«Авиакомпания «Победа» эффективнее всех в мире эксплуатирует самолеты Boeing 737»
В этом году
«Победа» стала мировым лидером по показателю среднего налета на самолетах Boeing 737. Он составляет 15-16 часов в сутки на судно, говорится в отчете «ВТБ капитала» со ссылкой на топ-менеджеров материнской компании «Победы» - «Аэрофлота». Представитель лоукостера цифры подтвердил, уточнив, что данные о рекордном налете получены от Boeing. Представитель Boeing это подтвердил.
Средний налет на судно - важный показатель в гражданских авиаперевозках. Чем больше самолет летает, тем больше денег зарабатывает, повышая операционную эффективность перевозчика и, наоборот, снижая стоимость летного часа.
15-16 часов - очень хороший показатель для среднемагистрального самолета, к каковым относится Boeing 737, единодушны гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак и аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. Получается, что «Победа» превосходит по налету крупнейших мировых лоукостеров - американскую Southwest и ирландскую Ryanair.
Впрочем, необходимо учитывать размеры авиакомпаний, указывает Рыбак. А они несопоставимы. У Southwest в парке 735 самолетов Boeing 737, у Ryanair - 400, а «Победа» только-только получила 13-й лайнер. К 2021 г. флот компании вырастет до 41 самолета, пишет «ВТБ капитал» со ссылкой на топ-менеджеров «Аэрофлота». Управлять флотом из нескольких сотен самолетов сложнее, чем несколькими судами, объясняет Рыбак: «Больше требуется запаса времени на различные непредвиденные обстоятельства, замедляющие обслуживание судов, намного сложнее контролировать работу аэропортов». «С ростом парка «Победе» будет сложно удерживать такой налет, - предупреждает Юминов. - К снижению показателя может привести и развитие базового аэропорта «Победы» - «Внуково»: сейчас он сильно недозагружен, но в нем растут и другие базовые перевозчики - «Ютэйр» и «Россия». Надо также учитывать, что в Европе запрещены полеты ночью, добавляет эксперт.
Самолеты Southwest летали в 2016 г. по 11 часов в сутки. Ryanair достигает налета около 14 часов - сумасшедший показатель с учетом запрета на ночные рейсы, рассказывал ранее человек, близкий к группе «Аэрофлот». В 2016 г. налет «Победы» был 14-15 часов в сутки.
Сотрудник «Победы» называет три основных фактора высокого налета. Флот компании состоит из новых самолетов одного типа, что ускоряет техническое обслуживание. Перевозчик выстроил уникальную маршрутную сеть - расписание построено таким образом, чтобы оптимально сочетать длинные и короткие рейсы, график учитывает до восьми рейсов в сутки на одну машину. Наконец, аэропорты-партнеры готовы проявлять гибкость при обслуживании рейсов компании. «Победа» очень жестко работает с аэропортами по стоимости и скорости обслуживания. Если ее не устраивают условия, она в аэропорт не летает», - указывает Рыбак.
«Победа», начавшая полеты в декабре 2014 г., все свои самолеты получала абсолютно новыми. Средний возраст флота Southwest - 12 лет, Ryanair - 6,5 года. Большую роль играет и протяженность маршрутов: третий мировой лоукостер,
английская EasyJet (220 Airbus 319/320),
имеет налет около 10 часов в сутки - у нее преобладают короткие рейсы, чаще происходят взлеты и посадки, говорит человек, близкий к крупной авиакомпании. По этой же причине крупнейший азиатский лоукостер Air Asia имеет налет 10-11 часов в сутки, продолжает собеседник.
Представители Southwest, Ryanair и EasyJet на запросы «Ведомостей» не ответили.
За рубежом «Победа» летает в аэропорты, которые умеют очень быстро обслуживать лоукостеры, указывает сотрудник этой авиакомпании. Многие российские аэропорты тоже пошли навстречу и переняли лучший зарубежный опыт, продолжает он. Сейчас, например, время с момента посадки до следующего взлета в аэропорту «Бегишево» в Набережных Челнах составляет 25 минут, большинство рейсов во «Внуково» обслуживаются за 30 минут, а среднее время разворота по сети «Победы» - 35 минут, рассказывает сотрудник авиакомпании. Для сравнения: у классических компаний разворот занимает до 1 часа. Ускорить разворот бортов на земле «Победе» помогают и специальные фишки. Так, например, лоукостер не кормит пассажиров во время полета даже за отдельную плату. Тогда как у большинства других такая опция есть, говорит Юминов. Кармашки кресел зашиты, чтобы туда было невозможно ничего положить. Все это позволяет ускорить уборку судна перед следующим рейсом, отмечает Юминов.
Летающий директор
Гендиректор «Победы» Андрей Калмыков сам часто летает бортпроводником, рассказывал президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко. Это происходит примерно два раза в месяц, подтверждает сотрудник «Победы». Это позволило ему придумать много новшеств, ускоряющих уборку судна. Например, зашить кармашки кресел, чтобы пассажиры не оставляли там мусор и не забывали вещи, приклеить инструкции по безопасности на спинки сидений, чтобы их не забирали, добавил собеседник «Ведомостей».