О космосе - общая ветка

Зенит успешно запустили. Жизнь налаживается :)
https://www.youtube.com/watch?v=0gxbRzzZbgM
Видео какое-то странное, самого пуска на нем так и не увидел.
Нашел, с 14-й минуты.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Элон Маск представил замену российскому «Союзу»

Владелец компаний SpaceX и Tesla Элон Маск в ночь на 30 мая представил вторую версию своего космического аппарата – Dragon V2. Он призван заменить российские корабли «Союз» в качестве средства доставки космонавтов на МКС и обратно. Презентация транслировалась на сайте компании.

Аппарат построен в рамках контракта с NASA на сумму $1,6 млрд, которая предусматривает 12 полетов к МКС. Первые три выполнил корабль Dragon, благополучно освоивший стыковку со станцией и маневр возвращения на Землю. До сих пор все полеты совершались без людей, а приземление аппарата было неконтролируемым.

Новая версия имеет несколько отличий: корабль может принять на борт до семи человек, а главное – может приземляться в строго заданной точке, благодаря маневровым двигателям новой конструкции.

«Точность приземления сравнима с вертолетом», – сказал Элон Маск во время презентации.

Стоимость доставки одного космонавта на МКС с помощью Dragon V2 составит $20 млн, тогда как полет на «Союзе» обходится NASA в $71 млн за человека. Элон Маск не раз высказывался, в том числе выступая в начале года в сенате США, за то чтобы отказаться от российских ракетных двигателей и кораблей «Союз» для обслуживания космической станции.


http://slon.ru/fast/future/elon-mask-predstavil-zamenu-rossiyskomu-soyuzu-1106367.xhtml
 
Таки всё к тому и идёт. Коммерсы дышат в затылок и помогают NASA избавится от зависимости.
Интересно, как прокомментируют этот факт наши отцы-комадиры от космонавтики....
 
а у нас что-то разрабатывают пилотируемое сейчас? При нынешнем состоянии - стремно будет первому космонавту. Но и в частном будет неспокойно - все пилотируемые системы кого-то да убили, просто за столько лет Союз вылизали до предела.
 
Если верить видео на этой странице, Dragon V2 при посадке вообще не использует парашют, садится чисто на 4-х ракетных двигателях, которые используются в качестве торомоза. И при этом получается экономия аж в 3-4 раза?
Какова надежность системы, если один из двигателей не даст полной тяги или откажет совсем?
Это к тому, что 2 экспедиции на Союзах и Колумбия погибли именно при спуске...
 
Бурундук, точно, но все же пытался - я так понимаю проблемы с ориентацией и, соответственно, торможением были - Леонов с Беляевым могли и замерзнуть в тайге, повезло.
 
Если верить видео на этой странице, Dragon V2 при посадке вообще не использует парашют, садится чисто на 4-х ракетных двигателях, которые используются в качестве торомоза.
У устройства 8 двигателей, 4 блока по два двигателя в каждом. Работоспособность сохраняется при отказе 2 двигателей. Парашют есть, просто на видео штатная работа, а парашют только для нештатной.
Какова надежность системы, если один из двигателей не даст полной тяги или откажет совсем?
Это к тому, что 2 экспедиции на Союзах и Колумбия погибли именно при спуске...
Отказ одного или двух двигателей не препятствует посадке на двигателях.
Если более серьёзная проблема, переходят на парашют.
 
Последнее редактирование:
Еще раз про "метановую ракету"

Напомню предысторию. Vik63 16.05.14 выложил, в ироническом ключе, свежую новость, описанную в "Известиях" - предложение ЦСКБ Прогресс (Самара) разработки сверхтяжелой РН на топливе кислород+СПГ (см. http://aviaforum.ru/showthread.php?p=1550481#post1550481 ). Далее 18-19.05.14 произошел основной обмен мнениями насчет "метановых ракет". А именно, scout82 дал ссылку на старую статью (2000г) про прожект перспективного ЖРД на этом топливе и свой небольшой комментарий:
... Метановые двигатели реально лучше керосиновых.Тут уже ранее в ветке приводили неплохую ссылку про них http://engine.aviaport.ru/issues/08/page02.html Просто их еще пока нет в природе. Посему соответственно нет и ракет. ...
Чуть позже, еще не видя поста scout82, я более подробно прокомментировал проблему "метановой ракеты" и раскритиковал статью в "Известиях" исходя из элементарной теории ракет и очевидных технико-экономических соображений, заключив:
В общем, это предложение очередного "грандиозного проекта", цель которого - не решить существующие громадные проблемы отечественной космонавтики, а получить долгосрочное финансирование под "светлое будущее".
Наконец imkas профессионально прокомментировал некоторые вопросы, с важным замечанием:
В этих нюансах как раз суть вопроса.
Существенно многоразовый двигатель проблематично построить на паре керосин-кислород.
Однако, судя по более поздней реплике Rom, вопрос не исчерпан:
Но есть и благоприятные факторы в свете вот этой новости:
http://www.discred.ru/news/gazokhim...matiruet_vsju_mirovuju_otrasl/2014-05-25-5933
Более того, сопоставив цитированный выше комментарий imkas и статью по ссылке, данной scout82, я понял, что имеет место недоразумение. Дело в том, что я фактически критиковал не прожект "метановой ракеты" от ЦСКБ Прогресс, а описание этого прожекта в Известиях", в котором оказалось много журналажи. А именно, заявление о снижении стоимости запуска в 1,5...2 раза в "Известиях" подавалось как следствие того, что СПГ дешевле ракетного керосина, и я справедливо обозвал это чушью (т.е., СПГ действительно дешевле, но стоимость керосина - это доли % от стоимости запуска). А судя по ссылке у scout82, в прожекте речь идет о значительном снижении стоимости запуска благодаря многоразовости ЖРД на метане, которая нереализуема в ЖРД на керосине. Именно об этом различии метана и керосина написал imkas - но не увязал это со снижением стоимости запуска.

Однако, судя по статье 2000г по ссылке от scout82, ситуация намного интереснее. В этой статье предлагался ЖРД на метане (далее - РД-М), по тяге и удельному импульсу очень близкий к керосиновому РД-191, на тот момент находившемуся в разработке для нижних ступеней РН модульного семейства "Ангара". А основной пафос РД-М был вовсе не в росте удельного импульса (он практически такой же - около 340 сек в пустоте, т.е., эффективная скорость истечения 3,33 км/с), а в многоразовости РД-М ради удешевления запусков и в возможности использования РД-М для пилотируемых полетов благодаря меньшей взрывоопасности.

Про многоразовость imkas объяснил достаточно внятно. А насчет возможности использования для пилотируемых полетов дело в следующем. Рекордный для пары керосин-кислород удельный импульс около 340 сек (в пустоте) достигается в двигателях РД-170...РД-191 благодаря т.н. "закрытому" циклу, с дожиганием "кислого" выхлопа турбины в камере сгорания двигателя. Однако в таких двигателях многие возможные аварийные ситуации развиваются до взрыва в течение нескольких мсек, которых недостаточно для срабатывания системы аварийного спасения КА, необходимой для пилотируемых полетов. Именно за это imkas много раз критиковал указанное семейство ЖРД (прямые потомки НК-33 для Н-1).

А вот РД-М - с т.н. "открытым" циклом, с подачей восстановительного выхлопа турбины в сопло двигателя. В таком двигателе и меньше риск взрыва, и значительно больше время развития аварии, позволяющее использовать систему аварийного спасения. Т.о., в предлагаемом РД-М бОльшая теоретическая эффективность пары метан-кислород израсходована на компенсацию снижения удельного импульса из-за отказа от закрытого цикла, а также из-за значительно меньшего давления на выходе ТНА (в 2,5 раза) и в камере сгорания (почти вдвое) ради повышения ресурса и надежности двигателя.

Т.о., научно-технические и технико-экономические соображения по РД-М в статье по ссылке от scout82 представляются вполне здравыми. Вопрос в том, реально ли в нынешней РФ впервые в мире реализовать прожект "метановой ракеты".

ЗЫ. imkas, я, разумеется, очень давно знаю, что такое удельный импульс и представляю, от чего он зависит. Но в том сообщении я сознательно (подумав!) написал именно про скорость истечения по двум причинам:
- поскольку скорость истечения входит в формулу Циолковского, которую проходят в школе,
- поскольку скорость истечения в идеале (очень большой коэффициент расширения в сопле, полная релаксация возбужденных состояний продуктов сгорания и т.п.) - это просто результат преобразования тепловой энергии в камере сгорания в кинетическую энергию струи продуктов сгорания на срезе сопла, и потому очевидна зависимость этой скорости от температуры в камере и от молекулярного веса продуктов.
 
Google потратит миллиард долларов на спутниковую группировку

Компания Google объявила о том, что вкладывает от $1 млрд до $3 млрд в запуск 180 спутников. Группировка обеспечит качественный доступ к интернету на всей планете, в том числе в тех регионах, куда не доходят магистральные кабели. О новом проекте компании пишет Wall Street Journal со ссылкой на собственные источники.

Ставка делается на большое число легких спутников, которые разместятся на низких орбитах, а не на небольшое количество мощных аппаратов, как в других проектах. Руководит программой Грег Уайлер, перешедший в Google из компании O3b Networks, также разрабатывающей проекты спутниковой связи. Под его началом работает команда всего из 20 сотрудников.

Эксперты скептически относятся к озвученной смете проекта и называют суммы, которые будут «гораздо больше, чем то, на что рассчитывает Google», – до $20 млрд.

Ранее Google анонсировал программу запуска высотных аэростатов Project Loon для той же цели – обеспечение доступа к интернету в удаленных районах Земли.


http://slon.ru/fast/future/google-p...rov-na-sputnikovuyu-gruppirovku-1107126.xhtml
 
Google потратит миллиард долларов на спутниковую группировку
http://slon.ru/fast/future/google-p...rov-na-sputnikovuyu-gruppirovku-1107126.xhtml

Похоже речь идет о стратосферных беспилотниках на солнечных батареях с длительностью полета в несколько лет. Google уже прикупил Titan Aerospace для этих целей.
Технология весьма перспективна и активно развивается многими компаниями, в скором времени они сильно потеснят космический сегмент в области связи.
На более высоких широтах вероятно будут применяться аэростаты.

Вот буквально вчера еще один солнечный монстр поднялся, правда в пилотируемом варианте.
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=yUpyuORoB8o
 
Реклама
Сообщение от xoid
Vik63, Вы определитесь с отношением к Рогозину. А то недавно насмех поднимали, а теперь цитируете, как эксперта.
xoid, я по отношению к Рогозину определился давно.Но не в этом отношении дело. Какое бы оно отношение не было, если человек говорит правильные вещи - я же не буду говорить, что это неправильно , только лишь что у меня относительно него какое-то отрицательное мнение . И во-вторых, мнение о системном кризисе в космической отрасли не только им озвучивалось .
Кстати о мнениях.
Глава космической корпорации об авариях "Протонов": Ухудшение очевидно
Аварии ракет-носителей "Протон-М" связаны с качеством контроля процессов на производстве, с его организацией и подготовкой персонала, заявил президент Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Комаров в интервью газете "Коммерсантъ".
Комаров отметил, что с начала 2000г. до середины 2009г. аварийность в российской космической отрасли была на общемировом уровне - порядка 5% нештатных ситуаций. "А сейчас стало больше 10%. Ухудшение очевидно", - констатировал Комаров. "Настораживает то, что связаны все эти аварии с качеством контроля процессов на производстве, с его организацией, с подготовкой персонала. Это системные вещи", - добавил глава ОРКК.http://top.rbc.ru/economics/09/06/2014/929259.shtml#xtor=AL-[internal_traffic]--[rbc.ru]-[main_body]-[item_5]
Формирование Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) будет ускорено из-за системных проблем в работе космического центра имени Хруничева. Об этом в ходе пресс-конференции на салоне ИЛА-2014 заявил генеральный директор ОРКК Игорь Комаров.
Отвечая на вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС по поводу влияния недавней аварии ракеты-носителя "Протон" на работу ОРКК, глава корпорации отметил, что "в настоящее время в космическом центре имени Хруничева наблюдается системный кризис".http://vpk.name/news/110700_posle_a...budet_uskoreno_schitaet_gendirektor_orkk.html
 
Последнее редактирование:
Звездолёт, способный преодолеть скорость света, представили в НАСА
www.youtube.com/watch?v=kyReVgNc1Gg
Путешествие по Вселенной, возможно, в скором времени перестанет быть всего лишь мечтой. В НАСА представили модель звездолёта, способного преодолеть скорость света.
Авторы проекта физик Хэролд Уайт и графический дизайнер Марк Рэйдмэйкер считают, что воплотить задуманное в жизнь поможет так называемый «двигатель искривления». Согласно их расчётам, космическое пространство во время полёта корабля будет стремительно расширятся, толкая его вперед.
Так до ближайшей от нас звездной системы Альфа Центавра можно будет до браться всего лишь за две земных недели. Хотя путь до неё составляет более четырёх световых лет.
Голливуд пробивается всё дальше...
 
Последнее редактирование:
Особенно успокаивает участие в проекте графического дизайнера. Если уж до него дело дошло, то фундаментальные вопросы, видимо, решены :)
 
Комаров отметил, что с начала 2000г. до середины 2009г. аварийность в российской космической отрасли была на общемировом уровне - порядка 5% нештатных ситуаций. "А сейчас стало больше 10%. Ухудшение очевидно", - констатировал Комаров.
Если смотреть аварийность конкретно Протонов, то она всю жизнь была около 10%.
 
Если смотреть аварийность конкретно Протонов, то она всю жизнь была около 10%.
Это дважды не так - не 10% и не "всю жизнь".

Прежде всего, Протон / Протон-К / Протон-М - это функционально-законченные РН, обеспечивающие вывод разнообразных полезных нагрузок на НОЗ. А вот уже полезная нагрузка при необходимости может быть снабжена каким-либо разгонным блоком (далее РБ, и их множество типов), обеспечивающим переход с НОЗ на целевую траекторию (ГСО, межпланетную траекторию и т.д.). И, всерьез обсуждая "аварийность конкретно Протонов", следует не учитывать запуски, неудачные по вине РБ - а это более половины всех неудачных запусков. А аварийность собственно РН "Протон..." (всех модификаций, за все без малого 50 лет эксплуатации) - менее 7% (27 аварий на 397 запусков).

Во-вторых, 7% - это "средняя температура по больнице". Почти половина всех аварий РН "Протон..." (12 из 27) приходится на 29 запусков (1/4 "Протон" и 11/25 "Протон-К"), сделанных за начальный период - с 1965г по 1970г. Здесь и ниже в виде дроби - отношение числа аварийных запусков по вине РН "Протон..." (а не какого-либо из множества РБ) к общему числу запусков этой модификации РН "Протон...".А с 1971г аварийность скачком снизилась - всего 15 аварий на 368 запусков с 1971г по 2014г, т.е., 4%. Более того, было 3 парных аварий (пара в течение 1 года), а остальные 9 аварий распределены по более чем 300 запускам (менее 3%) в течение 40 лет, с интервалами по несколько лет.

Теперь более подробно (полные списки запусков есть в Вики - но надо внимательно разглядывать эти длинные списки).

1. "Доисторическая" двухступенчатая РН "Протон" (она же сверхтяжелая МБР УР-500): 1 авария на 4 запуска (25%!) в 1965-66гг.

2. Основная "рабочая лошадка" - трехступенчатая РН "Протон-К". Всего 23 аварии РН на 310 запусков (7,4%) за 1967-2012гг, но эти аварии очень неравномерно распределены по годам.

1) 11/25 (44%!) в течение 1967-70гг - явные "детские болезни".
2) 4/62 (6,5%) более-менее равномерно в течение 1971-81гг (11 лет).
3) 2/9 (22%) в течение рокового 1982г - пара аварий почти подряд.
4) 4/163 (2,5%) более-менее равномерно в течение 1983-98гг - "золотой век" (16 лет!).
5) 2/9 (22%) в течение рокового 1999г - пара аварий почти подряд.
6) 0/44 (0%!) в течение 2000-12гг - "платиновый век" (13 лет).:D

3. Действующая трехступенчатая РН "Протон-М". Всего 3 аварии РН на 83 запуска (3,6%) за 2001-2014гг. Первая авария - на 17м пуске (2007г, прогар изоляции цепи пиропатронов разделения ступеней), и пара резонансных аварий почти подряд (2.07.13 и 16.05.14).

Т.о., аварийность "Протонов" за 30 лет с 1983г по 2012г составила всего 7/298 (менее 2,5%), и до последней пары аварий РН "Протон..." была одной из самых надежных серийных РН в мире. А за 13 лет с 2000г по 2012г - всего 1 авария РН на 123 запуска РН "Протон-К" (0/44) и "Протон-М" (1/79).

Проведенный анализ наглядно демонстрирует общеизвестное: проблема роста аварийности РН "Протон-М" никак не в конструкции этой РН, а исключительно в организации производства. Но еще бОльшая проблема - в высокой аварийности РБ (они дают большинство аварийных запусков, притом, что далеко не все РН запускаются с РБ). В конце концов, клиентов, страховщиков, журналюг и население интересует аварийность РН вместе с РБ.
 
Но еще бОльшая проблема - в высокой аварийности РБ (они дают большинство аварийных запусков, притом, что далеко не все РН запускаются с РБ).

Блок "Д", который делает РКК "Энергия", для "Протона", действительно, был "злым роком", из-за проблем с которым и был разработан свой "Бриз-М". Но вот на "Зенит -3SL" из 36 запусков - всего один отказ (да и то инцидент) этого РБ: 14 запуск, 28 июня 2004, КА Telstar-18 немного недовывели, что потом компенсировали за счет топлива самого КА.

Ну а без РБ "Протон" выводит только модули станций.
 
Последнее редактирование:
насколько я понимаю, он отправился на место аварии не один. Руководитель сам себе голова, а что случилось с подчиненными?
 
Реклама
насколько я понимаю, он отправился на место аварии не один. ...
Вот более полная цитата из того же Д.Лыскова ( http://izvestia.ru/news/572644#ixzz355Avk28J , выделение мое):
Смертельное заболевание бывшего руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина, скорее всего, было спровоцировано его непосредственным участием в устранении последствий аварии ракеты-носителя «Протон» на Байконуре 2 июля прошлого года. По словам статс-секретаря Федерального космического агентства Дениса Лыскова, медики придерживаются именно такой точки зрения, полагая, что сразу отправившись на место взрыва ракеты, Поповкин подвергся воздействию паров гептила — высокотоксичного топлива, используемого в ракетах «Протон».

— В момент старта мы находились в бункере в нескольких сотнях метров от стартовой позиции, — вспоминает Лысков. — После взрыва ракеты мы некоторое время находились в бункере до появления информации о том, что на поверхности безопасная атмосфера. Владимир Александрович первым покинул бункер, высадил водителя, сам сел за руль автомобиля и поехал к месту падения «Протона» без каких-либо средств защиты. Он осознавал личную ответственность за произошедшее и просто не думал в тот момент о защите.
 
Назад