О космосе - общая ветка

Российско-украинская конверсионная ракета-носитель РС-20 «Днепр» (SS-18
«Сатана» по классификации НАТО), стартовавшая вечером в четверг, 19 июня, с
пусковой базы «Ясный» в Оренбургской области
, успешно вывела на орбиту 33
частных спутника из разных стран.
Выделено мной.
http://lenta.ru/news/2014/06/19/launch/
У нас новый космодром появился или её прямо из шахты запулили?
 
Реклама
У нас новый космодром появился или её прямо из шахты запулили?
РН "Днепр" можно пустить только из ее родного пускового контейнера - она с минометным стартом (см. картинку). А пусковой контейнер сделан для установки в шахту (с амортизирующей подвеской), так что проще всего пускать "Днепр" из шахты. Кратко и емко про "Днепр":
«Днепр» — конверсионная космическая ракета-носитель, созданная на базе подлежащих ликвидации межконтинентальных баллистических ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2 «Воевода» кооперацией российских и украинских предприятий и предназначенная для выведения до 3,7 тонн полезной нагрузки (космического аппарата или группы спутников) на орбиты высотой 300—900 км.

Реализацией программы создания и эксплуатации ракеты-носителя «Днепр» занимается Международная космическая компания ЗАО «Космотрас».

РН «Днепр» используют в двух модификациях:

  • «Днепр-1» — использующую основные составные части МБР без доработок, за исключением переходника обтекателя.
  • «Днепр-М» — вариант РН, модернизированный установкой дополнительных двигателей ориентации и стабилизации, доработкой системы управления и применением удлинённого головного обтекателя, за счёт чего достигнуты более широкие возможности по выведению полезного груза, в том числе увеличенная максимальная высота орбиты.
Для запусков РН «Днепр» используются пусковая установка на площадке 109 космодрома Байконур и пусковые установки на базе Ясный 13-ой Краснознамённой Оренбургской ракетной дивизии в Оренбургской области.

Первый запуск искусственного спутника по программе «Днепр» был осуществлён в 1999 году.
Эта цитата - из статьи Р-36М : там наиболее технически корректное из популярных описаний всего семейства МБР "Сатана" (Satan mod.1...6 - МБР Р36М, Р36М УТТХ и Р36М2 "Воевода", с вариантами ГЧ) и РН "Днепр" ("Днепр-1" и "Днепр-М"). А в статье Днепр (РН) - подробная история происхождения (с рядом технических неточностей) и применения РН "Днепр", список всех 20 запусков (с перечислением спутников) и сравнение с другими РН сопоставимого веса.

И из статьи про Ясный:
Ясный — российский космодром, расположенный на территории позиционного района «Домбаровский» РВСН в Ясненском районе Оренбургской области России. Используется для запуска космических аппаратов посредством ракет-носителей «Днепр». Эксплуатант космодрома — международная компания «Космотрас».

Это пятый космодром России (после Байконура, Плесецка, Свободного и полигона Капустин Яр). Первый космический пуск отсюда был осуществлён 12 июля 2006 года
Ниже - фотка пуска РН "Днепр" из Ясного.

ЗЫ. Добавил картинку из http://aviaforum.ru/showthread.php?p=1388489#post1388489 (про бурый дым; там есть еще картинки), на которой лучше видна специфика "минометного старта". Серый дым - от порохового заряда "минометного старта". Внизу слева - пороховой двигатель утаскивает от шахты крышку двигательного отсека, защищавшую ракету от вспышки "минометного" заряда (эта же крышка - "поршень", выталкивающий ракету из пускового контейнера при "выстреле").

Launch_from_Yasny.jpg


дренаж ТНА-2 Р-36.jpg
 
Последнее редактирование:
Неожиданно: Первый украинский наноспутник выведен на орбиту. Спутник был создан молодыми учеными из НТУУ «КПИ» под руководством кандидата наук Рассамакина.

Вывела в космос все эти аппараты ракета-носитель «Днепр» с пусковой базы «Ясный» (Оренбургская область, Россия) в 23 часа 11 минут по местному времени. Через 16 минут после старта все они успешно отошли от третьей ступени и вышли на заданные орбиты.
О, пересмотрел ссылку про запуск Днепра. Это наши СМИ тупят, через неделю написали.
 
Последнее редактирование:
Первый запуск первой российской (не из СССР) РН Ангара-1.2: счет пошел на часы.

Первоначально планировали на 25.06.14 (этот срок был назначен еще несколько месяцев назад). Фактически 25.06.14 вывезли на старт и установили (см. ниже актуальные картинки с сайта Хруничева http://www.khrunichev.ru/main.php?id=1&nid=3080 и др.), новый срок запуска - сегодня, 27.06.14.

20.06.14 было Решение Госкомиссии о начале летных испытаний, с уточненными сроками вывоза и запуска (см. http://www.khrunichev.ru/main.php?id=1&nid=3075 ). А сегодня днем появилось сообщение, что Госкомиссией принято решение о заправке ( http://www.khrunichev.ru/main.php?id=1&nid=3082 ):
Государственная комиссия приняла решение о заправке ракеты-носителя «Ангара -1.2 первого пуска», установленной на стартовом комплексе

27.06.2014
По результатам проведения комплексных испытаний Государственная комиссия по проведению летных испытаний средств выведения космических аппаратов подтвердила готовность КРК «Ангара» к проведению первого пуска и приняла решение о заправке ракеты космического назначения (РКН) «Ангара-1.2ПП», установленной 25 июня на стартовом комплексе.

Первый испытательный пуск ракеты космического назначения легкого класса «Ангара-1.2ПП» запланирован на 27 июня 2014 г.
Там же ниже - довольно подробная техническая характеристика этой РН.

На самом деле для первой ступени легкой РН Ангара-1.2 (она же "универсальный ракетный модуль УРМ-1") это фактически не первый, а четвертый пуск. Первые 3 пуска (2009, 2010 и 2013) формально были пусками корейской РН KSLV-1 , разработанной совместно с РФ, но фактически первая ступень этой РН - это модификация УРМ-1 (отличается от УРМ-1 только укороченными баками, но те же двигатель, пневмогидросистема и БРЭО), поставленная в Корею из РФ по контракту. Первые 2 пуска оказались аварийными, но аварии происходили в корейской системе управления (в первом пуске - сбой при сбросе головного обтекателя, во втором пуске - авария второй ступени во время работы первой ступени). Третий запуск (30.01.13) - полностью успешный. Однако при всех трех запусках KSLV-1 были проблемы и задержки при подготовке первой ступени к запуску.

Заправка - это еще несколько часов. Ждем.

ЗЫ. Ожидаемый сегодня запуск - без реальной нагрузки и даже не на НОЗ ( http://ria.ru/defense_safety/20140626/1013661829.html#ixzz35q9sYjHb ):
... Запуск ракеты "Ангара — 1.2 ПП" (первого пуска) осуществляется с целью выведения второй ступени ракеты-носителя с неотделяемым габаритно-массовым макетом полезной нагрузки на баллистическую траекторию с падением на полуострове Камчатка" ...
Подозреваю, что запуск будет ближе к ночи - дабы с раннего утра на Камчатке (полигон Кура?) собирать недогоревшие остатки второй ступени.

ЗЗЫ. Поправил абзац про прототип УРМ-1 в корейской РН
KSLV-1.


Angara_1.jpg


Angara_5.jpg


Angara_6.jpg
 
Последнее редактирование:
а такое возможно?
А почему — нет? Ракета не разбита, телеметрия перед глазами, запуск отменён автоматикой — т.е., по какому то измеряемому и записываемому параметру. Скажем, напряжению, давлению и тому подобное.
 
И свежая картинка - заправка кислородом.

Всего лишь момент срабатывания дренаж-предохранительного клапана бака окислителя первой ступени. Говорит о том, что эта емкость скорей всего уже заправлена. Как давно - фиг его знает. Просто заправленная ракета находится под полетным давлением наддува баков - иначе баки банально потеряют устойчивость. Ну а ДПК наддутых кислородных баков срабатывают с таким вот выбросом паров весьма часто.
 
По мнению члена парламента Владимира Гутенева, выход из строя спутника "Око-1" мог быть связан с недостатками импортного электронного оборудования

.
Москва. 26 июня. INTERFAX.RU - Преждевременный выход из строя геостационарного спутника системы обнаружения стартов баллистических ракет "Око-1" мог быть вызван недостатками импортного бортового оборудования. Об этом заявил депутат Госдумы, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

"Если взять во внимание тот факт, что первыми у спутника вышли из строя импортные аккумуляторные батареи, стоит рассматривать и вероятность внешнего воздействия на космический аппарат через недекларированные возможности зарубежных электронных комплектующих спутника", - отметил Гутенев.

По его словам, властям следует ускорить программу импортозамещения для снижения зависимости от зарубежных комплектующих.

Спутники дорогие и некачественные

Депутат отметил, что спутники этого типа и технологически, и морально устарели. "Качество их низкое, срок службы на орбите - небольшой, стоимость - выше зарубежных, а затраты на создание и поддержание в работоспособном состоянии в четыре раза превышают зарубежные стандарты", - сказал Гутенев.

Трудности возникают не только с военными аппаратами, отметил депутат. В частности, у России всего два спутника, которые выполняют гидрометеорологические задачи; они покрывают 30% от потребностей. Дистанционным зондированием Земли занимаются три спутника, которые покрывают 35% от потребностей.

Причины неблагополучия в космической отрасли во многом связаны с низкой эффективностью управления на предприятиях ракетно-космической промышленности, изъянами в производственном процессе, кадровыми проблемами, считает Гутенев. "Россия вообще может утратить способность проектировать и изготавливать приборы и узлы современных спутников", - резюмировал депутат.

Как потеряли "Око-1"

В минувшую среду стало известно, что Министерство обороны России лишилось последнего геостационарного спутника системы обнаружения стартов баллистических ракет "Око-1", которая является частью системы предупреждения о ракетном нападении.

"Коммерсант" писал, что аппарат 71Х6, запущенный под кодовым обозначением "Космос-2479", в апреле перестал подавать сигналы и стал неуправляемым. По данным издания, спутник обошелся военным более чем в 1,5 млрд руб., а на его изготовление ушло два года. Как отмечала газета, в итоге у РФ не осталось ни одного спутника системы "Око-1" на геостационарной орбите, хотя для ее полноценной работы необходимо по меньшей мере два аппарата.

Смотрите оригинал материала на http://www.interfax.ru/russia/382839
 
Реклама
NASA испытало «летающую тарелку» для высадки на Марс

Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) объявило об успешном испытании аппарата для доставки грузов на Марс – Сверхзвуковой Системы Торможения Низкой Плотности (Low-Density Supersonic Decelerator), имеющего форму «летающей тарелки».
Система торможения построена для того, чтобы замедлять снижение тяжелых грузов при посадке на Марс. Сам аппарат имеет размеры 6 на 8 метров, а замедление происходит благодаря гигантскому парашюту диаметром около 33 метров. Запуск LDSD состоялся 28 июня на полигоне ВВС США на острове Кауаи (Гавайи). Аппарат поднялся на высоту 36,6 км с помощью воздушного шара, затем включились двигатели, и «тарелка» достигла высоты 54,9 км, после чего начала снижение. С помощью технологии, названной Сверхзвуковой Надувной Аэродинамический Замедлитель, аппарат сбросил скорость с 3,8 Маха (что примерно в 3,8 раза больше скорости звука) до 2,5 Маха.
Фото: NASA
После этого этапа LDSD должен был раскрыть свой парашют, однако он раскрылся неправильно, сообщает Space.com. Несмотря на неполадки, аппарат опустился на поверхность Тихого океана.
Эксперимент обошелся в $150 млн. Изначально запуск был намечен на 3 июня, но из-за плохих метеоусловий его неоднократно переносили. В соответствии с «дорожной картой» NASA планирует отправить человека на Марс в 2030г.
http://slon.ru/fast/future/nasa-ispytalo-letayushchuyu-tarelku-dlya-vysadki-na-mars-1120073.xhtml
 
LDSD должен был раскрыть свой парашют, однако он раскрылся неправильно, сообщает Space.com. Несмотря на неполадки, аппарат опустился на поверхность Тихого океана.
Дык, а куда он денется? Гравитация же. Он бы и совсем без парашюта опустился на поверхность Тихого океана. ;)
 
Американская система ПРО, находящаяся в управлении у компании Boeing, в воскресенье, 22 июня, поразила ракету условного противника над Тихим океаном в ходе первого успешного испытания по перехвату в рамках программы с 2008 года.
Об этом говорится в сообщении министерства обороны США.
Перехват должен помочь подтвердить работоспособность управляемой компанией Boeing наземной системы ПРО на маршевом участке полета - которая является единственным средством защиты США от баллистических ракет дальнего радиуса действия – а также поражающего механизма от компании Raytheon, который отделяется от ракеты и поражает приближающуюся боеголовку.
«Это очень важный шаг в наших неустанных усилиях по улучшению и повышению надежности нашей национальной противоракетной системы», – заявил директор Агентства противоракетной обороны вице-адмирал Джеймс Сиринж.
По его словам, агентство продолжит прикладывать усилия, чтобы гарантировать эффективность и надежность наземных ракет-перехватчиков и системы противоракетной обороны страны в целом.
Информагентство Reuters сообщило в пятницу, что Пентагон реструктурирует свой контракт с Boing на управление системой ПРО с переносом акцента на техническое обслуживание и надежность. Стоимость контракта составляет 3,48 миллиарда долларов.
Система была спешно развернута в 2004 году администрацией Джорджа Буша-младшего для противодействия нарастающим угрозам со стороны Северной Кореи. Однако в пяти из восьми предыдущих испытаний системе не удавалось поразить учебную ракету.
Ранее в этом месяце Сиринж заявил, что если еще одно испытание системы окажется неудачным, Пентагон будет вынужден пересмотреть свои планы по размещению еще 14 перехватчиков в дополнение к 30, которые уже находятся в шахтах на территории Аляски и Калифорнии.
Как сообщают Пентагон и компания Lockheed Martin, в ходе испытания наземная ракета-перехватчик, запущенная с базы ВВС США Ванденберг, поразила учебную ракету производства Lockheed Martin, запущенную с испытательного полигона имени Рейгана на атолле Кваджалейн (Маршалловы Острова).
Lockheed сообщила, что не несущая заряда 14-метровая мишень была спроектирована с таким расчетом, чтобы она имитировала возможности наземных ракет, способных преодолевать расстояние в три-пять тысяч километров.
В Пентагоне сообщили, что все элементы системы, задействованные в испытании, сработали так, как должны были сработать. В течение ближайших нескольких месяцев представители программы оценят работу системы, используя телеметрические и другие данные, полученные в ходе испытания.
Испытание стало первым успешным перехватом поражающего механизма EKV CE-II, разработанного компанией Raython. Два предыдущих испытания механизма, проведенные в 2010 году, закончились неудачно.
Джим Чилтон, вице-президент подразделения Boeing, занимающегося разработкой стратегических ракетных и оборонных систем, продемонстрировал работу системы при «расширенном наборе условий, отражающих операционные требования реального мира». Boeing сообщил, что операционная сложность наземной системы ПРО на маршевом участке полета была «одной из главных инженерных проблем».
В Raytheon подчеркнули важность проведенного испытания и заявили, что успешный перехват позволит США и продолжить движение к намеченной цели – увеличению числа перехватчиков с 30 до 44 к 2017 году.
Компания Northrop Grumman Corporation свела данные, полученные от спутников предупреждения о ракетном нападении и морских радаров, чтобы помочь идентифицировать мишень, отследить ее траекторию и уничтожить.
На десяти из уже развернутых перехватчиков установлен поражающий механизм того же типа, что использовался в воскресном испытании. На двадцати других установлена более ранняя версия, которая показала себя неудачно в ходе испытания в июле 2013 года. По словам Сиринжа, до конца года эти поражающие механизмы будут модернизированы.
Основатель некоммерческого Альянса в защиту противоракетной обороны (Missile Defense Advocacy Alliance) Рики Эллисон высоко оценил успешное испытание, назвав его большим шагом вперед для программы, которую преследовали проблемы. По его словам, это позволит сократить число ракет-перехватчиков, которые запускались бы для поражения приближающейся баллистической ракеты.
«Этот успех является знаменательной вехой, которая демонстрирует надежность системы и повышает уверенность руководителя Североамериканского боевого командования, отвечающего за оборону страны», – сказал Эллисон.
Критики указывают на то, что поражающий механизм Raytheon успешно показал себя только в одном из трех испытаний, и призывают Конгресс переосмыслить планы по закупке еще 14 дефективных перехватчиков стоимостью в 75 миллионов долларов за каждую ракету или более миллиарда долларов в сумме.
«Вы потратите миллиард долларов на страховой полис, который работал только в одном случае из трех? – задается вопросом Том Коллина, директор по исследованиям в Ассоциации по контролю за вооружениями (Arms Control Association). – Нам нужно вкладывать деньги в совершенствование системы, а не в увеличение ее масштаба».
Фил Койл, бывший ответственный за испытания в Пентагоне и давний критик военного ведомства, призвал к ускорению работ по совершенствованию системы.
«Мы должны быть уверены, что у нас есть система, которая работает, а не расширять систему, которая, как мы знаем, имеет серьезные недостатки», – заявил он.
http://www.runyweb.com/articles/usa...d-a-successful-test-missiles-for-defense.html
 
Был следующий обмен мнениями.
Сообщение от xoid
Не напомните, сколько стран осилило истребитель 5-го поколения? Сколько стран умеют строить АЭС? Сколько стран в состоянии выводить людей в космос?
Это конечно все прекрасно. Но это узкий рынок. И при существующем перекрестном и скрытом финансировании настоящая рыночная цена и конкурентоспособность всего этого неизвестна . И уж совершенно точно, не будь нефти и газа, все эти великолепные способности испарятся довольно быстро. Чего не скажешь о других странах , умеющих это делать, но не имеющих таких запасов полезных ископаемых. А если наше что-то и будет, то хуже и дороже. Это закон. Производительность труда другая - гораздо ниже. Административные, коррупционные составляющие....
Потому производства есть, но созданные не в нулевых, и их реальная конкурентоспособность неизвестна, так как неизвестно сколько туда госденег было закачено.
И вот интересная статья. Как раз по этому вопросу.Надо ведь не только уметь делать , да и с этим уже плохо, но еще и уметь это делать конкурентоспособно, а с этим вообще очень плохо . Когда в стране работает система коллективной безответственности , кадры подбираются исходя из личной преданности , контракты друзьям ,другого результата быть не может.
Россия проигрывает космическую гонку Китаю
Тестовый запуск новейшей ракеты "Ангара" на прошлой неделе переносился несколько раз и в итоге был отложен на неопределенный срок. "Ангара", которая должна стать основной российской ракетой-носителем, сочетает в себе все плюсы и минусы постсоветской космической отрасли.
Плюсы – мы еще умеем делать сложную космическую технику (правда, в основном ракеты). Минусы – несоблюдение сроков (например, разработка "Ангары", если считать от определения победителя конкурса проектов, уже заняла почти 20 лет), неэффективность и завышенные затраты. Ракета получилась очень дорогой, и цена может отрицательно сказаться на ее перспективах, если конкурентам – миллиардеру Элону Маску и китайцам – удастся добиться более низкой себестоимости вывода полезной нагрузки в космос.
Коммерческий рынок доставки грузов в космос – единственный сегмент космической отрасли, где Россия сохраняет лидерство. А теперь с приходом новых конкурентов есть большая вероятность, что мы потеряем и этот рынок.
Уже в ближайшие годы в космической гонке нас окончательно потеснит Китай. Количество действующих спутников на орбите у наших стран уже сравнялось: за последние три года китайцы довели их число до 117 единиц (+72%), тогда как Россия – до 118 (+20%). В конце 2013г. Китай запустил луноход, а к 2020г. планирует высадить человека на Луну и построить собственную орбитальную станцию. Китайцы уже догнали США по количеству ракетных запусков, а по темпам развития отрасли вышли на первое место.
При этом расходы России на космос за последние 10 лет выросли в 14 раз и в 2013г. составили около $10 млрд (14% мировых госрасходов). Однако если по затратам мы одни из лидеров, то по уровню космических доходов наша страна находится на периферии. По оценке РБК, на Россию приходится не более 1,6% мировой выручки коммерческого космоса, который, по данным авторов доклада Space Report 2014 , достиг в предыдущем году $240 млрд.
До сих пор основным конкурентным преимуществом России являлась более низкая стоимость вывода полезной нагрузки в космос. По оценке РБК, средневзвешенная по количеству запусков последних пяти лет рыночная стоимость доставки максимальной полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) с помощью российских ракет составила $6,3-8,9 тыс./кг. У США этот показатель - $12,5-18,8 тыс./кг, у Европы - $11,0-13,6 тыс./кг. У Китая стоимости доставки грузов на НОО приближается к российскому уровню и составляет $8,1-10,8 тыс./кг. Рыночная стоимость доставки грузов на геопереходную орбиту (ГПО) уже меньше отличается между странами и составляет примерно $21-27 тыс./кг у России и $21-32 тыс./кг у США.
Уже в ближайшие годы лидерство России как космического перевозчика будет оспорено, поскольку США, ЕС и Китай разрабатывают новые ракеты и космические корабли, в том числе для доставки пилотов и грузов на МКС. Так, после начала эксплуатации челноков Dragon американской компании SpaceX (основатель – миллиардер Элон Маск, в числе проектов которого Tesla Motors и PayPal) спрос на российские транспортные корабли "Прогресс" упал на треть, отмечал глава РКК "Энергия" Виталий Лопота. В разработке SpaceX находится тяжелая ракета Falcon Heavy, способная доставить на НОО до 53 т грузов всего за $1,5-2,5 тыс./кг. Китай также разрабатывает относительно недорогие тяжелые ракеты Long March 5/7, а уже к 2020г. планирует довести свою долю в коммерческих пусках до 15% (в 2013г. китайцы не осуществили ни одного коммерческого запуска).
Через три года Россия может лишиться и еще одного источника заработка – отправки американских астронавтов на МКС. В 2013г. Россия заработала на этом $335 млн. На 2014 – первую половину 2016г. NASA подписала контракт с Роскосмосом на отправку 12 астронавтов за $753 млн. Но с середины 2017г. NASA планирует отказаться от российских услуг по доставке пилотов на МКС и использовать для этих целей свой пилотируемый корабль : агентство финансирует разработку сразу трех проектов компаний SpaceX, Boeing и Sierra Nevada.
Чем ответит Россия?
Ракета-носитель "Ангара", чей первый тестовый запуск был запланирован еще в 2005г., уже привлекла внимание аудиторов Счетной палаты. Согласно заключению ведомства, средства, вложенные в проект за два десятилетия ("беспрецедентный в мировой практике срок"), многократно подняли цену этого, пока еще не готового носителя. Точная стоимость ракеты пока не раскрывается, и в ГКНПЦ имени Хруничева не ответили на запрос РБК. Однако, судя по цене двигателей для первой ступени, разгонного блока, комплекса пусковых услуг, стоимость "Ангары-5" (тяжелая версия ракеты-носителя), способной доставить до 24,5 т на НОО, может составить минимум $100 млн (или $4,1 тыс./кг). Это превышает не только себестоимость доставки грузов на Falcon Heavy ($1,5-2,5 тыс./кг), но и ракетой "Протон-М" ($3,3 тыс./кг).
Оптимизма не прибавляет и рост аварийности полетов. За последние 3,5 года неудачными оказались 7% российских пусков, тогда как в 2000-е гг. доля неудачных пусков не превышала 4%.
Если у России восходящий тренд аварийности полетов, то у Китая - ярко выраженный нисходящий. Аварийность китайских ракет семейства Long March за последние 10 лет составила 1,8%, причем у Long March 3 не было серьезных происшествий. Безаварийно летали и европейские ракеты Ariane-V, американские Atlas-V, японские H-II, индийские PSLV. Правда, у России тоже есть безаварийные ракеты – Союз-ФГ – именно они специализируются на доставке космонавтов на МКС.
"Ухудшение очевидно. Настораживает то, что связаны все эти аварии с качеством контроля процессов на производстве, с его организацией, с подготовкой персонала. Это системные вещи. Нет такого, что поставили контролеров, ввели военную приемку — и все чудесным образом решилось раз и навсегда. Дефекты не повторяются, что свидетельствует о деградации системы", - отмечал руководитель ОРКК Игорь Комаров в интервью "Коммерсанту".
Не спутник, а satellite
Как следует из данных некоммерческой организации Union of Concerned Scientists (UCS), по состоянию на 1 февраля 2014г. на орбите находилось 1167 действующих космических аппаратов. Большая часть из них (488) принадлежит США, при этом подавляющая часть американских спутников отвечает за коммерческую связь.
Группировка российских спутников в четыре раза меньше, чем у США – 118 штук. В основном это спутники ГЛОНАСС, а также военные спутники навигации и связи. И если от США мы давно безнадежно отстали, то теперь нас почти догнал Китай. У России за 12 лет число спутников на орбите почти не изменилось (111 штук в 2002г.), в то время как китайцы увеличили свою группировку в семь раз - до 117 штук. Причем Китай существенно опережает Россию по количеству невоенных спутников, предназначенных для исследования Земли, метеорологии, изучения космоса и развития собственных технологий. И Пекин не собирается на этом останавливаться: по оценке Euroconsult, за период 2013-2016гг. китайцы запустят больше всех собственных спутников – 100 штук.
Китайцы опережают Россию не только по количественным характеристикам, но и уже по качественным.
По информации UCS, средние ожидаемые сроки эксплуатации российских спутников составляют 6,3 года, тогда как у Китая – 7,4 года (для сравнения у США и Европы – 9,9 и 10,2 года соответственно).
Еще одна и куда более важная проблема – утрата технологий создания спутников, в результате чего при производстве аппаратов приходится использовать импортные комплектующие. "Доля иностранных деталей в спутниках связи составляет более 70%", - считает член-корреспондент РАКЦ Андрей Ионин. По оценке гендиректора ОАО "ЭНПО СПЭЛС" Александра Никифорова, доля электронных компонентов иностранного производства в российских космических аппаратах достигает 90%. В ГЛОНАСС и военных спутниках доля импортных комплектующих меньше, однако и тут ситуация ухудшается. Так, в апреле 2013г. НПО имени Лавочкина стало победителем тендера Минобороны на создание новейшей спутниковой системы радиоэлектронного наблюдения из пяти космических аппаратов за 70 млрд руб. Не только технологии, но и "начинку" для военных спутников руководство предприятия планировало закупать в Израиле или странах ЕС.
..мало зарабатываем
Примечателен еще тот факт, что российские операторы спутникового ТВ для распространения сигнала используют в основном иностранные спутники.
"Триколор-ТВ", на которого приходится более 80% абонентов, арендует для вещания на европейскую часть России транспондеры (ретрансляторы) французского спутника Eutelsat. Этим же спутником пользуется НТВ-плюс. Орион Экспресс работает на люксембургском Intelsat. "Радуга-ТВ" осуществляет вещание по всей России с помощью китайского ABS-2.
Второй по величине коммерческий сегмент услуг в экономике космоса – рынок оборудования и устройств глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). В 2013г. данный сегмент вырос на 6,2% до $86 млрд, говорится в отчете Space Report 2014. Что касается российского рынка ГНСС, то оператор ГЛОНАСС – ОАО "Навигационно-информационные системы" оценивает его в $0,67 млрд – опять же менее 1% от мирового рынка.
В России нет крупных разработчиков/ производителей смартфонов и автомобильной навигации, а в мире нет большого спроса на ГЛОНАСС.
Лидер – система GPS – снял все сливки с рынка? Не совсем. На данный момент число спутников китайской ГНСС BeiDou составляет 15 единиц, а покрытие распространяется на Азиатско-Тихоокеанский регион, но к 2020г. Китай планирует увеличить группировку до необходимых 35 спутников, обеспечив всемирное покрытие. Уже к 2015г. правительство Китая планирует увеличить рынок спутниковой навигации до $37 млрд, а к 2020г. – до $65 млрд, согласно прогнозу European GNSS Agency. На руку китайцам играет огромный внутренний рынок с десятками автопроизводителей и, конечно, тот факт, что подавляющая часть производств навигационных чипов и смартфонов размещено именно в этой стране.
Для сравнения, если сбудется оптимистичный прогноз главы некоммерческого партнерства "ГЛОНАСС" Александра Гурко, то российский рынок спутниковой навигации увеличится к 2020г. до 300 млрд руб. (менее $10 млрд).
… и много неэффективно тратим
Несмотря на скромную космическую "выручку", Россия является одним из лидеров по государственным затратам на космос. Согласно отчету Space Report 2014, совокупные госрасходы на космос в мире составили в 2013г. $74,1 млрд. На США приходится больше половины – $41,3 млрд. Государственные расходы России на космос за последние 10 лет выросли в 14 раз и в 2013г. достигли $10 млрд. Сейчас по показателю государственных расходов на космос к единице ВВП мы занимаем первое место в мире среди ведущих держав: в 2013г. США потратили $25 на каждые $10 тыс. ВВП, Китай - $4, а Россия - $47!
На финансирование новой госпрограммы "Космическая деятельность России на 2013-2020гг." планируется выделить 1,8 трлн руб. Однако насколько эффективно была выполнена прежняя программа, на которую с 2006г. потрачено более 0,5 трлн руб.?
Согласно принятой в 2006г. стратегии развития ракетно-космической промышленности, долю России на мировом рынке ракетно-космической техники, планировалось увеличить с 11% до 21% к 2015г. Однако, как сообщили РБК в ОРКК, сейчас эта доля составляет 12%, то есть почти не изменилась по сравнению с восьмилетней давностью. В новой госпрограмме ее планируется увеличить лишь до 16% к 2020г.
В 2006г. планировалось, что доля нового промышленного оборудования (возрастом до 10 лет) на предприятиях отрасли к 2015г. должна вырасти с 3% до 33-35%. По данным ОРКК, этот показатель увеличился всего до 12%: в ракетно-космической промышленности более 70% технологического оборудования имеет возраст свыше 20 лет.
На низком уровне находятся и научные исследования в космической сфере. Как следует из OECD Patents Database, на Россию в 2000-2008гг. приходился лишь 1% патентов, связанных с космической отраслью, тогда как на США – 50%. И это несмотря на то, что космическая отрасль в России патентуется в три раза интенсивнее остальных.
Счетная палата, опубликовавшая в середине 2013г. отчет о системе управления российской космической отраслью, сочла ее крайне неэффективной. В 2010г. федеральная космическая программа была выполнена на 40%, в 2011г. – на 67%, а в 2012г. – на 73%, несмотря на рост расходов в разы. Количество выведенных на орбиту спутников в 2010-2012гг. составило 47% от запланированного числа. При этом, несмотря на то, что затраты на создание отечественных спутников в четыре раза превышают зарубежные стандарты, их эксплуатационно-технические характеристики крайне низкие, и растет аварийность. По словам аудиторов, в отрасли фактически "сложилась система коллективной безответственности". Роскосмос, выполнявший функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем, фактически не отвечал ни за сроки, ни за выполнение задач. Агентство не ответило на запрос РБК.
Согласно докладу ОЭСР, существует три основных варианта развития мировой космической отрасли до 2030г.
При наиболее пессимистичном сценарии - "штормовая погода" - ожидается усиление геополитического противостояния, преимущественная ориентация на военные задачи в космосе и задачи безопасности. При этом в союзе с Китаем России уготована роль ведомого партнера. Учитывая уже существующую "вилку" между доходами и расходами на космос и оценивая государственные затраты к единице ВВП, космическая гонка во втором и третьем сценариях выгодна, пожалуй, только самому ракетно-космическому комплексу и его лоббистам в высшем руководстве страны. Тогда мы столкнемся с возвращением к ситуации позднего СССР, когда ВПК и космос дотировались за счет остальных отраслей экономики и населения. Внутренний рынок России, который несопоставимо меньше по объему рынков США, Европы и Китай, просто не позволит окупить такие расходы на космос.
Читать полностью: http://top.rbc.ru/economics/30/06/2014/933404.shtml
 
Оптимизма не прибавляет и рост аварийности полетов. За последние 3,5 года неудачными оказались 7% российских пусков, тогда как в 2000-е гг. доля неудачных пусков не превышала 4%.
За статью спасибо и со многими выводами я согласен, но справедливости ради, за 2012-2013-2014 года из 70 пусков неудачных всего 3, что дает 4 процента. Но видимо, этого оказалось мало, поэтому автор решил включить сюда и 2011 с 4мя неудачными пусками.
 
автор решил включить сюда и 2011 с 4мя неудачными пусками.
Там в статье как раз этот срок и указан
За последние 3,5 года
- это и есть 11,12,13 и первая половина 14 года.
Кстати , статья на самом деле больше, это выжимки я дал, и там еще в графическом виде информация представлена.
 
Просто на мой взгляд, автор включил 2011 именно с целью занижения, а то ведь получается 4 процента, как в 2000-е. ))
xoid, это вовсе не так.
Теория вероятности - это все-таки точная наука. И манипулировать здесь не получится.Для более менее достоверной оценки вероятности события необходимо чтобы оно случилось 8-10 раз, а никак не 2-3 . Если событие случилось всего 2-3 раза , в расчете его вероятности можно ошибиться на десятки и сотни процентов от реального значения . Потому 12,13 и 14 год ( всего 3 события) не могут дать статистически достоверный результат , а вот с 11 по 14, или с 10 по 14 ( 7-8 событий) - уже могут.Это основы теории . Потому включение в статистику 11 года наоборот - увеличивает достоверность результата, а не является некоей подтасовкой и манипуляцией данными.
А теперь к цифрам. С 92 по 04 год 11 неудач из 362 запусков дают 3 % . А с 5 по 14 год 14 неудач в 248 запусках дают 5,6 %. Рост аварийности практически в 2 раза. С 5 по 11 год 11 неудач из 177 - 6,2 % , с 9 по 14 год 9 неудач из 155 запусков -5,8 % . Факт налицо.
Более того это наглядно видно из диаграммы в статье. С 92 по 04 год за 13 лет - 6 безаварийных лет, а с 5 по 14 год за 9,5 лет - всего один безаварийный год (2008) . И также наглядно видно как снижается аварийность в Китае и США.
Так что никаких хитростей.
 
Последнее редактирование:
30 июня, AEX.RU - Причиной переноса первого испытательного запуска новейшей экологически чистой ракеты-носителя "Ангара" с космодрома Плесецк стало обнаружение негерметичности дренажа клапана наддува магистрали окислителя, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в космической отрасли.
"Автоматическая отмена запуска, по предварительным данным, сработала примерно за 15 секунд до старта. Причина техническая - негерметичный дренаж клапана наддува магистрали окислителя. Для устранения неполадки принято решение слить топливо, снять ракету со стартового комплекса и перевезти ее для устранения замечаний на техническую позицию", - отметил собеседник агентства.
По его словам, новая дата первого испытательного пуска "Ангары" легкого класса с космодрома Плесецк пока не определена.
Первый запуск "Ангары" планировалось осуществить с целью выведения второй ступени ракеты-носителя с неотделяемым габаритно-массовым макетом полезной нагрузки на баллистическую траекторию с падением на полуострове Камчатка.
Из соображений стратегической безопасности РФ универсальный комплекс "Ангара" полностью спроектирован и изготовлен кооперацией российских предприятий, находящихся на территории России. Пуски ракет в интересах Минобороны и Роскосмоса будут осуществляться из Плесецка, а в перспективе - с нового космодрома Восточный.
В расчетное время запуска в пятницу ракета не стартовала. Автоматика отменила запуск по техническим причинам. Запуск был перенесен сначала на резервную дату, 28 июня, а затем на более поздний срок в связи с необходимостью провести тщательное расследование причин отмены запуска. Как сообщили РИА Новости в центре имени Хруничева, новая дата пуска будет объявлена дополнительно после проведения всестороннего анализа и устранения замечаний.
Два момента — 1) плакальщики пусть плачут уже не над судьбой космонавтики, а над своими истериками. 2) Это что за такая "экологичная" ракета, если она не на водороде.
 
Реклама
Экзот, ну я так понимаю керосин с кислородом - это практически родниковая вода по сравнению с НДМГ и АТ. Другое дело, что как бы Р-7 точно такая же экологически чистая была :)
 
Назад