28 января Национальная авиакомпания Узбекистана отмечает свое 18-летие
Национальная авиакомпания Узбекистана Uzbekistan Airways, 27 января 2010 года
2009 год эксперты авиаотрасли рисовали исключительно черным – падение темпов авиаперевозок в мире, крах мелких авиакомпаний, угроза закрытия некоторых крупных. ИАТА корректировала свои прогнозы в сторону ухудшения показателей чуть ли не каждый месяц. Но уверенно стоящие на ногах авиаперевозчики во время мирового финансово-экономического кризиса сохранили свои позиции, в их числе НАК «Узбекистон хаво йуллари». В канун своего 18-летия Национальная авиакомпания Узбекистана подводит итоги прошедшего года и уверенно строит планы на 2010 год.
28 января 2010 года исполняется 18 лет со дня выхода Указа Президента Республики Узбекистан об образовании Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари». Все эти годы авиакомпания занимала особое место в гражданской авиации постсоветского пространства и во многом была первопроходцем. Она первой сделала ставку на современную авиатехнику с высокой топливной эффективностью и безупречной комфортабельностью. Специалисты авиакомпании старались найти золотую середину между темпами роста и рентабельности предприятия, часто за счет нестандартных бизнес-решений, соединяя лучшие традиции отечественной авиации с мировыми достижениями отрасли, создавая структуру, обладающую эффективностью, качеством и устойчивостью. Этому способствовала четко продуманная стратегия и очень мобильная тактика.
Значимую роль для авиакомпании сыграло своевременное решение руководителя страны о сокращении себестоимости продукции предприятий на 20 процентов. Это дало мощный импульс для поиска новых решений. К их осуществлению Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» готовилась очень тщательно, на основании заранее составленных планов и при постоянной поддержке правительства Республики Узбекистан, опираясь на сильный и высокопрофессиональный коллектив, способный решать задачи любой сложности.
С конца 2008 года из-за последствий мирового финансового кризиса объемы авиаперевозок в мире стали снижаться. Однако на внутреннем рынке спрос на качественные и доступные авиаперевозки остался достаточно высоким. Авиакомпания проследила эту тенденцию, скорректировала стратегию и решила приступить к приоритетному развитию внутриреспубликанских маршрутов, в том числе за счет грузовых авиаперевозок. В 2009 году по Республике Узбекистан выполнено 10 668 рейсов, что на 820 рейсов или на 7,7 % больше, чем за 12 месяцев 2008 г. Перевезено 430,7 тыс. пассажиров, с ростом, по сравнению с 2008 годом, на 1008 пассажиров. Грузов (включая платный багаж) перевезено 352 тонны, что на 26 тонн или 8,1 % больше, чем за 12 месяцев 2008 г. Почты перевезено 1000 тонн, рост составил 22 %.
Всего за 12 месяцев 2009 г. воздушные суда НАК «Узбекистон хаво йуллари» выполнили 24108 рейсов и перевезли 1 млн. 885 тыс. пассажиров (в 2008 году перевезено 2 млн.52 тыс. пассажиров).
В соответствии с решениями правительства Республики Узбекистан были продолжены работы по созданию международного интермодального центра логистики на базе аэропорта «Навои». С 27 мая 2009 года началась регулярная эксплуатация двух грузовых самолетов А300-600, выполняющих грузовые рейсы из Навои в Бангкок, Дели, Бомбей.
С началом эксплуатации грузовых самолетов А300-600 в 2009 г. увеличились по сравнению с 2008 г и международные грузовые перевозки. Было перевезено 26,7 тыс. тонн, что на 35,8 % или на 7 тыс. тонн больше. Рост перевозки почты составил 23,4 %.
Успешное оперирование парком широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов требует особой ответственности и большой трудоемкости производственных процессов. Однако «Узбекистон хаво йуллари» сумела на практике доказать, сколь эффективной может быть эксплуатация такого флота. «Узбекистон хаво йуллари» продолжает пополнение и обновление парка воздушных судов в первую очередь за счет самолетов новой генерации.
В 2009 году Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.Чкалова осуществило поставку национальному перевозчику двух модифицированных воздушных судов Ил-114-100.
Как подтверждение постоянного внимания государства к авиационной отрасли – контракты «Узбекистон хаво йуллари», заключенные с крупнейшими компаниями-производителями воздушных судов «Boeing» и «Airbus». Общий портфель заказов авиакомпании включает в себя два самолета В-787 Dreamliner, четыре самолета B-767, десять самолетов А320, из которых шесть будут поставлены в 2010 году. Первый А320 прибудет уже в июле текущего года.
Безопасность полетов напрямую зависит от их технического состояния и грамотного обслуживания. Только экономически и финансово устойчивые авиакомпании могут выделять необходимые средства на поддержание безопасности полетов на должном уровне.
Продолжает наращивать производственные мощности авиапредприятие «Uzbekistan Airways Technics», которое в настоящее время выполняет все виды линейного и базового технического обслуживания парка воздушных судов не только НАК «Узбекистон хаво йуллари», но и самолетов иностранных авиакомпаний. Высокое качество выполнения технического обслуживания, высокий уровень квалификации персонала авиапредприятия и постоянное освоение новых видов услуг подтверждены соответствующими международными сертификатами.
Что касается стандартов обеспечения безопасности полетов, то они в «Узбекистон хаво йуллари» одни из самых строгих в гражданской авиации. Сейчас авиакомпания успешно решает задачу качественно нового уровня. Это – введение системы управления безопасностью полетов. В 2009 году «Узбекистон хаво йуллари» успешно прошла аудит IOSA, что стало заметным событием для отрасли. В процессе подготовки к аудиту «Узбекистон хаво йуллари» перестроила работу своих подразделений в соответствии со стандартами качества и безопасности полётов, разработанными Международной ассоциацией воздушного транспорта. После проверки в IATA, НАК «Узбекистон хаво йуллари» была включена в официальный реестр операторов IOSA, получив соответствующий Сертификат – свидетельство высокой оценки деятельности всего коллектива национальной авиакомпании Узбекистана.
Продолжается активное сотрудничество с авиакомпанией «Korean Air» – членом альянса Sky Team. Именно она рекомендовала авиакомпанию «Узбекистон хаво йуллари» в качестве претендента в глобальное объединение. С начала 2009 года заключены интерлайн-соглашения с полноправными членами альянса Sky Team – авиакомпаниями «Alitalia», «Dеlta Air Lines», «Aeromexiko», а также соглашения в рамках МИТА (Multilateral Interline Traffic Agreement) с 12 зарубежными авиакомпаниями.
Введены в действие интерлайн-соглашения о взаимном признании электронных перевозочных документов с 16 авиакомпаниями, что создает благоприятные условия для привлечения пассажиропотока из стран ближнего и дальнего зарубежья, где авиаперевозки реализуются исключительно по электронным авиабилетам.
В рамках подготовки к вступлению в международный альянс авиаперевозчиков SkyTeam, Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» завершила работу по определению компании-поставщика услуг информационных систем (системы бронирования, выписки и обработки электронных билетов, регистрации пассажиров, бронирования через веб-сайт, управления доходами и др.). В самое ближайшее время авиакомпания приступит к поэтапному процессу перевода своей базы данных в систему компании «Amadeus IT GROUP, S.A.».
Специалисты авиакомпании внимательно изучают все аспекты, связанные с решением о вступлении в альянс и убеждены, что это пойдет на пользу и «Узбекистон хаво йуллари», и пассажирам Национальной авиакомпании.
Дальнейшие планы Национальной авиакомпании Узбекистана связаны с упрочением ее позиций во всех сегментах рынка. В соответствии с задачами, поставленными правительством республики по дальнейшему развитию гражданской авиации, приоритетом для НАК на 2010 год являются обеспечение и повышение безопасности полетов, авиационной безопасности, совершенствование работы всех структур и производственных комплексов, стабилизация коммерческой и финансовой деятельности за счет повышение эффективности деятельности отрасли и достижение рентабельности работы Национальной авиакомпании в целом.