О космосе - общая ветка

Через трение к звездам: новая технология сварки сделает ракеты легче
Вес внешней оболочки строящегося космического корабля «Федерация» планируют снизить на 20–30%

Новая технология сварки трением позволит уйти от применения заклепок в авиастроении, сделав фюзеляжи самолетов более легкими. Это приведет к снижению топливных затрат и поможет снизить цены на перелеты. Также инновационный способ сварки планируют использовать при постройке космического корабля «Федерация», корпус которого будет создан из нового сверхлегкого сплава. В основе технологии — механическое воздействие вращающегося сверла, которое разогревает материал и перемешивает его при дополнительном воздействии ультразвука, способствующего размягчению сплава. В результате получается надежный и герметичный шов, прочность которого выше, чем у основного материала изделия.

Смешать со звуком
Алюминиевые сплавы — одни из самых легких и прочных материалов, которые широко используют при создании фюзеляжей самолетов. Однако они имеют существенный недостаток — металлические детали на основе серебристого металла не получается надежно скреплять посредством традиционной сварки плавлением. В результате авиапроизводители вынуждены использовать заклепочные соединения, для создания которых им приходится накладывать элементы друг на друга, увеличивая общий вес конструкции. Как правило, такой подход негативно влияет на грузоподъемность современных самолетов, их расход топлива и в конечном счете на стоимость билетов. Решить данную проблему удалось российским ученым, которые разработали инновационный способ сварки авиационных деталей.

— В основе метода — нагрев металла соединяемых деталей до пластического состояния с помощью вращающегося инструмента из инструментальной стали, — рассказал директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Евгений Колубаев. — В результате воздействия материал из обеих кромок свариваемых деталей размягчается (не достигая плавления), «захватывается» сверлом и перемешивается, образуя прочное и герметичное соединение.

При этом для интенсификации процесса перемешивания и повышения качества сварных швов в процессе обработки было решено использовать мощное ультразвуковое излучение. По словам ученых, в результате исследований были подобраны оптимальные параметры вибрационного воздействия (частота 22 кГц и амплитуда до 15 мкм), при которых достигается наиболее интенсивное перемешивание сплава. Это повышает производительность оборудования, а также уменьшает вероятность появления дефектов и положительно сказывается на прочности соединения. Нововведения коснулись и инструмента для подведения ультразвука к свариваемым поверхностям — так учеными был разработан титановый резонансный волновод, который надежно соединяет источник излучения со свариваемой деталью.

В настоящее время оборудование и создаваемые с его помощью соединения успешно прошли испытания. В результате теста на разрыв пробных образцов сварные швы показали высокую надежность и оказались прочнее основного материала.

Сначала ракеты, потом самолеты
Внедрение технологии в авиастроительную отрасль может произойти в самое ближайшее время. Ученые не только создали сварочное оборудование, но и разработали программно-аппаратный комплекс для контроля соединений, которые получаются в результате его применения. По словам экспертов, система позволяет проводить ультразвуковую диагностику, цифровую рентгенографию, а также тепловизионный контроль и контроль методом вихревых токов. Инструментарий предполагается использовать как в процессе проведения сварки — для недопущения брака, так и в ходе испытаний при эксплуатации элементов фюзеляжа.

Однако этим применение технологии не ограничивается.

— Помимо соединения авиационных деталей с помощью новой установки можно изготавливать космические аппараты, — подчеркнул Евгений Колубаев. — В частности, нашу технологию планируется использовать при создании корабля «Федерация», поскольку его корпус будет состоять не из традиционного для отрасли сплава АМг6 (алюминий + магний), а из нового более прочного российского, который проблематично сварить с помощью классических методов.

В результате внедрения технологии внешнюю оболочку корабля получится облегчить на 20–30%.

— Сварка трением известна уже давно, однако по отношению к алюминию такой метод ранее практически не использовался, поскольку данный металл обладает очень большой теплопроводностью и его трудно размягчить механическим способом, — пояснил заведующий лабораторией физической химии металлургических расплавов Института металлургии Уральского отделения РАН Алексей Шубин. — Сочетание метода с ультразвуковым воздействием можно считать удачным решением, которое предоставит конструкторам более совершенный способ соединения деталей, чем использование заклепок и клеевых составов.

Однако, несмотря на возможности, которые открывает применение новой техники, ее внедрение может оказаться сложным делом.

— Подвод к деталям ультразвука с указанными характеристиками требует использования уникального оборудования, поэтому новую технологию не так просто масштабировать для широкого применения на предприятиях, — считает главный научный сотрудник Инжинирингового центра быстрого промышленного прототипирования высокой сложности НИТУ «МИСиС» Александр Громов.

По мнению эксперта, использование установки начнется со сварки изделий для ракетно-космической отрасли и только затем эта практика начнет распространяться на авиацию, вытесняя традиционные заклепки.

 
Реклама
Корабль Dragon с грузом с МКС приводнился в Тихом океане
Таким образом завершена третья по счету миссия данного корабля по полету на МКС и по возвращению

НЬЮ-ЙОРК, 7 января. /ТАСС/. Американский грузовой корабль Dragon, отстыковавшийся ранее от Международной космической станции (МКС), приводнился в Тихом океане. Об этом сообщается во вторник в Twitter компании SpaceX.

"Подтверждается успешное приводнение корабля Dragon", - указывается в сообщении. В SpaceX также подчеркнули, что таким образом завершена третья по счету миссия данного корабля по полету на МКС и возвращению. Dragon, который доставил на Землю 1600 кг груза, расстыковался с МКС в 05:05 по времени восточного побережья США (13:05 мск). Первоначально возвращение корабля планировалось на 5 января, однако, как отмечается на сайте NASA, было принято решение отложить посадку из-за неблагоприятных погодных условий в Тихом океане к юго-западу от Лонг-Бич (штат Калифорния).

Запуск корабля ракетой-носителем Falcon 9 был осуществлен 5 декабря с космодрома на мысе Канаверал. Он доставил на МКС 2,5 тонны грузов, в том числе 998 кг грузов для серии из 38 научных экспериментов - многоканальный спектрометр, прибор для изучения процесса горения в условиях микрогравитации, медицинскую аппаратуру для оценки состояния мускулов астронавтов в условиях орбитального полета, оборудование для эксперимента по пивоварению, а также "отель для роботов" - платформу RiTS (Robot Tool Stowage) для установки на внешней поверхности МКС, где будут храниться роботизированные системы в период, когда они не используются астронавтами.

Нынешний полет корабля Dragon к МКС - уже 19-й в рамках осуществляемой NASA программы коммерческой доставки грузов на МКС.

 
В США закончили основные работы по созданию телескопа James Webb
При этом аппаратура телескопа должна будет пройти испытания на устойчивость к вибрации и шуму при запуске ракетой-носителем Ariane 5

НЬЮ-ЙОРК, 7 января. /ТАСС/. Основные работы по созданию орбитального телескопа James Webb завершены, но на протяжении 15 месяцев, оставшихся до намеченной даты вывода его на орбиту, будет проведена еще серия наземных испытаний. Об этом сообщил интернет-портал Space.com со ссылкой на представителя Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) Эрика Смита.

"Мы только что практически завершили строительство орбитальной обсерватории, - сообщил он участникам совещания, организованного в штате Гавайи. - Таким образом, у нас есть телескоп James Webb, и нам предстоит убедиться в том, что он будет работать так, как запланировано".

По данным Space.com, в 2020 году аппаратура телескопа будет испытана на устойчивость к вибрации и к шуму при запуске ракетой-носителем Ariane 5, будет заменена часть электронной аппаратуры, нештатно сработавшей во время предыдущих испытаний, а затем будет еще одна проверка всех систем, чтобы оценить, как комплексные испытания повлияли на аппаратуру обсерватории, создание которой, по оценкам, обойдется почти в $10 млрд.

Орбитальный телескоп, названный в честь Джеймса Уэбба, руководителя программы "Аполлон", позволившей человеку побывать на Луне, должен заменить ориентировочно в 2021 году космическую обсерваторию Hubble. Его предполагается вывести в точку Лагранжа, находящуюся на расстоянии примерно 1,6 млн км от Земли.

На James Webb будет установлено зеркало диаметром 6,5 м, составленное из 18 секций. Каждая из них имеет форму равностороннего шестиугольника и весит около 40 кг. Для их изготовления был выбран бериллий - материал, устойчивый к сверхнизким температурам. Новый телескоп предназначен для изучения древнейших во Вселенной звезд и галактик, сформировавшихся после Большого взрыва, а также поиска потенциально пригодных для жизни планет.


 
Это не я придумал. Популярная литература на тему эволюции отводит фактору смены времён года и суток очень важное значение
Вся эта литература не более ценна, чем произведения Лема и Стругацких, мне кажется. Умозрительные рассуждения без эксперимента
 
Последнее редактирование:
— Сварка трением известна уже давно, однако по отношению к алюминию такой метод ранее практически не использовался, поскольку данный металл обладает очень большой теплопроводностью и его трудно размягчить механическим способом, — пояснил заведующий лабораторией физической химии металлургических расплавов Института металлургии Уральского отделения РАН Алексей Шубин.
Friction Stir Welding для сварки алюминия, меди, титана и их сплавов используется массово уже лет 30 как.
 
Friction Stir Welding для сварки алюминия, меди, титана и их сплавов используется массово уже лет 30 как.
Злые вы. У нас неимеющий_аналогов_ в_мире прорыв намечался.
Премия, диссертация и, возможно, медалька в Кремле, а вы всё испортили.
 
Последнее редактирование:
В историческом масштабе, конечно, новая. Даже до двух третей века не дотягивает.
Friction Stir Welding для сварки алюминия, меди, титана и их сплавов используется массово уже лет 30 как.
Вот мужики в домашних условиях алюминий месят..
Ну, умыли сибирских валенков, сидят там у себя в тайге, велосипед изобретают... Есть нюансы в применении данной технологии. Раз самолёты до сих пор клепают.
— Сварка трением известна уже давно, однако по отношению к алюминию такой метод ранее практически не использовался, поскольку данный металл обладает очень большой теплопроводностью и его трудно размягчить механическим способом, — пояснил заведующий лабораторией физической химии металлургических расплавов Института металлургии Уральского отделения РАН Алексей Шубин. — Сочетание метода с ультразвуковым воздействием можно считать удачным решением, которое предоставит конструкторам более совершенный способ соединения деталей, чем использование заклепок и клеевых составов.
Однако, несмотря на возможности, которые открывает применение новой техники, ее внедрение может оказаться сложным делом.
— Подвод к деталям ультразвука с указанными характеристиками требует использования уникального оборудования, поэтому новую технологию не так просто масштабировать для широкого применения на предприятиях, — считает главный научный сотрудник Инжинирингового центра быстрого промышленного прототипирования высокой сложности НИТУ «МИСиС» Александр Громов.
Помнится, Филёв ещё лет 15-20 назад этой темой увлёкся, работал с СОРАН, в Германии на выставке первым лицам технологию показывал. Не знаю только, чем дело продолжилось, и продолжается ли...
Даже если жизнь на основе фотосинтеза будет невозможна - никто не знает, насколько далеко могут продвинутся в развитии анаэробные формы жизни.
Буквально сегодня прочитал: открыты новые формы жизни под землёй - до 5 км глубины под материками и до 10 км под океанами. Объём подземной биомассы оценивается в 15-20 каких-то там ...тонн, при общем объёме наземной биомассы в 80 ...тонн (всё человечество - 0,06 ...тонны).
Теперь думают - эти микроорганизмы туда с поверхности проникли, или наоборот процесс шёл.
 
Реклама
Ну, умыли сибирских валенков, сидят там у себя в тайге, велосипед изобретают... Есть нюансы в применении данной технологии. Раз самолёты до сих пор клепают.
Понятно, что самоделкины с дрелью бесконечно далеки от промышленных качественных сварных швов.
Но не нужно вопить в прессе про некий прорыв, когда по факту это лишь вылизывание древней технологии.
Скромнее нужно быть.
 
Буквально сегодня прочитал: открыты новые формы жизни под землёй - до 5 км глубины под материками и до 10 км под океанами. Объём подземной биомассы оценивается в 15-20 каких-то там ...тонн, при общем объёме наземной биомассы в 80 ...тонн (всё человечество - 0,06 ...тонны).
Теперь думают - эти микроорганизмы туда с поверхности проникли, или наоборот процесс шёл.
а можно ссылочку?
Интересно, какие там условия на глубине 20 км? Там же тепло и давит сильно....
 
Понятно, что самоделкины с дрелью бесконечно далеки от промышленных качественных сварных швов.
Но не нужно вопить в прессе про некий прорыв, когда по факту это лишь вылизывание древней технологии.
Скромнее нужно быть.
Да там по ФЦП срок подходит, вот и начали шуметь.
 
dbms, был бы металлургом, рассказал бы... Краем уха слышал, что существующая технология сварки алюминия не соответствует требованиям по надёжности сварного шва. По крайней мере, когда речь идёт о требованиях авиационной отрасли.
 
Сибчикагец, ну вы слышали какую-то лажу краем своего уха - британская FSW и ее аналоги используются в аэрокосмической отрасли в полный рост.
 
Сибчикагец, это??
 
Реклама
Назад