28 января – день образования Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари»
Национальная авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари", 26 января 2011 года
Развитие гражданской авиации имеет большое значение не только для обеспечения хозяйственных и просто человеческих связей, но и эффективности экономики страны в целом. Национальный авиаперевозчик, как наиболее мобильная составляющая транспортной инфраструктуры Узбекистана, является не только индикатором деловой активности, но и в определенной степени может выступать в качестве ее катализатора, способствуя реализации деловых связей практически во всех сферах деятельности государства.
Гражданская авиация, как объект развития, является многофакторной динамичной системой, включающей в себя авиакомпанию, аэропорты, авиаремонтное предприятие, предприятие по управлению воздушным движением и другие структурные подразделения, осуществляющие единый производственно-технологический процесс, обеспечивающий стабильное и безопасное функционирование авиационной отрасли страны.
Традиционно в преддверии знаменательной даты Национальная авиакомпания подводит итоги года. 2010-й можно назвать и напряженным, и плодотворным, и богатым на значимые события годом.
Самое важное - пополнение авиапарка новыми самолетами и вывод из эксплуатации с 1 января 2011 года воздушных судов Ту-154. Инициатива Президента Узбекистана Ислама Абдуганиевича Каримова по заключению контракта Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» с консорциумом Airbus на приобретение десяти среднемагистральных самолетов А320, в 2010 году реализовалась в получении национальным перевозчиком пяти самолетов этой марки. Первый самолет А320 прибыл в международный аэропорт «Ташкент» из Гамбурга, где производилась конечная сборка воздушного судна, 16 июля 2010 года, в августе был получен второй. К концу года в парке авиакомпании было уже шесть самолетов этой марки и еще четыре будет получено в этом году.
Эксплуатация на воздушных трассах НАК первых двух А320, полученных в июле-августе, подтверждает коммерческую эффективность самолетов этого типа. По оперативным данным, они выполнили 883 рейса, перевезли 103,3 тыс. пассажиров и около 340 тонн грузов и платного багажа. Занятость пассажирских кресел составила 80,3%, коммерческая загрузка – 70,5%. Большинство рейсов, выполняемых на Ту-154, теперь осуществляются на воздушных судах А320.
Всего же за 2010 год воздушные суда НАК «Узбекистон хаво йуллари» выполнили 23 523 рейса, что на 564 рейса меньше, чем в 2009 году, но при этом авиакомпания перевезла 2 миллиона 160 тыс. пассажиров, что на 14,3% больше, чем в 2009 году, то есть средняя пассажирская загрузка на один рейс увеличилась с 78 до 92 пассажиров.
В течение всего 2010 года большое внимание уделялось обеспечению и выполнению мероприятий по безопасности полетов, исправности авиационной техники, улучшению авиационно-технической и ремонтной базы авиакомпании, предоставлению всех видов услуг в соответствии с международными стандартами, подготовке высокопрофессиональных кадров.
Безопасность полетов напрямую зависит от технического состояния воздушных судов и их грамотного обслуживания. В парке Национальной авиакомпании сейчас идет плановое «перевооружение» и парк молодеет. Стоит отметить, что выделять необходимые средства на модернизацию и поддержание безопасности полетов на должном уровне, могут только экономически и финансово устойчивые авиакомпании.
Продолжает наращивать производственные мощности авиапредприятие «Uzbekistan Airways Technics», которое в настоящее время выполняет все виды линейного и базового технического обслуживания не только парка воздушных судов НАК «Узбекистон хаво йуллари», но самолетов иностранных авиакомпаний. Высокое качество технического обслуживания, уровень квалификации персонала авиапредприятия, постоянно осваивающего новые виды услуг, подтверждены соответствующими международными сертификатами.
В связи с пополнением авиапарка новыми самолетами А320, на авиапредприятии «Uzbekistan Airways Technics» разработана и утверждена программа их технического обслуживания, сформирован объем работ, изданы карты для выполнения технического обслуживания по форме А-Cheсk и для интервальных работ. Определен перечень расходных материалов для первоначальной эксплуатации самолетов, 95% их уже поставлено в Ташкент.
В ходе реализации инвестиционного проекта «Создание на базе аэропорта г. Навои международного интермодального центра логистики» 11 августа 2010 года в Международном аэропорту «Навои» введен в эксплуатацию новый грузовой терминал, который способен покрыть весь спектр транспортных услуг по приему грузов, их временному хранению и отправке. В результате грузоперевозки по сравнению с 2009 годом увеличились на 63%. Всего за 2010 год перевезено около 50 тыс. тонн грузов, что на 63 % больше, чем в 2009 году, причем более половины грузов отправлено из аэропорта «Навои».
Коммерческая активность авиакомпании воплотилась в открытии новых авиарейсов на Мадрид и Калининград, а также в увеличении частот на направлениях Нью-Йорк, Алматы, Киев, Сеул, Бангкок.
Совершенствуя систему продажи авиаперевозок, значительно расширена агентская сеть, подобраны новые агенты, с которыми заключены агентские соглашения (Индонезия, Киргизия, Россия – Уфа, Красноярск, Минеральные Воды). Продолжается работа по вступлению в международную систему продажи BSP, а также увеличению продажи электронных авиабилетов.
Продолжается целенаправленная деятельность по вступлению в международный авиационный альянс SkyTeam. Подготовлен окончательный вариант Генерального соглашения о приверженности Национальной авиакомпании Узбекистана авиационному альянсу. Совершенствуется структура авиакомпании, в соответствии со стандартами принятыми среди членов альянса. 27 августа 2010 г. было подписано Генеральное соглашение с компанией Sabre касательно внедрения программы часто летающих пассажиров, соответствующей требованиям SkyTeam.
В 2011 год Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» вступает как сильная, стабильная, быстроразвивающаяся компания, постоянно укрепляющая свои позиции одного из крупнейшего авиаперевозчика.