ФАС проверит альянс Абрамовичей на прочность
Авиакомпания 'Сибирь' будет отстаивать свои права на получение красноярских слотов в антимонопольном органе
Как стало известно RBC daily, авиакомпания 'Сибирь' подаст заявление в Красноярское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАC), о незаконности отказа аэропорта Красноярска предоставить слоты для рейсов авиакомпании в Москву и из Москвы. Это не первая поступающая в антимонопольные органы жалоба на действия менеджмента авиакомпании 'КрасЭйр', которой принадлежит аэропорт. На сегодняшний день в УФАС рассматривают заявления прокуратуры (о незаконности введения авиакомпанией топливных надбавок) и торговых агентов, занимающихся распространением билетов авиакомпаний 'КрасЭйр' и 'Сибирь' (о незаконности их отключения от единой автоматизированной системы бронирования). Как говорят участники рынка, красноярская монополия способствует росту цен на авиаперевозки и оттоку пассажиров в соседний аэропорт - в Новосибирске, а в ФАС не исключают того, что аэропорт отделят от авиакомпании.
ОАО 'Красноярские авиалинии' ('КрасЭйр') - четвертая по величине российская авиакомпания (в ее состав входит красноярский аэропорт Емельяново). Воздушный парк компании насчитывает девятнадцать самолетов Ту-154М, два Ил-96-300, три Ту-204-100, шесть Ил-86, пять Ил-76, один Ту-214, два Boeing-767 и др. За восемь месяцев 2005 г. воздушными судами авиакомпании перевезено 1,3 млн пассажиров. Коэффициент занятости пассажирских кресел за этот период составил 77%. За девять месяцев аэропорт Красноярска принял 888 тысяч пассажиров, отправил и принял почти 11,9 тысячи тонн груза (что на 13% больше, чем за аналогичный прошлогодний период). За девять месяцев 2005 года финансовый оборот авиакомпании составил более 7 млрд руб.
Монопольное положение авиакомпании 'КрасЭйр' в Красноярске скоро может рухнуть: территориальное управление ФАС завалено жалобами участников рынка на решения, принимаемые менеджментом компании. На сегодняшний день управление рассматривает жалобы от прокуратуры о незаконности введения авиакомпанией топливных надбавок и от торговых агентов, занимающихся распространением билетов авиакомпаний 'КрасЭйр' и 'Сибирь', которых отключили от единой автоматизированной системы бронирования. К этим делам может присоединиться жалоба представителей 'Сибири' о незаконной отмене ранее выданных слотов в аэропорту Красноярска для рейсов авиакомпании, прибывающих из Москвы.
Как рассказал RBC daily заместитель начальника УФАС по Красноярскому краю Олег Харченко, авиакомпания 'Сибирь' предоставила в управление материалы о том, что аэропорт Красноярска без объяснения причин на протяжении только этого года дважды отзывал ранее выданные слоты. В материалах дела фигурируют телеграммы от 6 мая и 19 августа этого года (они имеются в распоряжении RBC daily), поступившие из Федерального агентства воздушного транспорта. В них без объяснения причин авиакомпании запрещается пользоваться аэропортом Емельяново. Например, в одной из телеграмм от 15 августа говорится, что 'аэропорту Емельяново целесообразно обеспечить прием и обслуживание рейсов S7', а уже 19 числа телеграмму о выделении слотов предписывается 'считать аннулированной'. 'Представители авиакомпании до сих пор ничего в наш орган не подавали, а только обратились с просьбой помочь в написании заявления и предоставили копии документов', - рассказал Олег Харченко. Но, как пояснил пресс-секретарь авиакомпании 'Сибирь' Илья Новохатский, обращение в ФАС - крайняя мера, '"Сибирь" ориентирована на достижение компромисса путём проведения переговоров' с аэропортом Красноярска. В авиакомпании надеются, что к этому процессу подключатся и местные власти, которые не раз заявляли о своей заинтересованности в появлении новых перевозчиков.
Второе дело, рассматриваемое Красноярским УФАС, относится к деятельности агентств по реализации авиабилетов (в частности, агентства 'Авиаэкспресс'). 'Они лишаются возможности бронирования и продажи билетов других авиакомпаний', - говорит г-н Харченко. По его словам, речь идет о санкциях, в первую очередь, в отношении агентств, наряду с билетами авиакомпании 'КрасЭйр' продающих билеты 'Сибири'. В последней об этом только слышали, но так как у авиакомпании в Красноярске открыт собственный офис продаж и филиал туристического агентства, больших проблем с реализацией билетов на свои рейсы она не испытывает.
Вчера в очередной раз было перенесено рассмотрение местным управлением ФАС третьего дела против 'КрасЭйр' - о незаконности введения топливных надбавок. Первоначально с требованием обосновать их введение к авиаперевозчику обращалась прокуратура, но, получив невнятный ответ, она подала иск в Емельяновский райсуд. Пока последний не вынесет решение, Красноярское УФАС также не будет ничего рассматривать, пояснил Олег Харченко. '"КрасЭйр" практически не реагирует на запросы сторонних организаций, получить информацию из нее крайне сложно, - говорит специалист антимонопольного ведомства. - В основном все дела заканчиваются формальными, ничего не содержащими отписками, либо сроки ответа затягиваются'.
В положение, в котором оказалась в Красноярске авиакомпания 'Сибирь', за последние годы попадали практически все авиакомпании России. Когда несколько лет назад 'Домодедовские авиалинии' пришли на местный рынок, красноярский перевозчик обвинил авиакомпанию в демпинге (так как 'Домодедовские авиалинии' предложили тарифы вдвое ниже, чем у 'КрасЭйр'). '"Аэрофлоту" также не дают разрешения на полеты в регион', - пожаловалась пресс-секретарь компании Ирина Даненберг. Она также отметила, что переговоры о вхождении авиакомпании на красноярский рынок ведутся уже не один год, но ни к чему до сих пор не привели.
Начальник отдела водного, воздушного, автомобильного транспорта управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи ФАС России Евгений Аникин назвал ситуацию в Красноярске беспрецедентной. 'Причина кроется в том, что аэропорт входит в структуру авиакомпании, это редкий случай для России, - говорит Евгений Аникин. - Сегодня в воздушном транспорте нашей страны есть две больные точки - Пулково и Красноярск. Но Санкт-Петербургский аэропорт мы разделили, то же самое надо сделать и с Емельяновом'. Также г-н Аникин добавил, что в будущем много вопросов станет вызывать и альянс, созданный 'КрасЭйр', - Air Union. 'Они объединили маршруты и теперь не пускают конкурентов не только в аэропорты, но и на направления', - говорит Евгений Аникин.
В 'КрасЭйр' подтвердили, что в ноябре 2004 г. ФАС России проводила проверку по вопросу введения специальной топливной надбавки авиаперевозчиками. 'В итоге они признали, что надбавка, которая привела к росту цен на авиабилеты, не является причиной ценового сговора, а была обусловлена резким ростом стоимости авиакеросина', - сказала RBC daily Ирина Каликина, начальник правового управления 'КрасЭйр'. Она подчеркнула, что точку в этом споре поставит не ФАС, а Емельяновский суд, в котором рассматривается иск прокуратуры к авиакомпании. По поводу сговора, направленного на устранение конкурентов на рынке продажи авиабилетов, в отношении авиакомпании ФАС никаких дел не возбуждалось. 'Конфликт с агентством 'Авиаэкспресс' уже улажен, и продавец билетов подключен к единой системе', - сообщила г-жа Каликина. Комментировать выдачу слотов она отказались, посоветовав адресовать этот вопрос к Минтрансу.
Пока идут разбирательства в ФАС, жители Красноярска уже приспособились к ситуации. Многие из них ездят на поездах в Новосибирск, чтобы оттуда на самолете летать в Москву. 'Сибирь', чтобы составить честную конкуренцию 'КрасЭйр', на свои авиарейсы из Новосибирска установила для пассажиров, имеющих красноярскую прописку, половинный тариф (3500 руб.), объяснив это необходимостью трансферта (железнодорожный билет 'Красноярск - Новосибирск' стоит чуть больше 1000 руб.). По данным 'Сибири', ежедневно услугами соседнего аэропорта пользуются около 20 человек - для них это дешевле, чем лететь напрямую из Красноярска почти за 9 тысяч рублей.
http://www.rbcdaily.ru/index2.html?news/company_20051021210816
Сергей Стариков, 21.10.2005