ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ: "СУХОЙ" РАБОТАЕТ НАД ОДНОДВИГАТЕЛЬНЫМ ИСТРЕБИТЕЛЕМ-"НЕВИДИМКОЙ"
Тактический истребитель может получить двигатель с отклоняемым вектором тяги
Авиастроительная компания "Сухой" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию госкорпорации "Ростех") работает над первым сверхзвуковым однодвигательным истребителем российской разработки. Новинка получит низкую радиолокационную заметность, и высокую тяговооруженность, сообщает ТАСС со ссылкой на источники в отрасли.
Взлетная масса перспективного самолета не превысит 18 тонн, что сопоставимо с однодвигательным Chengdu J-10 китайского производства. При этом, максимальная скорость легкого самолета может превысить показатель в 2 маха. Машина получит двигатель с отклоняемым вектором тяги, который обеспечит тяговооруженность свыше 1, - отметил источник. Это сравнимо с однодвигательным F-16 (1,02), и "невидимкой" F-22 (1,09).
Информация источника дополняет слова главы госкорпорации "Ростех" Сергея Чемезова, который в 2020 году заявлял о разработке однодвигательного самолета. Итоговая конструкция может стать платформой для пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, а разработка самолета ведется без бюджетных средства, добавил Чемезов.
Примерный облик
Наряду с двухдвигательными моделями, сегодня активно эксплуатируется несколько однодвигательных истребителей. Помимо "ветерана" F-16, который остается самым распространенным самолетом в мире, можно отметить китайский многоцелевой истребитель J-10, и шведский Saab JAS 39 Gripen. Можно предположить, что самолет "Сухого" будет во многом схож с китайской и шведской конструкцией - с добавлением "стелс"-технологий Су-57.
Так, "Грипен" отличается сниженной РЛС-заметностью, и тяговооруженностью на уровне единицы. При взлетной массе в 14400 кг, он может развивать скорость в 2 маха. В свою очередь, китайский J-10 с российским двигателем АЛ-31ФН обладает сравнимыми динамическими характеристиками - при меньшей тяговооруженности (0,69 против 0,97 у Saab).
Более того, в линейке двигателей АЛ-31ФН уже существуют модели с отклоняемым вектором тяги. К примеру, АЛ-31ФП с осесимметричным отклонением вектора тяги, устанавливаемый на Су-30СМ. Возможность отклонять вектор в диапазоне 15 градусов по вертикали наделяет самолет сверхманевренностью. Двигатель массой в 1520 кг может развить тягу на форсаже в 12500 кгс, что сопоставимо с силовой установкой "Грипена".
Иначе говоря, для создания однодвигательного истребителя есть необходимые наработки. Более того, в самолете могут использоваться задел по Су-57, что сократит пусть от проекта - до серии. Напомним, первый полет будущего Су-57 под индексом Т-50 состоялся в 2010 году, а серийный истребитель поступил на вооружение только в 2020 году.
Авиастроительная компания "Сухой" работает над первым сверхзвуковым однодвигательным истребителем российской разработки