - это содержание предприятия в надлежащем рабочем состоянии; второе - стать хорошим аэропортом, который сможет предоставлять качественные услуги в регионе. Последнее возможно лишь при условии полной реконструкции аэропорта. Ведь черновицкое аэропорт имеет хороший потенциал и при должной инфраструктуре сможет обслуживать и до одного миллиона пассажиров в год, уверен Борис Морской. В прошлом году в Черновцах состоялась встреча представителей Министерства инфраструктуры Украины и консультантов международной финансовой корпорации, пригласили также министра транспорта Румынии. Встреча состоялась в рамках первого этапа пилотного проекта концессии аэропортов. В результате первого этапа эксперты определили четыре аэропорта в Украине, которые можно предложить на концессию. Это означает, что аэропорт может перейти в управление частной компании. Вскоре начнется реализация второго этапа пилотного проекта. Это - совместная программа Правительства, Министерства инфраструктуры и международных финансовых корпораций. Экономическая и юридическая группы начнут работать в Черновицком аэропорту уже в этом месяце для того, чтобы определить, насколько привлекательным он может быть для инвесторов. После этого эксперты предоставят рекомендации местной власти, как лучше развивать аэропорт.

По словам Бориса Морского, возможны несколько вариантов развития Черновицкого аэропорта: «Это может быть пакетная концессия четырех аэропортов, некая корпорация, или это будут группы аэропортов, или каждый аэропорт отдельно. Но уже будет серьезный вывод, насколько этот аэропорт привлекательный, и местная власть будет решать, как действовать дальше ». 10 октября анонсировали программу действий правительства в сфере авиатранспорта, основная цель которой - чтобы украинцы чаще пользовались авиатранспортом. Среди задач - снижение средней стоимости билета, увеличение пассажиропотока на 60 процентов. Для этого планируют снять НДС на внутренние рейсы, сделает билеты на самолеты дешевле. На международные полеты НДС нет, поэтому часто билеты на международные авиарейсы бывают дешевле, чем на внутренние. Рост пассажиропотока, по мнению чиновников, должно произойти за счет развития региональных аэропортов. Реконструкция взлетно-посадочных полос в семи аэропортах Украины государство берет на себя. С концессионерами планируют работать по развитию аэропортовых комплексов. «У нас бытует мнение, что концессионер - это какой-то местный дядя, который займет аэропорт и доведет его до банкротства, или использует его как-то не по назначению. Однако практика показывает, что львиная доля аэропортов в мире находится в концессии. Есть такие организации - аэропортовые операторы, которые этим занимаются профессионально, они берут аэропорт в концессию с нуля и доводят его до максимальной возможности использования. Такие компании давно интересовались украинскими аэропортами. Вот, например, компания «Винчи» управляет 36 аэропортами в 7 странах мира: Франции, Португалии, Камбоджи, Бразилии, Чили, Доминиканской Республике и Японии. За год аэропорты компании обслуживают 157 000 000 пассажиров », - рассказал Борис Морской .

Чиновник говорит, что в Украине есть ряд аэропортов, которые уже работают по программе частно-государственное партнерство, это аэродрома в Ивано-Франковске, Днепре, Харькове, Одессе и аэропорт Жуляны. В этих аэродромах есть доля частного капитала. Такой вариант в Кабмине предлагают и Черновцам. «Владелец, в нашем случае - город, получает от этого двойную выгоду: платится концессия и часть из прибыли аэропорта, кроме того, он имеет действующий аэропорт, в который прилетают пассажиры, оставляющие деньги в городе. Это ошибочное мнение, что аэропорт - коммунальное предприятие, главная задача которого платить налоги в бюджет города, не все понимают, что аэропорт нужен для того, чтобы сюда прилетали пассажиры, которые будут оставлять здесь деньги: туристы, делегации. Наличие аэропорта - это имидж города », - отмечает Борис Морской .

Проектно-сметная документация на реконструкцию взлетно-посадочной полосы Черновицкого аэропорта уже прошли государственную экспертизу. Стоимость работ около 500 млн гривен. «Реконструкция предусматривает удлинение и расширение полосы. У нас сейчас полоса шириной 42 метра, а по международным стандартам она должна быть 45 метров. Также предусмотрено удлинение взлетно-посадочной полосы и реконструкция перрона. Перрон на данный момент не имеет дренажной системы, он проседает. Если в ближайшее время не сделаем реконструкцию, то будем летать с из Львова, это при том, что потенциал у нас есть », - говорит Борис Морской .

Директор Черновицкого аэропорта уверяет, что готовится к реконструкции аэропорта, потому что верит в лучшее, ибо другого выхода не видит.
 
Аэропорт Черновцы в октябре обслужил 4492 пассажира, что на 1,4% меньше аналогичного месяца 2018 года, когда пассажиропоток составил 4558 человек.

В октябре текущего года пассажиропоток на международных рейсах составил 373 человека, все они летели чартерными рейсами. В октябре прошлого года этот показатель составлял 181, при этом 58 человек путешествовали регулярными рейсами, 123 - чартерными.

Во внутреннем сообщении аэропорт зафиксировал в прошлом месяце 4119 пассажиров против 4377 в аналогичном месяце 2018 года.
 
За десять месяцев 2019 года воздушная гавань Черновцов приняла и отправила 70109 пассажиров, что на 8,2% больше аналогичного периода прошлого года.
 
В ноябре 2019 года пассажиропоток международного аэропорта Черновцы составил 3,657 тыс. человек (на 5,4% или 209 чел. меньше, чем в прошлом году). Об этом сообщает пресс-служба аэропорта.

Основной объем пассажиров был обслужен на внутренних рейсах - 3,656 тыс. человек, в т.ч. на регулярных - 3,625 тыс.

В целом в ноябре 2019 года аэропорт Черновцы обслужил на взлет/посадку 60 воздушных судов.
 
Самолет, который более 40 лет стоял в сквере Садгоры, забрали в аэропорт на реставрацию.

Участие в его восстановлении готовы взять общественные организации и специалисты Черновицкого аэропорта. Сотрудники Черновицкого аэропорта получили задание от городского совета принять самолет с Садгоры для дальнейшего хранения. Об этом ИА АСС рассказал Борис Морской, директор аэропорта. "Самолет МиГ - 17 ПС находится на территории Садгоры с 1976 года. Мы получили задачу принять его для восстановления и сохранения, в связи с тем, что самолет находится в неудовлетворительном состоянии", - говорит Борис Морской.

На самолетах типа МиГ-17 ПС учился известный земляк Леонид Каденюк, отмечает директор аэропорта. 9 декабря его вывезли из Садгоры и сейчас он находится на территории Черновицкого аэропорта. Уже есть общественные организации, которые согласились принять участие в восстановлении самолета. К реставрации воздушного судна присоединятся также сотрудники аэропорта, рассказал Борис Морской. Что с самолетом будет после восстановления, пока неизвестно. Возможно, его оставят на территории аэропорта, как памятник.
1576192379575.png
 
Последнее редактирование:
Как может выглядеть новый терминал аэропорта в Черновцах: проект от архитектурной компании
1576881139016.png

Часть фасада и кровли будет имитировать черепицу Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича. Киевская проектная компания UVT GROUP разработала концепцию нового терминала международного аэропорта " Черновцы " имени Леонида Каденюка. Об этом говорится на сайте компании. Новый терминал должен обслуживать 200 пассажиров на международных рейсах и 200 пассажиров на внутренних в час.

" Наше решение удовлетворяет всем необходимым требованиям, в том числе ИКАО, давая возможность расширения терминала в будущем не меняя основную технологическую линию. Архитектура здания подчеркивает местные особенности Черновцов, а именно: часть фасада и кровли повторяет рисунок черепицы выдающегося Черновицкого университета имени Юрия Федьковича. При этом здание не слишком большое по сравнению с аналогами - мы понимаем важность экономии при строительстве. В рамках концепции были предоставлены технико-экономические показатели и предварительная оценка бюджета проекта. Надеемся ,что город Черновцы сможет реализовать этот амбициозный проект, вместе с реконструкцией взлетно-посадочной полосы. Учитывая развитие авиации во всем мире, развитие региональных аэропортов нашей страны должно быть в приоритете для экономического роста Украины в целом. Мы гордимся тем, что наша компания имеет опыт и возможность способствовать этому росту. Строим страну вместе ", - говорится в описании к проекту нового терминала.
 
1577502919604.png

Черновицкая городская и областная власть встретилась с представителями Международной финансовой корпорации и ЕБРР. Возможность привлечения частного инвестора к развитию Черновицкого аэропорта с представителями Международной финансовой корпорации и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) обсудили Михаил Павлюк, и.о. председателя Черновицкой ОГА, Иван Мунтян, председатель облсовета, Алексей Каспрук, мэр Черновцов. Сообщает пресс-служба Черновицкой ОГА .

Встреча прошла в рамках проведения предварительной оценки потенциальной возможности привлечения частного сектора к развитию, модернизации и эксплуатации четырех региональных аэропортов Украины: во Львове, Черновцах (КП «Международный аэропорт «Черновцы» имени Леонида Каденюка"), Херсоне и Запорожье, финансируемых Фондом инфраструктуры .

Целью этого анализа является оценка экономической и финансовой возможностей привлечения частного сектора к участию в модернизации и эксплуатации индивидуальных аэропортов или групп из двух-трех аэропортов, разработка вариантов структурирования транзакций, которые можно было бы реализовать в рамках существующей нормативной базы.

«Отрадно, что в соответствии с Национальной транспортной стратегии Украины до 2030 г.., создаются все необходимые условия для развития региональных аэропортов и приведения аэропортовой инфраструктуры в соответствие с международными стандартами. С 2016 года Международный аэропорт «Черновцы» успешно функционирует с ежедневными регулярными полетами в Киев. Кроме того, стартовали рейсы в Турцию, Египет и Италии », - рассказал Михаил Павлюк . Чиновник также отметил, что развитый аэропорт будет способствовать поступлению инвестиций на Буковину и поможет увеличить количество туристов в крае. «Привлечение дополнительных финансовых ресурсов позволит использовать имеющийся потенциал зоны обслуживания аэропорта, обеспечить его эффективное развитие и значительно повысить пассажиропоток, в том числе с учетом туристической привлекательности нашего региона», - сказал Михаил Павлюк .
 
Директор международного аэропорта "Черновцы" Борис Морской рассказал о ситуации в аэропорту, возможную концессию и необходимость развития.

«Нами заинтересовался лоукост «Wizz Air», но ... мы отказали через наши возможности»

В Черновицком аэропорту осталась старая советская инфраструктура. В Украине уже практически не эксплуатируют самолеты того производства. На пассажирских авиалиниях только авиакомпания Мотор Сич еще использует старый и надежный Ан-24. Такие самолеты, как Ту-134, Як-42, собственно под которые была рассчитана наша инфраструктура, уже выведены из эксплуатации. Для обслуживания полетов, задействованы современные многоместные самолеты, у которых совсем другие требования как для взлетно-посадочной полосы и мест стоянок, так и для всей инфраструктуры с аэровокзалом, необходимой современной техникой, современными процедурами обслуживания воздушных судов и пассажиров.

Практически все средства мы вкладываем в поддержку этой советской инфраструктуры, которую надо полностью реконструировать.

На сегодня к нам не могут зайти отечественные авиакомпании, кроме одной. Так как сейчас все они эксплуатируют преимущественно самолеты типа Boeing 737 или Airbus (кстати, А320 - основной самолет лоукоста «Wizz Air», который летает из Сучавы).

Но Черновицкий аэропорт некорректно сравнивать с Сучавой. Румыния - страна, входящая в Евросоюз. В то аэропорт вложили около 40 млн евро, привлекая инвестиции. За два года там сделали инфраструктуру «с нуля»: современную полосу, аэровокзал, навигационное и аэропортовое оборудование и тому подобное. Безусловно, они отвечают требованиям, которые выставляют авиакомпании для обслуживания современных самолетов.

Наш аэровокзал строили в 1933 году, достраивали в советский и украинский периоды. Поэтому он априори не может отвечать вполне современным требованиям обслуживания и не только лоукостов: у нас нет: 1 - багажного отделения (хотя в некоторых, даже современных аэропортах, тоже процедура получения багажа не в отдельном отделении), 2 - транзитной зоны (пассажирам, которые «пересаживаются» с одного рейса на другой, приходится снова начинать процедуру посадки после прилета), 3 - «буферной» зоны (когда, согласно требованиям пограничной службы, должны быть специальные помещения, чтобы в случае, если пассажиры, которые прибыли международным рейсом и не прошли паспортный контроль, могли находиться в специальной зоне до момента их депортации).

Сейчас идет очень быстрый процесс адаптации аэропортов под международные правила. Мало кто знает об этих тонкостях, поэтому возникают коллизии - говорят, что у нас ничего не делается. Но даже за последние четыре года мы сделали все, чтобы минимально обеспечить инфраструктуру для выполнения полетов. Ведь даже отечественная авиакомпания, выполняющая как внутренние, так и международные рейсы из аэропорта, тоже требует обслуживания в соответствии с международными стандартами.

Лоукост «Wizz Air» также подавал нам запрос на возможность выполнения полетов из Черновцов. Ему интересно летать в этот регион. Но, к сожалению, на сегодня это невозможно. Поэтому, когда у нас появится соответствующая инфраструктура, здесь будет не одна авиакомпания, которая нами заинтересовалась. Потому что есть спрос и даже перепродажа билетов (на самолет в Киев).

У лоукостов принцип такой: формирование низкой цены на авиаперевозки осуществляется как предоставление минимума услуг пассажирам, так и получая их от аэропорта (некоторые самолеты даже оборудованы своими трапами, на земле стоят 25 минут) и с желанием получать при этом преференции как от аэропорта, так и от местной или центральной власти. Чтобы их обслужить, должна быть мощная инфраструктура для минимального времени ожидания самолета на перроне и пассажирам в аэровокзале. Понятно, что у нас таких условий нет. Чтобы это получить, нужна полная реконструкция инфраструктуры аэродрома.

Что имеем мы? Инфраструктуру, которую постоянно латаем, поддерживаем в должном состоянии, чтобы принимать хотя бы те типы самолетов, для которых есть техническая возможность обслуживания.

О возможности открыть новый авиарейс из Черновцов

Сейчас МАУ готова открыть рейс в Израиль и другие страны из Черновцов при условии обоснования достаточного пассажиропотока. Потому что это должен быть пассажир не только из Черновцов, края или региона, но и тот, кто прибывает к нам в целях туризма, бизнеса, лечения и тому подобное. То есть, власть обеспечивает достаточную, прежде всего туристическую, привлекательность и туристическую инфраструктуру. Чтобы привлечь туриста, нужно иметь серьезный план развития региона. Аэропорт не является отдельным предприятием, имеющим задачу - перевезти пассажира. Вопросы его развития должны рассматривать в комплексе развития и города, и региона. Власть сейчас поворачивается к этому лицом. Нам нужно сделать полную реконструкцию аэродромного комплекса: современные стоянки, перрон, обновить покрытие. Также реконструкции требует взлетно-посадочная полоса. Но самостоятельно провести ремонт полосы, имеет площадь 94 тыс. кв. м и еще 46 тыс. кв. м перрона, в рамках ни городского, ни даже областного бюджетов пока невозможно.

Нам говорят, что из Львова и Сучавы летают лоукостеры. Но нужно заметить тот факт, что львовский аэропорт - государственный. Его построили к Евро-2012 и вложили примерно от 4 до 6 млрд гривен. Поэтому, чтобы Черновицкий аэродром был конкурентоспособным, нужны такие шаги, которые сделали соседи, от которых сейчас летают наши пассажиры. Мы вернем их, когда станем конкурентноспособными.

Делаем для этого все возможное: 2018 году с Черновицкого аэропорта пассажиропоток увеличился за время независимости практически «с нуля» до 73 тысяч человек (это самая высокая цифра с 1991 года). Согласно отчету Министерства инфраструктуры, мы вошли в девятку основных аэропортов Украины по динамике роста пассажиропотока. Это при том, что 2015 взлетная полоса вообще была в ужасном состоянии, и работала только ее центральная часть.

Прямая регистрация в любую точку мира

Из Черновцов есть прямая регистрация на рейс в любую точку мира, куда летают международные авиалинии. Пассажир делает пересадку в Борисполе. Поэтому можно сказать, что из Черновцов осуществляем полеты не только на Киев.

О новых авиакомпаниях - они очень осторожно заходят на новый рынок. Это должно быть предложение, от которого они не смогут отказаться. Разумеется, чтобы эта авиакомпания эксплуатировала самолеты, которые мы можем принимать. Например, из Черновцов открыли в летний период прямой рейс на Бергамо (Италия). Но авиакомпания использовала самолет с вылетом из Киева. Таким же образом работала чартерная программа на Анталию.

Кстати, если взять во внимание, что с 36 000 пассажиров, к нам прибыли в прошлом году, хотя бы 10000 - это туристы. В среднем потратили 200 $, то это десятки миллионов гривен, которые пополняют бюджет и городской, и областной.

Пути развития аэропорта

Есть готовый проект реконструкции аэродромного комплекса, который прошел государственную экспертизу. В 2018 году он стоил 538 млн грн. Этот проект предусматривает: удлинение и расширение полосы по международным стандартам, новый перрон, продолжение полосы на 283 м с новой рулежной дорожкой. Так мы сможем принимать базовые самолеты, которые используют все авиакомпании (Boeing-737 800/900 или Airbus 320/321). Понятно, что таких средств инвестировать в аэропорт не имеет ни город, ни область.

Сейчас видим два варианта развития предприятия: передача аэродромного комплекса государству (это происходит так: государство вкладывается в реконструкцию, а потом мы на определенных условиях ею пользуемся). Но пока в этой программе нет четких механизмов ее реализации.

Государственно-частное партнерство

По словам министра инфраструктуры, первый шаг сделан, запустили процедуру концессии по морским портам. Следующий пилотный проект - аэропорты. Эксперты определили четыре аэропорта в Украине, которым могут предложить концессию. Это означает, что аэропорт могут передать в управление профильной частной компании - аэропортового оператора. В Черновицком аэропорту будут работать экономическая и юридическая группы, которые определят, насколько он привлекателен для потенциального концессионера или концессионеров. Потом местные власти получат рекомендации.

Удобное расположение аэропорта дает возможность в будущем реализоваться ему как мультимодальный комплекс для пассажирских, так и грузовых перевозок. Наши преимущества: рядом подъездная железнодорожная колея, которую мы обслуживаем, она выходит на станцию Черновцы-Южная. А это - прямая «железнодорожная ветвь» на Европу. Также рядом международная трасса. Таким преимуществом мало кто из региональных аэропортов может похвастаться, поэтому, при реализации проекту реконструкции и строительства нового терминала это необходимо учесть.

Главное - принятие решений и их реализация должны происходить быстро и слаженно. Рынок авиаперевозок, как и любой другой, не терпит пустоты.
 
Реклама
Председатель Черновицкой областной государственной администрации Сергей Осачук предлагает построить новый терминал аэропорта, а не модернизировать старое помещение аэропорта.

Об этом он сказал в эфире телеканала "Черновцы".

В частности, он отметил, что окончательное решение должен принимать Черновицкий горсовет, поскольку аэропорт находится в городской коммунальной собственности.

"Область может лишь побуждать адекватно оценить возможности для развития воздушных ворот Буковины. Мы остаемся, образно говоря, в ограниченной, но родной квартире-хрущевке, или нам стоит решиться на новостройку?", - сказал Осачук.

Он сказал, что у власти есть два пути - или "лепить и перестраивать на ограниченном клочке, который открыл еще король Румынии", или "сделать что-то современное, которое будет иметь перспективу".

"Я только могу привести вам слова председателя Сучавского уезда господина Флутора, который в частной беседе несколько месяцев назад нам сказал, что он очень сожалеет, что они модернизировали аэропорт "Сучава", надо было построить новый", - сказал председатель ОГА.
 
Назад