О космосе - общая ветка

Собственно вся инерциальная навигация только так и работает, либо высчитывается исходя из изменения координат между измерениями-но это уже скорее к радиолокации.

Несколько слов о ДУСах.
ДУС измеряет угловую скорость объекта-т.е. для её точного измерения нужно равномерно и как минимум несколько секунд этот самый объект вращать по какой-то из осей.
Чувствительный элемент обычно закреплен на объекте жестко и шевелений не допускает в принципе-особенно те которые работают в интересах САУ, а не в интересах навигации.
Для этого обычно можно применить два метода.
1) Поставить объект на специальный стенд и начать его вращать без рывков-иначе будет не измерение, а каша. Стенды дороги и на них не все влезает.
2) Использовать родную планету в качестве такого стенда. Тут две основные проблемы:
2.1)Надо чтобы ДУСы эту самую Землю чувствовали-т.е. случайный шум и разрешающая способность были не более одного градуса в час. (Что стоит на Протоне не знаю-с космосом не сталкивался)
2.2)Надо чтобы сам объект стоял ровно-не качался и не гнулся-на старте для здоровой ракеты это малореально.

Контроль тестовым сигналом-как вы это себе представляете?
Цепи работают правильно, сервисная электроника тоже, АЦП тоже, датчик работает тоже правильно и всё правильно измеряет, ПО все правильно считает. Просто ось чувствительности датчика торчит в другую сторону-но это не проблема датчика-он работает на 100%.
Тестовым сигналом можно сымитировать некий выходной сигнал с датчика на АЦП, но т.к. всё исправно выходной тестовый сигнал будет точно соответствовать расчетному.

Если хотите обсудить подробнее-давайте брать конкретную схему ДУСа и на нем обсуждать.

З.Ы. Обсуждали эту проблему с коллегой из Пилюгина. Пришли к выводу, что если датчики Землю чувствовали, то в теории, на предстарте в безветренный день когда на ракете все работы были уже завершены глазастый оператор мог бы заметить, что знаки угловых скоростей неверные, но для этого надо знать как и куда смотреть и очень хорошо знать эту самую матчасть.
 
В РТО на Ми-8/17 есть раздел, когда два ДУСа снимаются с борта, но остаются присоединёнными к цепям и их поворачивают.
Почему нельзя было предусмотреть проворот на Протоне открутив "на одном винте"? Да если подумать, то можно было что-нибудь более дельное для контроля придумать! Наверняка..... а теперь "мальчик виноват" а конструкторы и контролёры белые и пушистые...
 
Собственно "прокрутив на одном винте" есть не менее великолепный шанс второй-третий винт не закрутить или не затянуть тоже с веселыми последствиями или закрепить но перевернутым-повернутом. Ну и ракета она техобслуживания не требует и это как раз проверка самого датчика во время сборки,а не системы в целом.
 
главное - это то что "протон" - очень старая ракета (да гениальная и отличная, спору нет). и этап когда полезной-выгодной-правильной была её ползучая модернизация, как здесь упорно предлагается по отдельным сбойным системам - давно прошёл...
В ветках про Ту-154 или там Ан-124 это много раз обсуждали - начиная с какого-то момента - вцелом проще-дешевле-недёжнее будет разработка новой с 0.
В военном кораблестроении даже есть такой термин - "списание после капремонта" (который стоит как треть нового корабля, но получающийся на выходе корабль всё одно по характеристикам выходит старьё на продажу туземцам по цене металла. Обычно осознающих это до ремонта не слышат т.к. принять решение о списании недавней ещё гордости флота - духу не хватает)
в силу особенностей отчественного ...прома переход на новые носители не произошёл - и имеем наблюдаемый тупик в виде всё же необходимости модернизации Протона (или процессов его производства и подготовки, но это одно и то же), с совершенно очевидной необходимостью его таки замены раньше чем оная модернизация будет проведена.
Затыкания дыр в виде обновлений по результатам аварий при явно наблюдаемых системных проблемах - вообще театр абсурда какой-то.
----------
инфорация о невозможности амами делать бомбы - действительности конечно не соответсвует спите дальше, всё под контролем, там всё же специалисты работают, а не пацаны с подворотни, как про наши протоны мы тоже до недавнего времени думали...
 
Под контрольно -тестовым сигналом я понимаю, мне казалось это очевидным и не требующим разъяснения, встроенную в датчик возможность совершить воздействие какого-либо вида на чувствительный элемент датчика с заранее определенным результатом по знаку на выходе датчика . Тогда правильную установку датчика можно проверить КПА при отработке.
Хотя намного проще конечно создать такую внешний контур датчика и техусловия на его крепление - которые бы абсолютно исключали возможность его неправильной установки.
 
А вот оказывается и нет. Все заложено. Порылся и нашел что таким устройством проверки правильности установки датчика является т.н. моментный датчик .
Таким образом возникает вопрос - как же тогда неверная установка датчика не выявилась при отработке систем ?
Потому то наверное и несут руководители околесицу - то одно , то другое , на что обратил внимание MikVolg.
 
Последнее редактирование:
И много вы таких видели, чтобы не снимая с борта можно проверить?
Если есть желание совместно поупражняться в создании такого тестового сигнала-давайте подумаем над типовой схемой ДУСа- например, роторный с электрической пружиной.
Что то схожее было в И-21, где платформу можно было наклонять по тестовым сигналам, но опять же от неправильной ориентации на борту это бы не спасло.


"Абсолютно исключали"- слова конечно приятные, но слабо реализуемые. К сожалению. "Можно сделать защиту от дурака, но только от неизобретательного"(с). Тут как в том анекдоте про милицию-"очень тупые" и "очень сильные".
 
См. выше.


---------- Добавлено в 20:15 ----------


"Абсолютно исключали"- слова конечно приятные, но слабо реализуемые.
Попробуйте руками засунуть засунуть стальной прут диаметром 2 см в отверстие в стальной пластине диаметром в 1 см. Если у Вас это реализуется легко - мои Вам поздравления. Такая конструкция не то что легко - элементарно реализуется.
Три выступа с разными диаметрами и ответные отверстия на плоскости крепления датчика с такими же диаметрами соответственно правильной установке датчика полностью исключат его неверную установку.
 
Последнее редактирование:
Vik63, Вы конструкцию ДУСа представляете?
ДА подали вы ток на моментный датчик-по датчику угла вы отследили что он у вас отклонился в правильную сторону-на этом собственно проверка закончилась. Вы проверили, что у вас ДУ и ДМ стоят правильно. Только закавыка в том, что вы не проверили куда пойдет двухстепенной гироскоп при приложении к нему угловой скорости. К тому же вы опять проверили работу самого прибора, а не закрепление его на объекте.


---------- Добавлено в 20:16 ----------


А если дрель взять? Или кувалду? Не верите, что возьмут-мои поздравления в наивности.
 
или решат что прут неправильный и "добудут" другой, делов-то... тем более что были слова про "самодельный адаптер-переходник" или что-то т.п.
или перепутают с прутом от другого датчика который сами же с труууууудом поставили часом ранее, впихнув невпихуемое, я уж не говорю про такие вечные "спутники человека" как ложка, электрод и отвёртка
 
Последнее редактирование модератором:
А их выдают на сборке , или там в цех все из дома тащут?
Понятно, если вопрос перешел в эту плоскость, то матчасть вы обсуждать не хотите.
ТАк что вам встречный вопрос о диаметрах и отверстиях- полезную нагрузку мы на ракету ставить планируем или пусть сама летит зато без возможности неправильной сборки, вернее-почти без такой возможности.


---------- Добавлено в 20:25 ----------


Собственно опять возвращаемся к вопросу организация производства и контроль качества.


---------- Добавлено в 20:27 ----------


Угу, с тех пор как изобрели шайбы возможность установки мелких крепежных изделий в большие дырки решается смышлеными гражаданами довольно легко
 
Не торопите так. Вопрос для меня новый.Думаю пока.
С этим согласен . Но.
Не нравятся отверстия - сделайте елочку или соединение типа пазл . Там дрель не поможет . Кувалда датчик просто разобьет. Соединение типа елочка или пазл решат проблему , но конечно удорожание будет , думаю вес увеличится вряд ли или несильно.
 
Не торопите так. Вопрос для меня новый.Думаю пока.
Если хотите я вам и принцип действия опишу и с вами с удовольствием порассуждаю.
Задача стоит в следующем-как проверить куда будет направлена прецессия гироскопа при воздействии угловой скорости, но без угловой скорости. Собственно говоря, SDA предложил более-менее вменяемый вариант "прокрут на одном винте", но он тоже имеет ряд недостатков, причем ещё более серьезных..
 
Вы не до конца меня поняли - все отверстия расположены несимметрично так что попасть в них выступами можно только при правильной ориентации датчика.
И вообще это частный случай. Таких решений миллион найдется. Если захотеть. Без ущерба для полезной нагрузки. Думаю это очевидно просто исходя из общих технических представлений.
 
Помнится экспресс проверка и работы прибора и закрепления на объекте. Возникли сомнения в работоспособности ДУСов на САУ-23 на полетах. Поставили под давление, покачали за конец крыла, так, крен работает, толкнули хвост в сторону - курсовой работает, попрыгали сверху - тангаж есть .
 
Это можно, вопрос только будет в точности соединения. Мировой опыт показывает, что механические элементы защиты от неправильной установки эффективны, но не достаточно хорошо сопротивляются настырному работнику без их чрезмерного усложнения.
 
Вы не знаки проверяли, а саму работоспособность и не попутали ли канал крена с тангажом. А так да-одна из самых прекрасных проверок-сами так делаем. А знаки углов ориентации как удобно так проверять.
 
А эта, если блок ещё в руках, не проще его, уже собранный на МПУ-5 поставить и проверить?
 
Банька это хорошо!
Тогда до завтра-вопрос интересный.


---------- Добавлено в 20:44 ----------


Проще, но это не обеспечит защиты от его неправильной установки на борту. Т.е. его проверили и радостно поставили вверх тормашками.