Пострадавшая от кризиса компания Boeing поставила в 2024 году менее половины самолетов, чем Airbus
14 января 2025 г.,
Опубликованные во вторник компанией Boeing данные по заказам и поставкам самолетов на конец года показывают, насколько Airbus доминировал над своим охваченным кризисом американским конкурентом в 2024 году.
В секторе небольших узкофюзеляжных самолетов, обслуживающих внутренние и среднемагистральные рейсы, Airbus поставил 602 самолета семейства A320neo, в то время как Boeing поставил всего 260 737 MAX, которые конкурируют друг с другом.
Более половины поставок Airbus пришлось на более крупный самолет A321neo, с которым у Boeing нет самолета, сопоставимого по размеру и дальности полета.
Доминирование Airbus в этом сегменте рынка резко изменило общие цифры. Boeing поставил в общей сложности 348 коммерческих самолетов в 2024 году, тогда как Airbus поставил 766.
Airbus шестой год подряд становится мировым лидером по производству самолетов
Airbus обогнал Boeing по объему производства после второй катастрофы 737 MAX в 2019 году. В прошлом году последствия отрыва панели фюзеляжа самолета Alaska Airlines в воздухе, а затем забастовка машиностроителей осенью привели к сокращению производства Boeing до самого низкого уровня с момента пандемии COVID-19.
По данным рыночных цен, предоставленным компанией Avitas, занимающейся оценкой стоимости самолетов, стоимость поставок Airbus оценивается в 52 миллиарда долларов, что ровно в два раза превышает стоимость поставок Boeing.
Проблемы Boeing в прошлом году хорошо задокументированы. Компании пришлось резко сократить производство 737 MAX после взрыва фюзеляжа в воздухе на рейсе Alaska Airlines год назад.
Начавшееся восстановление застопорилось осенью, когда 52-дневная забастовка профсоюза машинистов остановила почти все производство самолетов Boeing на сборочных заводах компании в Пьюджет-Саунде.
Сосредоточившись на восстановлении качества и безопасности, компания Boeing решила очень медленно и осторожно возобновлять производство после забастовки.
Вся цепочка поставок аэрокосмической отрасли остается серьезно ослабленной из-за потери опытных рабочих во время пандемии COVID. Поэтому Airbus не смог нарастить производство так быстро, как планировалось, из-за нехватки деталей, что ограничило его способность извлекать дополнительную выгоду из слабости Boeing.
Генеральный директор Airbus Commercial Кристиан Шерер на пресс-конференции на прошлой неделе перечислил «слабые звенья в цепочке», включая поставки двигателей, сидений, кухонь и некоторых аэродинамических конструкций, в частности тех, которые производятся проблемным производителем деталей Spirit AeroSystems, поставщиком которого Boeing приобретет в конце этого года.
«Проблемы, которые бросает нам эта отрасль, бросает нам мир, никуда не денутся», — сказал Шерер, добавив, что поэтому Airbus прилагает большие усилия для оказания помощи поставщикам, а также для набора и обучения новых сотрудников.
Реклама
«Airbus продемонстрировал лидерство и вытащил отрасль наверх», — сказал Шерер.
Airbus и Boeing столкнулись с похожими проблемами в цепочке поставок. То, что Airbus вырвался вперед так далеко, объясняется ранами, нанесенными Boeing самому себе.
В этом году Boeing должна начать менять свою судьбу, чтобы избежать дальнейшего отставания, поскольку Airbus планирует неуклонный рост производства, одновременно налаживая свою цепочку поставок.
В настоящее время Airbus эксплуатирует восемь сборочных линий самолетов семейства A320: две в Тулузе (Франция), четыре в Гамбурге (Германия), одна в Тяньцзине (Китай) и одна в Мобиле (штат Алабама). Теперь все они оснащены оборудованием для сборки более крупной модели A321.
Шерер повторил, что
Airbus планирует увеличить производство самолетов семейства A320 с 50 в месяц в 2024 году до 75 в месяц в 2027 году.
Для реализации этого проекта Airbus планирует к 2026 году добавить еще одну линию сборки A320 в Мобиле и еще одну в Азии.
Авиакомпании спешат заказывать Airbus из-за резкого роста спроса на самолеты
По продажам Boeing также сильно отстал от Airbus. Airbus получил 826 чистых заказов в 2024 году, а Boeing — 377.
Кроме того, Boeing исключила из своего официального портфеля заказов в 2024 году 60 заказов. Они не аннулируются, но, согласно принципам бухгалтерского учета, больше не могут считаться твердыми заказами из-за неопределенности относительно того, смогут ли клиенты принять поставку.
Если бы их вычли из подсчета, чистые заказы Boeing за прошлый год сократились бы до 317.
Из-за отсутствия ясности относительно того, какие подмодели Boeing MAX были среди отмененных заказов, оценка стоимости заказов менее точна, чем расчетная стоимость поставок. При этом данные указывают на то, что 377 чистых заказов Boeing были оценены примерно в два раза меньше, чем заказы Airbus.
В 2024 году, когда Boeing переживает кризис, Airbus доминирует как в производстве, так и в продажах самолетов
Airbus значительно превзошел Boeing по производству узкофюзеляжных самолетов, а также поставил на один широкофюзеляжный самолет больше, чем Boeing. В продажах Airbus получил заказы в прошлом году на сумму, вдвое превышающую стоимость заказов Boeing.
Несмотря на огромный спрос на новые самолеты, авиакомпании не решались размещать новые заказы на самолеты Boeing и отменили некоторые предыдущие заказы отчасти из-за широко известных проблем, а отчасти из-за задержки с сертификацией Федеральным управлением гражданской авиации трех новых моделей самолетов — MAX 7, MAX 10 и 777X — для эксплуатации.
У Airbus в 2024 году было отменено 52 заказа, а у Boeing — 192.
Целых 135 отмен Boeing были от одной авиакомпании, Jet Airways of India, которая была ликвидирована в прошлом году. Ранее Boeing исключила эти заказы из своего официального бэклога, когда Jet прекратила свою деятельность в 2019 году.
Airbus и Boeing сделали большие ставки на индийском рынке, но результаты оказались совершенно разными.
Boeing активно продавала свои самолеты как Jet, так и бюджетному перевозчику SpiceJet, в то время как Airbus получила крупные заказы от конкурента SpiceJet — IndiGo.
Jet обанкротился; SpiceJet пережил резкий спад и резко сократился. IndiGo теперь крупнейшая авиакомпания Индии.
Boeing теряет преимущество на рынке широкофюзеляжных самолетов
Компания Boeing исторически имела преимущество перед Airbus на рынке более крупных и дорогих широкофюзеляжных самолетов.
Но даже там Airbus в 2024 году поставил 89 широкофюзеляжных самолетов, на один больше, чем Boeing. И Airbus выиграл 220 чистых заказов на широкофюзеляжные самолеты в прошлом году, в то время как Boeing выиграл 133.
Реклама
Руководитель отдела продаж Airbus Бенуа де Сент-Экзюпери с удовлетворением отметил такой результат, заявив, что европейский производитель самолетов обогнал Boeing как по поставкам широкофюзеляжных самолетов, так и по заказам, в основном за счет растущего успеха большого самолета A350.
Airbus поставил 57 таких самолетов и получила заказы еще на 138.
Подчеркивая угрозу, исходящую, в частности, от очень большой модели A350-1000, следует отметить, что у Boeing нет нового широкофюзеляжного самолета, способного конкурировать с ней.
В декабре компания Boeing поставила свой последний пассажирский самолет старой модели 777, который находился на хранении с момента начала пандемии COVID в 2020 году.
С выходом на замену 777 модели 777X, выпуск которой долго откладывался и ввод в эксплуатацию которого запланирован не ранее конца 2026 года, спрос на A350 резко возрос.
«A350 явно проявил себя как лидер на дальних маршрутах», — сказал Сент-Экзюпери, добавив, что, по его прогнозам, он станет «образцом для замены большого парка самолетов 777 по всему миру».
Airbus планирует к 2028 году увеличить поставки самолетов A350 до 12 самолетов в месяц, а широкофюзеляжных самолетов меньшего размера A330neo — до четырех самолетов в месяц.
А на единственном рынке коммерческих самолетов, где Boeing до недавнего времени практически не сталкивался с конкуренцией со стороны Airbus — грузовые самолеты — эта ниша теперь также демонстрирует сдвиг.
Boeing прекратит выпуск грузового самолета 767 в 2027 году, а новый грузовой самолет 777X выйдет на рынок не раньше 2028 года. Это открывает возможность для грузового самолета A350F.
В этом месяце, слишком поздно для подсчета результатов за 2024 год, тайваньская авиакомпания Starlux Airlines заказала еще пять самолетов A350F, удвоив первоначальный заказ и доведя портфель заказов на эти самолеты до 60.
«Одной из наших целей на 2025 год является выход на рынок крупных грузовых перевозок в США», — сказал Сент-Экзюпери, нацелившись на единственный рынок грузовых перевозок, который по-прежнему в значительной степени закрыт для Airbus.
Поскольку Boeing начинает 2025 год с амбициозными намерениями скорректировать свой курс и безопасно нарастить производство, давление со стороны Airbus, по всей видимости, будет усиливаться.
Доминик Гейтс — лауреат Пулитцеровской премии
Boeing must turn its fortunes around this year to avoid falling further behind Airbus, which plans a production increase as it fixes its supply chain.
www.seattletimes.com