"ЮТэйр" сократила авиапарк на 33 самолета
Компания в ожидании госгарантий полностью вывела из флота 33 самолета и 11 передала своему новому чартерному перевозчику
Авиакомпания "ЮТэйр" уже вернула часть своих самолетов лизингодателям, несколько из этих лайнеров к настоящему моменту летают под цветами других авиакомпаний. Как сообщил "Известиям" представитель компании, из парка выведено 44 самолета, из них 11 переданы дочернему чартерному перевозчику "Катэкавиа". Компания рассчитывает сэкономить: самыми дорогими из сокращенных самолетов были Airbus A321: месяц их аренды обходился, по данным "Известий", в $400-600 тыс.
- Благодаря комплексу мероприятий по оптимизации маршрутной сети "ЮТэйр" вывела из своего флота 33 самолета, из них 6 Boeing 737-800, 12 Airbus A321, а также 15 Bombardier CRJ 200. Кроме того, в рамках создания в группе "ЮТэйр" отдельной чартерной компании 9 Boeing 757-200 и 2 Boeing 767-300 были переданы в авиакомпанию "Катэкавиа", которая сконцентрируется на выполнении чартерных перевозок в интересах туроператора Anextour. Таким образом, всего за время реализации программы "Импульс" парк воздушных судов авиакомпании "ЮТэйр" был сокращен на 44 самолета - со 115 до 71 единицы, - сообщил представитель компании.
В конце 2014 года компания в своей программе реструктуризации облигаций указывала, что по данным на 30 сентября 2014 года ее авиапарк состоит из 117 самолетов. Согласно программе, парк "ЮТэйр" состоял из девяти Boeing 767, 11 Boeing 757-200, 34 Boeing 737-500, шесть Boeing 737-400, 15 Boeing 737-800, 12 Airbus A321, 15 Bombardier CRJ-200 и 15 ATR-72-500. Как ожидалось, экономия на лизинговых платежах после планируемого сокращения парка должна составить более 39 млрд рублей до 2020 года и более 69 млрд рублей - до 2025 года. По данным "Известий", сверх заявленных самолетов в авиапарке компании также находились одиннадцать ATR 42-300. Они в программу реструктуризации не вошли, потому что решение вывести их из парка было принято еще до начала реструктуризации, пояснили в "ЮТэйр".
Что касается судьбы самолетов, от которых отказалась "ЮТэйр", два среднемагистральных Airbus A321 в декабре были возвращены лизингодателю Hawk Bay Leasing Ltd (подконтролен "ВЭБ-лизингу") и позже переданы исландскому перевозчику Wow Air. Остальные десять бортов Airbus A321 на данный момент также стоят на хранении в Теруэле (Испания). По данным "Известий", в среднем ежемесячная ставка лизинговых платежей по каждому самолету Airbus A321 составляла от $400 тыс. до $600 тыс. Контракт на поставку 20 самолетов A321 был подписан "ЮТэйр" и концерном Airbus еще 12 июля 2012 года, поставки начались в 2013 году. Концерн должен поставить "ЮТэйр" еще восемь таких машин, но сроки поставок будут пересмотрены, сообщал гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов.
По данным сайта planespotters.net, отслеживающего все изменения в парках авиакомпаний, один из 11 среднемагистральных турбовинтовых самолетов ATR 42, вмещающих всего около 50 пассажиров, теперь принадлежит немецкой компании Rheinland Air Service (занимается сервисным обслуживанием ATR). Согласно внутренним документам "ЮТэйр", с которыми ознакомились "Известия", все самолеты этого типа были арендованы у PL Panorama Leasing и обходились перевозчику примерно в $40-60 тыс. в месяц. Оставшиеся ATR 42 стоят в аэропорту Менхенгладбаха (Германия) и тюменском аэропорту Рощино. Гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов сообщил "Известиям", что эти самолеты уже летать не будут: часть их продали, другую часть сейчас разбирают и режут на металлолом.
Возвращено лизингодателям также несколько самолетов Bombardier CRJ-200, все 15 экземпляров взяты в лизинг у PL Panorama Leasing за $68,6 тыс. в месяц. Треть этого парка была возвращена Panorama еще в прошлом году, данные специализированных авиационных порталов свидетельствуют о том, что "ЮТэйр" использует до сих пор один CRJ-200, остальные стоят на хранении в испанском Теруэле.
Boeing 737-800 обходятся "ЮТэйр" по $300-500 тыс., и, по данным planespotters.net и onespotter.com, два самолета уже находятся у лизинговой компании Aviation Capital Group, еще несколько базируются в Теруэле и, по всей видимости, также ожидают скорой передачи лизингодателю.
По словам Мартиросова, в 2015 году, помимо прочего, будет серьезно сокращен парк Boeing 737-500. Три из них компания планирует вывести из парка в 2015 году, еще четыре - в 2016-м и три - в 2017 году. Самолеты, которые планируется остановить в 2015 году, будут разобраны на запчасти, отметил Мартиросов.
- Чтобы сэкономить средства в текущем периоде, самолеты выгоднее не выводить из парка и продавать, а именно разбирать на запчасти, если на них стоят хорошие двигатели, шасси, вспомогательные силовые установки и т.д., - говорит Мартиросов.
Одновременно у "ЮТэйр" в 2015 году должны начать летать суперджеты. В январе бывший заместитель промышленности и торговли и нынешний президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь сообщил, что контракт на поставку шести самолетов Sukhoi Superjet 100 заморожен из-за финансовых проблем авиакомпании. В настоящее время компания технически приняла три самолета, но из-за проблем с оплатой они находятся в аэропорту в городе Жуковский и не внесены в сертификат эксплуатанта компании. Позже представители авиакомпании пояснили, что "ЮТэйр" не отказывался от планов по поставке самолетов и шесть SSJ-100 будут поставлены компании в 2015 году, если "Вэб-лизинг", "Гражданские самолеты Сухого" и "ЮТэйр" смогут договориться о переводе оплаты по лизинговым договорам из долларов в рубли. Ранее ГСС и авиакомпания Red Wings решили зафиксировать курс доллара по лизинговым платежам SSJ-100 (всего у компании два таких самолета, к 2017 году планируется расширить парк до 15 машин).
Как сообщали "Известия", "ЮТэйр", ранее намечавшая экспансию в 2014 году, сейчас рассчитывает на госгарантии в процессе урегулирования своих отношений с банками. Компания запросила госгарантии на сумму 18 млрд рублей, в случае отказа по этой сумме перевозчик будет претендовать на 9 млрд рублей. На последнем заседании межведомственной комиссии по мониторингу финансово-экономического состояния организаций, входящих в перечень системообразующих, предоставление госгарантий компании поддержали Минэкономразвития, Минтранс, Минпромторг и Минэнерго.
Источник: газета «
Известия»