Иркутский авиазавод вышел в лидеры отрасли по выработке на одного рабочего
Магистральный пассажирский самолет МС-21 должен стать основой гражданской программы производства Объединенной авиастроительной корпорации после 2016 года. На вопросы о ходе реализации проекта и модернизации Иркутского авиазавода ответил президент ОАО "Корпорация "Иркут"" Олег Демченко.
— В каком статусе сейчас находится программа МС-21? Что сделано за последний год? 
— Главное — мы завершили разработку конструкторской документации по планеру и приступили к производству первых четырех самолетов для летных и статических испытаний. Параллельно идут прочностные и ресурсные испытания элементов конструкции. Среди них — кессоны крыла и отсеки фюзеляжа — цилиндрический и хвостовой. Созданы и активно участвуют в программе МС-21 центры компетенций ОАК, такие как "Аэрокомпозит" и "ОАК — Центр комплексирования". Продолжается технологическая модернизация Иркутского авиазавода. 
Безусловно, это далеко неполный перечень наших работ. Например, совместно с "Аэрофлотом" мы значительно продвинулись в создании комплекса технических средств обучения. На авиасалоне МАКС-2013 мы покажем пилотажный процедурный тренажер самолета МС-21, который разрабатывается с учетом современных стандартов и пожеланий эксплуатантов. В дальнейшем тренажер будет доработан по результатам летных сертификационных испытаний и передан в учебный центр для подготовки летного персонала. 
— Проведены ли все необходимые работы по модернизации производственных мощностей для запуска серийного производства МС-21? 
— Кардинальное техническое перевооружение Иркутского авиационного завода стартовало в 2005 году, когда у корпорации "Иркут" появилась прибыль от экспортных поставок истребителей. Объем инвестиций в ИАЗ в 2005-2011 годы составил порядка 12 млрд руб. Это позволило вывести на качественно новый уровень заготовительное и механосборочное производство, ввести в строй современные линии нанесения покрытий, перейти на цифровые технологии, внедрить методы контроля качества, соответствующие мировым стандартам. Техническое перевооружение шло параллельно с подготовкой кадров. В результате ИАЗ вышел в лидеры отрасли по выработке на одного рабочего, которая превысила 3,5 млн руб. 
Новое оборудование интенсивно используется при производстве истребителей Су-30МК и Су-30СМ, учебно-боевых самолетов Як-130, комплектующих для лайнеров Airbus A320. 
Сейчас мы вступили в завершающую стадию подготовки производства МС-21 — создание автоматизированного комплекса окончательной сборки самолетов. Наш сборочный цех сегодня уже подготовлен для установки новой сборочной линии, на которой будут строиться все самолеты МС-21, начиная с опытных. Всего до 2016 года на техническое перевооружение Иркутского авиационного завода планируется направить еще свыше 20 млрд руб. 
— Все ли в порядке с финансированием программы? Какой объем средств уже потрачен и сколько еще предстоит? 
— Планы выполняют все участники финансирования программы — государство, корпорация "Иркут" и привлеченные нами инвесторы. На сегодняшний день расходы по программе составили немногим более 40 млрд руб. 
Проект МС-21 активно поддерживает государство, включившее эту тему в утвержденную в конце 2012 года программу развития авиационной промышленности. На проект в период с 2008 по 2023 год запланировано выделить около 170 млрд руб. Почти половина этой суммы приходится на бюджет, вторая половина — внебюджетное финансирование, включая собственные и привлеченные средства корпорации, а также собственные средства соисполнителей. Нашим стратегически партнером стал Сбербанк России, который предоставил "Иркуту" инвестиционный кредит на сумму $1 млрд. 
— Планируется ли сдвигать сроки сертификационных испытаний самолета? 
— Основной объем работ по сертификации запланирован на 2016 год. Получение сертификата типа запланировано на 2017 год. 
— Как обстоят дела с производством двигателя для МС-21? 
— ПД-14, создание которого ведет "Объединенная двигателестроительная корпорация", станет отечественным двигателем самолета МС-21. Мы находимся в постоянном контакте с нашими партнерами и увязываем наши планы. Кроме этого, в проекте используется и западный двигатель компании Pratt and Whitney. 
Подробнее: 
http://www.kommersant.ru/doc/2258640