Да, а вот, собственно, и оригинал цитируемого в статье документа (здесь не видно всех таблиц и графиков - смотрите файл по адресу
http://www.vedomosti.ru/cgi-bin/get...-2009.doc?file=2009/07/24/206628_0109063781):
Пассажиропоток аэропорта Домодедово в I –м полугодии 2009 года
В первом полугодии 2009 г. сокращение пассажиропотока аэропорта Домодедово составило 21,1%, это выше, чем по отрасли в целом - около 20% и по МАУ – около 14%.
Нужно учесть, что Домодедово обладал и обладает наибольшим количеством клиентов - авиакомпаний (общее количество - 88) и самым широким спектром рынков, т.е. самой разветвленной маршрутной сетью (221 направление).
При рассмотрении причин стоит отметить, что они возникали последовательно, накладываясь друг на друга, и, тем самым, усугубляя ситуацию.
Причина №1. Прекращение выполнения полетов нескольких крупных авиакомпаний.
В сентябре-октябре 2008 года ввиду сложного финансового положения прекратили выполнять полеты ряд авиакомпаний (альянс Air Union, Интеравиа, Дальавиа).
Пассажиропоток данных авиакомпаний в Домодедово составлял около 2,4 млн. человек в год, их доля - около 11,5%. Данный фактор является наиболее значимым, и будет оказывать влияние до сентября 2009г.
Причина №2. Оптимизация парка ВС ведущих клиентов.
В октябре-декабре 2008 года ряд авиакомпаний, в том числе крупные клиенты (S7 Airlines, Вим-Авиа), провели оптимизацию парка, выведя все воздушные суда отечественного производства (Ту154, Ил86, Як42), и, тем самым, сократив свою программу полетов, а, следовательно, и пассажиропоток.
По данной причине аэропорт недосчитался около 500 тыс. пассажиров, доля данных авиакомпаний составляла 2,5%.
Несмотря на потери, менеджмент Домодедово считает данные изменения полезными, т.к. авиакомпании добились оптимизации операционной деятельности и большей финансовой устойчивости.
В МАУ оба фактора характерны только для Домодедово.
В итоге, в силу данных двух причин, аэропорт лишился около 14% своего пассажиропотока.
Причина №3. Лидирующие позиции Домодедово на наиболее пострадавших рыночных сегментах.
Домодедово является лидером в МАУ по двум наиболее пострадавшим в результате кризиса сегментам – внутренние воздушные перевозки и туристические рейсы в страны Дальнего Зарубежья. На долю Домодедово приходится 59 % туристического и 42% внутреннего рынка МАУ.
Соответственно, данные сегменты вместе дают около 70% пассажиропотока Домодедово.
Наибольшее снижение темпов наблюдалось на внутренних перевозках (27%), особенно серьезно сократился пассажиропоток региональных авиакомпаний РФ (примерно на 40%), и туристическом рынке (26%).
Таким образом, опережающее сокращение данных рынков отразилось на Домодедово в значительно большей степени, чем на других аэропортах МАУ.
Интересно рассмотреть темпы развития аэропорта без влияния обанкротившихся компаний:
Как видно из таблицы, в апреле-июне 2009 года разрыв между темпами сокращения пассажиропотока Домодедово и МАУ сокращается примерно на 2-3% в месяц. Если в феврале сокращение пассажиропотока составило 25,6%, то в июне - уже 15,2%, а в первых числах июля – около 10%.
А если рассматривать пассажиропоток Домодедово без учета «кризисных компаний”, то сокращение примерно на 4-5% меньше, чем по МАУ в целом, а в июне пассажиропоток Домодедово сократился всего на 3,5%, что на 6,5% меньше, чем по МАУ.
Улучшение ситуации в Домодедово связано с проведенным комплексом восстановительных мероприятий.
Менеджмент аэропорта и авиакомпаний находится в тесном взаимодействии при формировании совместной рыночной стратегии. В результате данных мероприятий авиакомпаниями – партнерами были открыты более 50 новых рейсов, в том числе по направлениям, на которых позиции Домодедово были резко ослаблены (Красноярск, Магадан, Благовещенск, Якутск, Сочи, Анапа, Норильск, Лиссабон, Самара, Иркутск и другие). Благодаря проведенному комплексу восстановительных мероприятий, к летнему сезону удалось компенсировать около 60% всего потерянного пассажиропотока.
Дают результаты долгосрочные стратегические шаги, заложенные задолго до начала кризиса. В начале летнего сезона 2009 года аэропорт начал сотрудничество с 7-ю новыми перевозчиками: российскими авиакомпаниями Таймыр (торговая марка Nord Star) и Авиастар-ТУ, тунисской Nouvelair, португальской TAP, американской United Airlines, казахской Иртыш-авиа, белорусской Гомель-Авиа.
Ведущие авиакомпании Домодедово, несмотря на кризисную ситуацию на рынке, наращивают пассажиропоток. За второй квартал относительно аналогичного периода прошлого года авиакомпания Уральские авиалинии (3-е место по пассажиропотоку в Домодедово) продемонстрировала рост 40%, а Трансаэро (2-е место) – 10%.
Сокращение пассажиропотока S7 Group (входят авиакомпании S7 Airlines и Глобус) быстро уменьшается. В июне, несмотря на массовый вывод отечественных ВС в 2008г., авиакомпания продемонстрировала прирост 2% на рынке внутренних перевозок, который пострадал в Домодедово в большей степени.
В результате преобразований в аэропорту сформировалась обновленная структура парка воздушных судов, обновились бизнес-модели авиакомпаний, усиливается их рыночная специализация.
Наметился рост крупнейших авиакомпаний, который будет продолжаться.
Любой аэропорт предельно зависим от благосостояния авиакомпаний – партнеров и глобальных рыночных тенденций.
Мы согласны мириться с этим только в краткосрочном периоде.
Сочетание долгосрочной стратегии, оперативных шагов, направленных на нейтрализацию экономических и рыночных тенденций, а также результаты работы в 2009 г. дают основания полагать, что основные негативные последствия позади, либо нами контролируются.
В сентябре, когда пройдет год со дня прекращения полетов «кризисных авиакомпаний», аэропорт рассчитывает войти в положительную динамику пассажиропотока, а к концу года выйти на темпы роста 10%.
Исходя из данной динамики, в 2008 году аэропорт Домодедово планирует обслужить 18,0-18,5 млн. пассажиров, добившись сокращения пассажиропотока относительно прошлого года на уровне 10%.
Таким образом, мы убеждены, что понимаем рынок и контролируем ситуацию.