западные производители объединяют выпускаемой технику под единым брендом. Хотя там великих марок тоже было в достатке
То, что на Западе остались только "Боинг" и "Эрбас" - следствие совсем других причин, нежели у нас. В США никто не стриг все бренды под одну гребёнку только ради сомнительных маркетинговых выгод брендовой унификации. В случае с "Макдугом" это следствие обычной для развитого капитализма монополизации, "Локхид" вообще сам прикрыл гражданский сегмент. В случае с Великобританией имеем то же самое неэффективное планирование и нежелание видеть дальше своего носа (возможно ещё и проспонсированное нужными людьми), что и у нас в 90-00-е - зачем своё, купим у других.
Хотя, в случае с "Эрбасом", согласен. Имело место желание европейцев объединить усилия, чтобы отжать часть рынка у американцев. Сработало. Но нам-то объединяться не с кем. У Европы это сработало только потому, что у них параллельно шёл процесс полной внутренней интеграции, по сути сейчас ЕС это одно конфедеративное государство, а наши попытки кооперации хоть с Западом, хоть с Украиной, хоть с Китаем ожидаемо окончились весьма плачевными результатами ввиду того, что "внезапно" выяснилось - эффективная кооперация, когда один партнёр не нагибается под другого (или даже друг под друга, теряя компетенции в отдельных, но ключевых областях) возможна лишь в условиях единого экономического и политического пространства, как в ЕС.
Зато есть конкуренция внешняя
Есть у меня подозрение, что с учётом восстановления нашей авиационной промышленности, в сегменте гражданской авиации нам это не грозит ближайшие лет 20.
к традиционным западным конкурентам добавились китайцы.
Так что, конкурировать есть с кем и с чем. Причём, даже на внутреннем рынке.
Не даст Запад им возможность продавать нам их самолёты. Притом китайцы, как и мы давеча, тоже ходят по самому краю. Противоречия с Западом будут только нарастать, причём, если им удастся мирно присоединить Тайвань, то если кто-то думает, что на этом всё закончится, то это большая ошибка. Наоборот, такое мирное слияние ещё больше эти противоречия усилит.
Их "Комаки" сейчас России даром не нужны - один звонок из вашингтонского обкома, и не только мы, но и они сами останутся без "своих" самолётов.
Ну а другой конкуренции на внутреннем рынке можно не опасаться, думаю, ещё очень долго. Нормализации отношений с США и ЕС можно не опасаться, думаю, что в среднесрочной перспективе, лет 10-20. Да даже в случае такой нормализации думаю, что нашему руководству на сей раз хватит ума не сливаться в экстазе дальше каких-нибудь "Данонов" или "Макдаков".