10 февраля 2025 г.
Ежегодный отчет NASA по безопасности, подготовленный контрольной группой, раскрывает новую проблему с Boeing Starliner и ставит под сомнение его жизнеспособность в будущем
Ричард Трибу
Кредит: CC0 Общественное достояние
В ежегодном отчете, призванном оценить безопасность NASA, дается высокая оценка деятельности агентства по управлению прошлогодней сложной миссией Boeing Starliner, но при этом раскрывается еще одна проблема, обнаруженная во время полета, и ставится под сомнение необходимость NASA в этом космическом корабле в будущем.
Консультативная группа по безопасности в аэрокосмической сфере (ASAP), созданная в 1968 году, опубликовала свою оценку безопасности миссий NASA с 2024 года, уделив особое внимание человеческому риску, особенно на Международной космической станции, а также со стороны поставщиков коммерческих пилотируемых программ SpaceX и Boeing.
Главным событием стал первый пилотируемый полет Boeing на долго отложенном космическом корабле CST-100 Starliner, у которого на пути к МКС произошла утечка гелия и отказали двигатели в двигательной системе. Это привело к многомесячной саге, в результате которой Starliner в конечном итоге оставил двух своих астронавтов NASA на станции из-за риска их отправки домой.
В отчете ASAP приветствуется призыв NASA обеспечить безопасность астронавтов, но, как наблюдатель на различных совещаниях, предшествовавших принятию решения, авторы предупредили, что NASA необходимо более четко определить, кто несет ответственность.
«Агентство предполагало риск, требуя доказательств того, что миссия была безопасной, вместо того чтобы предполагать безопасность и заставлять несогласных доказывать обратное», — говорится в отчете.
В нем отмечается, что руководство НАСА распорядилось провести последующую проверку миссии, но до ее завершения отчет ASAP поднял по крайней мере один тревожный сигнал в государственно-частном партнерстве, лежащем в основе Программы коммерческих экипажей.
«Уже очевидно, что этот случай иллюстрирует настоятельную необходимость в четком определении ролей и обязанностей поставщиков услуг в отношении рисков», — говорится в заявлении.
В отчете указывается на «неоднозначность взаимосвязи между первоначальным заседанием Группы управления миссией (MMT), проведенным под руководством Boeing, на котором оценивались данные, и последующим заседанием Совета по контролю за программой коммерческих пилотируемых полетов под руководством NASA, которое потребовало проведения дальнейшего анализа».
В документе также указано, что неясно, как было принято решение об отмене требования отказоустойчивости для некоторых двигателей без летных или квалификационных данных, подтверждающих это решение.
«Эти примеры иллюстрируют обеспокоенность группы тем, что при отсутствии ясности ролей решения по управлению рисками могут непреднамеренно передаваться подрядчикам, интересы которых могут не полностью совпадать с интересами НАСА», — предупреждается в отчете.
Члены ASAP на самом деле спрашивали NASA об этом потенциальном конфликте еще до запуска Starliner, и в отчете говорится, что ASAP «получила заверения в том, что полномочия и обязанности по управлению рисками хорошо поняты».
Однако в отчете ASAP говорится, что следственная группа NASA, вероятно, найдет возможности для улучшения.
«Несмотря на это, группа настоятельно призывает NASA установить четкие договорные и программные указания относительно ролей и обязанностей» в рамках Программы коммерческих экипажей, включая структуру групп управления коммерческих партнеров «для разрешения аномалий, особенно при устранении существенных аномалий в полете, которые могут повлиять на безопасность экипажа», — говорится в отчете.
Также выяснилось, что в дополнение к проблемам с двигателем и утечкой в двигательном модуле, которые послужили причиной решения лететь домой без астронавтов, у Starliner возникла новая проблема по пути обратно на Землю.
«В целом Starliner хорошо показал себя во всех основных системах при расстыковке, сходе с орбиты и посадке; однако в модуле экипажа был обнаружен дополнительный отказ монотопливного двигателя — в отличие от отказов в сервисном модуле, имевших место во время нахождения на орбите», — говорится в отчете. «Если бы на борту был экипаж, это значительно увеличило бы риск при входе в атмосферу, что подтверждает мудрость решения».
Что касается пути Starliner к сертификации, в отчете ASAP говорится, что организация продолжит отслеживать несколько нерешенных проблем с двигателями и искать информацию о том, как NASA и Boeing планируют сертифицировать космический корабль.
«Хотя проблемам с двигателями уделялось значительное внимание, комиссия ранее отмечала и другие проблемы Starliner, требующие решения до сертификации», — говорится в заявлении.
Сюда входит модернизация аккумуляторной батареи и работа по усилению аппарата подушки безопасности при посадке.
«Помимо технических вопросов, существенные проблемы при сертификации Starliner создают график и бюджет», — говорится в отчете.
Поскольку МКС планируется вывести из эксплуатации после 2030 года, у Boeing есть контракт только на шесть миссий с ротационным экипажем, и осуществить одну миссию она сможет не раньше конца этого года, и то только в случае получения сертификата.
«Пока план сертификации Starliner не будет хорошо понят, остается неясным, будет ли доступен второй поставщик до окончания срока эксплуатации МКС», — говорится в отчете. «Хотя NASA потенциально может получить выгоду от наличия надежного второго поставщика, NASA следует регулярно пересматривать свой анализ рисков и выгод, чтобы гарантировать, что общие риски ее планов остаются приемлемыми».
Тем временем компания SpaceX, которая сертифицировала свой космический корабль Crew Dragon после успешного испытательного полета с экипажем в 2020 году, уже осуществила девять рабочих полетов на МКС с целью ротации экипажей, а десятый планируется уже в марте.
Эта миссия, Crew-10, на самом деле та, которую ждали два астронавта Starliner, оставшиеся на станции. Астронавты НАСА Бутч Уилмор и Суни Уильямс стали частью миссии Crew-9, когда Crew Dragon прибыл в сентябре прошлого года всего с двумя пассажирами вместо обычных четырех, что означало, что Уилмор и Уильямс должны были доехать домой.
Однако полет домой не планируется до прибытия Crew-10, что позволяет экипажам на станции немного поменяться местами. Хотя задержки с новой и пятой капсулой Crew Dragon от SpaceX уже отложили запуск Crew-10 с запланированного на февраль старта на теперь не ранее конца марта, возможно, SpaceX изменит планы и вместо этого запустит Crew-10 на одном из своих существующих космических кораблей Crew Dragon.
Президент Трамп подтвердил, что он попросил основателя SpaceX Илона Маска как можно скорее вернуть астронавтов Starliner домой, но как и в какие сроки это может произойти, пока не сообщается.
В конечном итоге Уильямс и Уилмор, возможно, проведут на борту станции более восьми месяцев в ходе миссии, изначально рассчитанной всего на восемь дней.
The annual watchdog report tasked to gauge NASA safety commended the agency's handling of last year's beleaguered Boeing Starliner mission, but revealed yet another issue found during the flight and questioned NASA's needs for the spacecraft in the future.
phys.org