О космосе - общая ветка

Бурундук, Большое Спасибо! Познавательный материал. И - грустный. :(
P.S. Но Общество Макса Планка - все же не "аналог РАН". В ФРГ вообще нет "аналога РАН". И федеральной Академии Наук тоже нет.
 
Реклама
Siledka, c 2014 г. РАН своего бюджета не имеет. Всё в руках бывшего ФАНО, сейчас министерства.
Возможно. Но всё же Роскосмос зря песочат в этой связи. Вот деятелям науки бы неплохо по шапке надавать как следует, что пока одни готовили спектр-рг вторые даже не чесались на тему как его использовать. Впрочем не удивительно - выгоднее помещения сдавать, чем их использовать для работы
 
Сергей Гончаров, в ФРГ есть другое. Многоуровневое финансирование науки: государство, земли, корпорации, благотворители. И возможность научного сообщества распоряжаться этими средствами.

Плюс отсутствие кадровой и организационной чехарды.
 
Бурундук, Вполне согласен. Тем не менее - создание у вас федерального Министерства науки и высшего образования было хоть и не самым, ИМХО, оптимальным, - но все же вполне правильным шагом. Хотя конечно: одними административными реорганизациями - проблемы науки решить нельзя. Даже и в самом первом приближении.
 
Корабль Cygnus отстыковался от МКС и будет использован для запуска микроспутников
Операция впервые осуществляется дистанционно

НЬЮ-ЙОРК, 31 января. /ТАСС/. Грузовой корабль Cygnus отстыковался в пятницу в 09:36 по времени восточного побережья США (17:36 мск) от Международной космической станции (МКС). Трансляция операции идет на сайте Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

Впервые операция осуществляется дистанционно: операторы из Центра космических полетов имени Джонсона в Хьюстоне (штат Техас) управляют 17-метровым манипулятором Canadarm 2, который осуществляет отвод корабля от станции, а астронавты NASA Эндрю Морган и Джессика Меир контролируют ход операции и наблюдают за отходом корабля от станции.

Через сутки после отстыковки от МКС с корабля Cygnus с помощью пускового устройства Slingshot будут выведены на орбиты 8 микроспутников CubeSat, предназначенные для обеспечения связи и исследований атмосферы. В конце февраля по команде с Земли корабль начнет маневр торможения, сойдет с орбиты и прекратит существование в плотных слоях атмосферы.

Cygnus состыковался с МКС в начале ноября прошлого года и доставил экипажу 3720 кг грузов, в частности, экспериментальные защитные куртки AstroRad Vest, предназначенные для защиты астронавтов от потока солнечной радиации, новую электропечь Zero G Oven для экспериментов по выпечке изделий в условиях невесомости, а также оборудование для эксперимента Made In Space Recycler по переработке пластиковых отходов с помощью 3D-принтера.

Нынешний полет корабля Cygnus
(с лат. "лебедь"; назван в честь одноименного созвездия) - первый в рамках нового контракта NASA с корпорацией Northrop Grumman, в рамках которого в период до 2024 года будет осуществлено минимум шесть запусков грузовых кораблей. В рамках предыдущего контракта было осуществлено 11 запусков к МКС, один запуск был неудачным.

На МКС сейчас работают россияне Александр Скворцов и Олег Скрипочка, американцы Эндрю Морган, Кристина Кук и Джессика Меир, а также представитель Европейского космического агентства итальянец Лука Пармитано.

 
«Роскосмос» и Минобороны согласовали модификацию ракеты «Ангара-А5М»

Госкорпорация «Роскосмос» и Министерство обороны России одобрили модификацию ракеты-носителя «Анагара-А5М» и утвердили ее параметры и облик. Об этом в пятницу, 31 января, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на собственный источник в ракетно-космической отрасли.

«Ожидается, что новая модификация ракеты-носителя появится в 2024 году и будет отличаться улучшенными энерго-массовыми характеристиками», — рассказал собеседник информагентства.


Источник подчеркнул, что работают над модернизацией ракеты сотрудники космического центра имени Хруничева и НПО «Энергомаш».

Предполагается, что первый запуск ракеты «Ангара-А5М» пройдет в 2024 году.

15 января «Роскосмос» заявил о том, что поставит две ракеты «Ангара» Министерству обороны в 2020 году. Ожидается, что первую тяжелую ракету-носитель передадут в I квартале года, а вторую — до конца декабря.

Монтаж технологического оборудования под новый стартовый комплекс для ракеты «Ангара» начался на космодроме Восточный 15 декабря. При изготовлении оборудования задействовано 14 предприятий,
которые ранее работали на строительстве космодромов Плесецк, Байконур и стартового стола под ракету-носитель «Союз-2» на Восточном.

В семейство ракет-носителей «Ангара» входят носители легкого класса «Ангара-1.2», среднего — «Ангара-А3», тяжелого — «Ангара-А5» и ее модификации «А5М» и пилотируемая «А5П», а также повышенной грузоподъемности — «Ангара-А5В». Их грузоподъемность составляет от 3,5 т до 37,5 т.

Основной задачей этих ракет является выведение современных и перспективных тяжелых космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты — геостационарные (спутники связи, метеоспутники, космические аппараты в интересах Министерства обороны) и траектории полетов к Луне.

 
В НПО Лавочкина рассказали о новой программе исследования Венеры

Полноценная программа исследования Венеры может появиться в России в 2020–2021 годах. Об этом заявил журналистам в пятницу, 31 января, Дмитрий Хмель, ведущий инженер Научно-производственного объединения (НПО) имени Лавочкина.

«Этим мы сейчас и занимаемся... сейчас «Роскосмос» ставит такую задачу, чтобы была сформирована такая программа», — цитирует его слова «РИА Новости». По словам инженера, программу примут в начале 2021 года или при оптимистичном сценарии уже в 2020 году.

В программу должна войти и «Венера–Д» («Венера Долгоживущая»). В ее рамках начнется работа и по следующим станциям. Хмель не исключил отправку в будущем венероходов. Согласно концепции объединенной научной рабочей группы России и США, космический аппарат «Венера-Д» будет комплексно изучать атмосферу Венеры, ее поверхности, внутреннего строения и окружающей плазмы. Совместная рабочая российско-американская группа по изучению соседней планеты на основе миссии «Венера-Д» создана в 2013 году.


Сейчас у России есть программа исследования Луны. Изучение Венеры ограничивается одним проектом межпланетной станции «Венера–Д», которая планируется к запуску после 2025 года. Проект, которым интересовались в NASA, предусматривает запуск к этой планете комплекса из посадочных и орбитальных аппаратов.

В декабре прошлого года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил журналистам, что «Венера Долгоживущая» может появиться в комплексной программе «Космическая деятельность России» на десятилетний период, которую планируют принять в 2020 году.

Запуск российско-американской миссии на Венеру — «Венера–Д» и малой научной станции США — планировался не ранее декабря 2027 года. Он должен произойти на тяжелой ракете-носителе «Ангара-А5» с космодрома Восточный.

В мае 2019 года совет Российской академии наук (РАН) по космосу предлагал перенести его на 2029 год.


 
"Все лезутЬ в НаполЬЁны на рынок легких носителей. Кругом нельзя пройтиТЬ от легких носителей. Куда ни плюнь - попадешь в легкий носитель!" (с) (парафраз) 8-) :D

"НПО машиностроения" изучает вопрос создания легкой ракеты-носителя
Генеральный директор предприятия Александр Леонов отметил, что необходимо проанализировать, насколько это будет экономически выгодно

РЕУТОВ /Московская область/, 31 января. /ТАСС/. "НПО машиностроения" (входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение") рассматривает возможность создания своей собственной ракеты-носителя легкого класса. Об этом журналистам в пятницу сообщил генеральный директор предприятия Александр Леонов в кулуарах ежегодных Королёвских чтений.

"Учитывая, что никто нам заказывать такую ракету не собирается, мы должны очень глубоко проанализировать, насколько это экономически будет выгодно. Если будет выгодно разработать за свои средства, может, это будем [делать]. Пока проработки нами постоянно ведутся",- сказал Леонов, отвечая на соответствующий вопрос.

Он отметил, что сегодня очень много всевозможных предложений и проектов по ракетам-носителям, поэтому нужно детально проанализировать, где предложенный "НПО машиностроения" проект мог бы быть полезен и интересен.

"Мы для себя сделали вывод, что в тяжелые ракеты-носители не будем вторгаться, а по малым, по легким носителям - тут абсолютно точно есть ниша, но надо понимать ее коммерческую целесообразность", - сказал Леонов.

В августе 2019 года на авиасалоне МАКС в подмосковном Жуковском Леонов сообщал ТАСС, что конструкторы реутовского НПО в качестве перспективного направления рассматривают разработку сверхлегких ракет-носителей.

Ранее "НПО машиностроения" реализовывало программу "Прагматичный космос", в рамках которой была разработана и эксплуатировалась ракета-носитель легкого класса "Стрела", созданная на базе межконтинентальной баллистической ракеты УР-100Н УТТХ.


 
Испытания «Ангары» решили резко сократить

Летные испытания тяжелой ракеты «Ангара-А5» предполагают шесть пусков, что меньше изначально запланированного. Об этом заявил представитель конструкторского бюро «Салют» Юрий Клименко, передает ТАСС.

«Объемы летных испытаний сокращаются даже для "Ангары". Для пятой "Ангары" [было] десять пусков, теперь уже всего шесть пусков», — сказал он.


Клименко добавил, что в рамках летных испытаний космического ракетного комплекса «Амур» (для пусков ракет семейства «Ангара» с Восточного) будет еще меньше стартов.

В январе агентство сообщило, что ракету «Ангара-А5», предназначенную для испытания системы аварийного спасения перспективного лунного космического корабля «Орел» (бывшая «Федерация»), в ходе полета предлагается разрушить.

Решение о начале работ над семейством «Ангара» принято в январе 1995 года. К настоящему времени такие ракеты совершили всего два полета (в легкой и тяжелой версиях в 2014 году), хотя согласно первоначальному плану первый пуск «Ангары» должен был состояться в 2005-м. Всего к 2014 году на создание «Ангары» у «Центра Хруничева», самого проблемного предприятия «Роскосмоса», ушло около трех миллиардов долларов. В настоящее время долговая нагрузка производителя российских тяжелых ракет превышает 80 миллиардов рублей.

 
В ближайшие два года в мире могут начаться пуски 47 новых моделей ракет
Сейчас существует более 70 моделей ракет свыше 40 различных типов, сообщили в ЦНИИмаш

МОСКВА, 31 января. /ТАСС/. Около 47 моделей новых ракет могут начать запускать в мире в 2020-2021 годах. Об этом говорится в презентации представителя ЦНИИмаш Игоря Кузнецова, представленной в пятницу в рамках XLIV Академических чтений по космонавтике памяти С. П. Королева.

"Продолжается расширение мирового парка средств выведения. В 2020-2021 годах могут начаться пуски 47 новых моделей ракет-носителей", - говорится в презентации.

Сейчас существует более 70 моделей ракет свыше 40 различных типов, отмечается в презентации.

XLIV Академические чтения по космонавтике памяти С. П. Королева проходят в МГТУ им. Н. Э. Баумана и предприятиях космической отрасли с 28 по 31 января. В них принимают участие специалисты космической отрасли, а также студенты профильных вузов.

 
Реклама
"НПО машиностроения" приступило к сборке первого спутника "Кондор-ФКА"
Генеральный директор предприятия Александр Леонов сообщил, что запуск планируется в 2021 году с космодрома Восточный

РЕУТОВ /Московская область/, 31 января. /ТАСС/. Реутовское "НПО машиностроения" (входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение") начало сборку первого аппарата космической системы из двух радарных спутников дистанционного зондирования Земли "Кондор-ФКА". Об этом ТАСС в пятницу сообщил генеральный директор - генеральный конструктор предприятия Александр Леонов.

"С начала этого года мы приступили к сборке первого летного космического аппарата. После сборки проведем электроиспытания", - сказал Леонов.

Он уточнил, что "запуск первого изделия планируется в 2021 году с космодрома Восточный".

Создаваемый в АО "Особое конструкторское бюро Московского энергетического института" (ОКБ МЭИ, входит в холдинг РКС) радиолокатор для "Кондор-ФКА" должен обеспечить при любых метеоусловиях днем и ночью создание снимков земной поверхности с разрешением до 1 м. В поле его зрения будет находиться полоса земной поверхности шириной до 120 км.

 
Возможно. Но всё же Роскосмос зря песочат в этой связи. Вот деятелям науки бы неплохо по шапке надавать как следует, что пока одни готовили спектр-рг вторые даже не чесались на тему как его использовать. Впрочем не удивительно - выгоднее помещения сдавать, чем их использовать для работы
Siledka, А, т.е. - МинНиВО Российской Федерации - тут "типа "не при делах" значит по-Вашему?? 8-) 8-)
 
Последнее редактирование:
Роскосмос:
03.02.2020 07:40
«Союз-2.1б» со спутниками OneWeb вывезли на старт
В соответствии с решением Государственной комиссии сегодня утром, 3 февраля 2020 года, ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат-М» и британскими спутниками связи OneWeb на борту была вывезена из монтажно-испытательного корпуса и установлена на стартовом комплексе площадки № 31 космодрома Байконур.

После проведения работ по установке ракеты в пусковое устройство и вертикализации к ней были сведены мачты обслуживания. Затем расчеты предприятий российской ракетно-космической отрасли приступили к выполнению операций по графику первого стартового дня: проводятся автономные испытания систем и агрегатов полезной нагрузки, ракеты-носителя и стартового комплекса.

Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат-М» и 34 спутниками OneWeb запланирован на 7 февраля 2020 года в 00:42:41 мск. Отделение разгонного блока от третьей ступени состоится через 562 секунды после старта. В течение следующих 3,5 часов в соответствии с циклограммой полета космические аппараты будут отделяться от разгонного блока «Фрегат-М».

Первые шесть спутников OneWeb были запущены с Гвианского космического центра с помощью ракеты-носителя «Союз-СТ-Б» 28 февраля 2019 года. В общей сложности компания намеревается развернуть на околоземной орбите порядка 600 спутников и начать их коммерческое использование в 2020 году. К 2021 году OneWeb намерена обеспечить 24-часовое покрытие Земли связью.

Низкоорбитальные космические аппараты OneWeb предназначены для обеспечения наземных потребителей высокоскоростным интернетом напрямую через спутниковую связь. Орбитальная группировка будет состоять из 18 плоскостей по 36 спутников в каждой.
 
Это событие знаменует собой начало регулярных запусков, которые не только станут крупнейшей в истории кампанией по выведению гражданских спутников на орбиту
прямо таки крупнейшей в истории? :sneaky:
 
Роскосмос:
04.02.2020 13:00
Интервью Дмитрия Рогозина для ТАСС
Роскосмос планирует в 2020 году внести на рассмотрение в правительство Единую космическую программу. Она будет включать развитие системы ГЛОНАСС, работы по инфраструктуре космодромов, создание группировки «Сфера» и другие проекты. В качестве отдельной подпрограммы будет представлен эскизный проект сверхтяжелой ракеты, который включает лунную программу.

В интервью ТАСС гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин рассказал, как идут работы по созданию корабля и ракеты для полета к Луне. Также глава Госкорпорации сообщил о предложении NASA по участию РФ в проекте окололунной станции и возможных изменениях требований набора в отряд космонавтов.

***
— Как вы оцениваете работу Роскосмоса в 2019 году?

— В целом я доволен результатами прошлого года. И дело не только в том, что он впервые за долгие годы прошел без аварий, от которых не смогли уберечься наши американские, европейские и китайские партнеры. Именно в 2019 году мы приняли судьбоносные решения по переходу на новую ракетно-космическую технику, разработали актуализированные документы развития отрасли на ближайшие десять лет, сдвинули с мертвой точки наш космический долгострой, вошли в необходимый темп стройки на Восточном, поправили финансовые дела ключевых предприятий, заложили основу для стабильной контрактной работы, от которой зависит дисциплина и ритм деятельности промышленности.

2020 год — во многом будет переломным. Он покажет, способна ли космическая отрасль преодолеть хронические проблемы, которые она переживала последние 30 лет

— Какие работы сейчас ведутся с кораблем «Орел», на котором в будущем планируется отправка космонавтов к Луне?
— Сейчас идет этап подготовки производства космического корабля, то есть выпуск необходимой технической документации, освоение новых станков и их размещение в корпусах корпорации «Энергия». Уже кое-какие элементы корабля созданы — днище, отдельные силовые конструкции. Мне их уже показали, они существуют. Еще отрабатывается «авионика», эргономика приборов, манипуляторов, компьютеры, а также то, что будет внутри корабля.

— Идет ли разработка системы аварийного спасения корабля «Орел», если учесть, что он будет запускаться с космодрома Восточный?
— На корабле «Орел» будет совершенно новая система аварийного спасения. В отличие от действующей системы на пилотируемых кораблях серии «Союз» новая система — двухступенчатая и более интеллектуальная. Она дает больше возможностей в маневрировании кораблем и позволяет осуществлять спасение более управляемо. Одну из этих ступеней разрабатывает АО «Корпорация «Московский институт теплотехники».

— Какие принципы работы у новой системы?
— Система спасения состоит из нескольких элементов. Первый элемент — ракетный блок аварийного спасения (РБАС), именно он должен увести корабль в случае развития нештатной ситуации на стартовом комплексе, на втором этапе спасения будет работать вторая ступень. На заключительном этапе выведения система будет иметь достаточно энергетики, чтобы на собственных двигателях, без ракеты, поднять корабль на безопасную орбиту.

— «Орел» планируется использовать в лунной программе. Она уже внесена в правительство?
— С учетом того, что полеты к Луне определены государственной политикой в качестве одного из приоритетов, «Орел» разрабатывается как космический корабль, который может использоваться как при полетах на околоземные орбиты, так и в экспедициях к Луне.

Кроме того, лунная программа будет неотъемлемой частью документации, которую будем защищать в правительстве по ракете сверхтяжелого класса (СТК). На сегодняшний день мы имеем принятое в декабре решение расширенного научно-технического совета Роскосмоса по эскизному проекту ракеты СТК, он одобрен. Есть несколько десятков замечаний, но они имеют рабочий характер и будут доработаны в процессе создания технического облика корабля и ракеты.

— В какой срок лунная программа будет внесена?
— 2020 год. Мы должны внести программу СТК в виде подпрограммы Государственной программы космической деятельности России, куда будут включены все элементы нашей работы (и ГЛОНАСС, и работы по инфраструктуре космодромов, и создание группировки «Сфера»). Общая Госпрограмма космической деятельности должна быть подготовлена и принята в течение 2020 года, чтобы с 2021 года началась реализация ее мероприятий на 10-летний период. Программа будет содержать описание проектов, сроки, финансирование и многое другое.

— Ранее вы сообщали, что прообразом окололунной станции могут стать научно-энергетический и узловой модули.
— Лунные модули, безусловно, будут создаваться в том числе на базе технологий, которые были реализованы в НЭМ (научно-энергетический модуль) и узловом модуле. Разработка лунной станции будет базироваться на опыте, полученном при строительстве и эксплуатации станций «Мир» и МКС.

— На каких ракетах этот модуль можно запускать к Луне?
— К Луне различные модули можно запустить различными носителями. Для некоторых модулей будет достаточно ракет-носителей тяжелого класса, а для некоторых потребуется выведение ракетами сверхтяжелого класса.

— Поступал ли в Роскосмос меморандум NASA о сотрудничестве по окололунной базе? Ведутся ли сейчас переговоры по этому вопросу?
— В мой адрес поступил меморандум и письмо от главы NASA господина Бранденстайна. Такой же меморандум, как мы понимаем, направлен и всем остальным партнерам по МКС — европейцам, канадцам, японцам и др. В нем американская сторона излагает сам проект и возможности для взаимодействия. Пока у нас окончательного решения нет.

Специалисты считают, что для реализации амбициозной российской лунной программы, которая включает высадку космонавта на поверхность естественного спутника Земли, необходима промежуточная станция, ей должна стать орбитальная окололунная станция. Можно спорить о ее орбите, конфигурации, но в целом это просто необходимо и для американцев, и для европейцев, и для кого хотите.

Думаю, создавать самостоятельно российскую окололунную станцию в условиях нынешнего ограничения по финансированию космических программ достаточно сложно. Если же для нашей программы это будет целесообразно, будем входить в международную кооперацию. Если мы туда войдем со своим рабочим модулем, выполняющим функцию причала, тогда будет о чем говорить.

Кроме того, у России развернуты работы по ракете сверхтяжелого класса, лунному кораблю. Это альтернатива американской транспортной системе, которая крайне необходима для обеспечения безопасности экипажей, работающих в дальнем космосе

— NASA предлагало в меморандуме место для российского космонавта в корабле «Орион» во время полетов к Луне?
— Мы не исключаем перекрестные полеты, но пока не идет речь о полетах на «Орле» и «Орионе» в дальних экспедициях, для начала надо наработать опыт на кораблях в ближнем космосе. Поэтому пока говорим о возможных перекрестных полетах экипажей к МКС на наших надежно летающих кораблях «Союз МС» и на кораблях «Боинга» и «Спейс Икс», когда они будут готовы и сертифицированы. Такие полеты нужны для увеличения надежности программы МКС.

— Есть понимание, когда наши космонавты могут начать летать к МКС на американских кораблях?
— В настоящее время мы ведем переговоры с NASA о предстоящих полетах наших космонавтов на американских кораблях. Но разрешим мы эти полеты только тогда, когда убедимся в абсолютной надежности и безопасности американской техники. Подходы к тому, что касается тестирования и квалификации кораблей для пилотируемых полетов, у нас близкие, но не одинаковые. Мы считаем, что должен быть безукоризненный полет корабля в безэкипажном варианте и только после этого можно принимать решение об отправке экипажа.

Мы не знаем, пойдут ли наши американские коллеги по пути сокращения количества испытаний, чтобы ускорить приемку этих кораблей, или же они будут действовать более рационально, придерживаясь строгих критериев безопасности. В любом случае, мы не дадим наших космонавтов в их экипажи, пока не убедимся в том, что корабли действительно квалифицированы.

— Европейцы будут летать на «Союзах», пока американские корабли не готовы?
— До сих пор европейцы летали по квоте NASA. В августе мы инициировали переговоры с руководителем ЕКА Яном Вернером. Они хотят выйти на прямые договоренности с Роскосмосом о полетах своих астронавтов. Мы не возражаем.

— А они вышли уже?
— Нет еще, но выйдут. Переговоры запланированы на март.

— Если венгерский космонавт полетит, это будет американская или европейская квота?
— Он полетит по двустороннему соглашению.

— Когда американцы доведут до ума свои корабли, мы будем заполнять места не только нашими космонавтами, но и представителями других стран по двусторонним соглашениям с конкретными государствами?
— Мы готовы в случае поступления коммерческих предложений заказывать дополнительные корабли, помимо бюджетных, и на них уже реализовывать проекты, например, по линии Space Adventures для туристов. Но нельзя ни в коем случае делать так, чтобы наши космонавты годами ждали, когда они могут полететь, а мы, распахнув объятия, бежали в сторону иностранных партнеров. Российский сегмент требует поддержки специалистов, мы его просто не можем оголить, поэтому тут должен быть разумный баланс.

С другой стороны, следует поддерживать роль Роскосмоса как проводника других стран, которые рвутся в космос и могут стать нашими долгосрочными партнерами. Например, Венгрия хочет отправить своего космонавта на МКС не в туристический полет, а для участия в настоящей работе. В таком случае речь пойдет о профессиональном полете в космос по научно-исследовательской программе. Мы сейчас с ними говорим не только о полете, но и о других направлениях сотрудничества в космосе, то есть это будет комплексное соглашение.

— С какими еще странами идут такие переговоры?
— Есть желающие, безусловно. Венгрия — да, Турция, я думаю, — да. Я слышал, что египтяне с большим интересом к этому относятся. Потом желающих будет больше. Чем надежнее будут российские корабли на фоне новых американских, тем больше у нас будет шансов сочетать баланс полетов наших космонавтов и приглашения партнеров.

— Сколько планируется космических запусков на 2020 год?
— План пусков зависит от готовности космических аппаратов, а также от оперативной необходимости восполнения орбитальных группировок. Он гибок. В 2020 году Россия планирует обеспечить больше пусков ракет космического назначения, чем в 2019 году. Пуски будут производиться с космодромов Байконур, Восточный, ГКЦ и Плесецк.

— Когда состоится запуск многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) «Наука»?
— В ноябре запустить модуль вряд ли получится. Если он прибудет на Байконур в марте, минимум семь месяцев потребуется для электроиспытаний. Я думаю, что запуск будет в конце 2020 — начале 2021 года.

— С чем связана задержка?
— У специалистов Центра им. М.В. Хруничева и у военной приемки есть ряд технических замечаний. Они устраняются. Здесь нужно понимать, что это копия модуля, который в 1998 году был направлен на МКС. Оборудование давно морально устарело. Пришлось менять клапаны двигателей, приборы и многое другое. Была фактически проведена реновация.

Прежде чем отправить на Байконур, нужно завершить все те мероприятия, которые надо делать исключительно в заводских условиях. На месяц позже или на месяц раньше — это уже не имеет никакого значения. Главное, что машина полетит, я надеюсь на это

— Отдельные эксперты и источники говорят, что МЛМ в таком плохом состоянии, что человек, который примет решение о его запуске, подпишет себе смертный приговор.
— Человек, который примет решение о списании готовой машины, тоже подпишет себе «смертный приговор». Поэтому любой человек, который подпишет решение об отставке МЛМ от старта или о старте МЛМ, возьмет на себя большую личную ответственность. На этот риск мы готовы идти, и на него пойдет новая команда Роскосмоса, потому что мы больше не можем терпеть долгострои. А ответственность у нас и так очень большая, мы ее осознаем.

— В июне 2019 года стартовал новый набор в отряд космонавтов и планировалось привлечь к более активному участию девушек. Насколько удается их привлечь?
— Мы очень ждем девушек для набора в отряд космонавтов и очень рассчитываем на их интерес к этой профессии. Им совсем не нужно быть супергероями, они должны быть просто очень хорошими специалистами в тех сферах, которые нужны для работы в космосе, — врачами, пилотами, инженерами, биологами, астрономами. В перспективе они станут космонавтами — специалистами по бортовой аппаратуре космических кораблей и орбитальных станций, а также по тем функциям, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности космических экипажей.

Сегодня мы уже ведем с руководством Центра подготовки космонавтов переговоры на тему — можно ли с учетом новой технологии работы экипажа (более современные корабли, большее количество автоматики, которая помогает человеку, замещает его) снять в пределах разумного некоторые требования к кандидатам. В противном случае нам еще долго придется отбирать в отряд суперменов.

Кроме того, я сформулировал поручение искать кандидатов в космонавты среди работников отрасли: профессиональной молодежи, конструкторов, инженеров и так далее. По предприятиям просто поедут соответствующие комиссии, которые на самих предприятиях будут проводить отбор. Не каждый молодой человек может позволить себе приехать в Москву с отдаленного предприятия, например, на Дальнем Востоке. Поэтому мы будем делать выездные сессии комиссии на местах.

— А Анна Кикина полетит в космос?
— Она стоит в плане. Мне сложно сказать, на какой год. Будет предложение от ЦПК, соответствующая комиссия Роскосмоса будет рассматривать. Ближайшая комиссия должна собраться после начала переговоров с американцами. Пока мы утвердили на 2020–2021 годы экипажи, но там, безусловно, будет какое-то движение, потому что нам придется пойти навстречу американцам, иначе пострадает станция. Переговоры закончатся, комиссия будет рассматривать этот вопрос.

— Не планируется ли сокращение линейки ракет-носителей в России?
— Линейка уже сокращена за счет вывода устаревших ракет, а также ракет, которые были технологически связаны с бывшими украинскими партнерами. На настоящий момент планируется повысить уровень унификации ракет-носителей. Основные ракетные модули будут производиться в двух диаметрах — 4,1 м и 2,9 м. На них будут использованы родственные двигатели РД-191, РД-180 и РД-171. Универсальные разгонные блоки будут применяться для всех семейств ракет-носителей. Например, КВТК будет применяться и на «Ангаре-А5В», и на ракете сверхтяжелого класса.

Что касается количества ракет, они все созданы под конкретные нагрузки. «Ангара-1.2» — это 3,7 тонны на низкую околоземную орбиту, «Союз-2.1 а,б» — 7–8 тонн (в перспективе эта ракета будет заменена на «Союз-6», ракету-носитель нового поколения, и грузоподъемность поднимется до 9 тонн), «Союз-5» — 17,5 тонны, «Ангара-А5М» — 27 тонн, «Ангара-А5В» — 37 тонн, дальше СТК — 103 тонны, СТК второго этапа — 140 тонн. То есть я не вижу ни одного пересекающегося элемента.

Пока нет новой ракеты в сверхлегком классе. Но нагрузку массой в сотни килограммов или даже 1,5 тонны можно выводить с помощью твердотопливных и жидкостных конверсионных ракет, снимаемых с вооружения. Также большой интерес к этому классу ракет демонстрируют частные разработчики — такие партнерства для нас привлекательные и многообещающие

— Будет ли Роскосмос создавать ракету для «Морского старта»?
— Мы готовы создать для S7 Space средство выведения вместо «Зенита». Условно ракета будет называться «Союз-7» — морская модификация РН «Союз-5», с меньшей заправкой. Несмотря на меньший объем заправки, «Союз-7» сможет выводить на орбиту почти столько же полезной нагрузки за счет расположения космодрома в южных широтах.

Если «Союз-5» сможет выводить на низкую околоземную орбиту около 17 тонн полезной нагрузки с космодрома Байконур, то в морском варианте с тем же самым двигателем, но с меньшей заправкой с морской платформы она будет выводить почти столько же. Это «облегченная» версия «Союза-5» под названием «Союз-7» — интересное название для компании, которая называется S7.

— Когда планируется начать реализацию программы «Сфера»? В каком состоянии все находится?
— Мы планируем завершить разработку программы «Сфера» и включить ее в Единую госпрограмму космической деятельности России, где будут определены этапы развертывания орбитальных группировок. С 2023 года мы начнем запускать космические аппараты, созданные в рамках программы. На сегодняшний день программа «Сфера» согласована с большинством заинтересованных министерств и ведомств. Дальнейшие работы будут продолжены в соответствии с принятыми президентом Российской Федерации решениями.

— Где будут производиться спутники?
— АО «Корпорация «ВНИИЭМ», «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева способны производить космические аппараты, которые могли бы составить основу этой группировки. Также есть договоренность с компанией «Газпром космические системы» и их новым заводом, мы с ними в постоянном контакте, планируем участие в капитале этого предприятия.

Предприятия Роскосмоса до сих пор выпускали серийно лишь небольшие партии аппаратов больших орбитальных группировок: «Гонец», ГЛОНАСС.

Вся наша работа — штучные, уникальные изделия в рамках отдельных ОКР. То есть понятие «серия» для российского спутникостроения — это terra incognita. Нам очень интересна работа, которую ведет OneWeb, наши специалисты были на этих предприятиях, и мы планируем развитие сотрудничества

— Финансирование «Сферы» должно вестись за счет средств частных инвесторов?
— Финансирование должно быть начато бюджетом. Программа «Сфера» включает много проектов, в том числе те, которые мы давно хотели реализовать. Понятно, что эта волна создания новых аппаратов, конечно, должна привлечь и частных инвесторов, мы на это рассчитываем. Главное новшество «Сферы» — подход к созданию аппаратов и группировок самых передовых стандартов «от рынка», под требования конечных пользователей и операторов сервисов и услуг, в том числе тех, кто находится за периметром Госкорпорации. Это сегодняшние реалии стоящих перед нами бизнес-задач.

— Сколько на начальном этапе планируется в «Сферу» вложить?
— Будет ясно, когда программа будет утверждена. На первом этапе мы должны начать с разработки перспективных технологий. Это порядка 10 млрд рублей. «Сфера» — это вызов для российского спутникостроения. Уверен, работа над этим проектом поможет нам выйти на серийное производство космических аппаратов на основе выбранных оптимальных платформ. Это не только обеспечит российский космос новыми уникальными возможностями в интересах науки, экономики и обороны, но и сделает наше спутникостроение рентабельным и высококонкурентным.
 
Роскосмос:
04.02.2020 17:40
«Электро-Л» № 3 в рабочей точке стояния
В соответствии с циклограммой полета 1 февраля 2020 года выдан импульс коррекции, завершивший перевод гидрометеорологического космического аппарата «Электро-Л» № 3 производства НПО Лавочкина (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») в рабочую точку стояния 165,8 градусов восточной долготы.

Перевод из точки выведения в точку стояния 165,8°в.д. осуществлялся в результате коррекций приведения. В настоящее время начался технологический этап по комплексной подготовке всех систем аппарата «Электро-Л» № 3 и наземных служб к выполнению целевой задачи — получению оперативных гидрометеорологических данных. Все служебные системы функционируют штатно.

Космический аппарат «Электро-Л» № 3 был запущен 24 декабря 2019 года с космодрома Байконур и пополнил состав геостационарной гидрометеорологической космической системы «Электро». Первый аппарат этой серии был запущен в январе 2011 года, запуск второго аппарата состоялся в декабре 2015 года. Разработка и изготовление космических аппаратов «Электро-Л» ведутся в соответствии с Федеральной космической программой России. Они предназначены для обеспечения подразделений Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также других ведомств оперативной гидрометеорологической информацией.

Аппараты серии «Электро» также используются для сбора и ретрансляции информации с платформ сбора данных, выполнения телекоммуникационных функций по распространению, обмену гидрометеорологическими и гелиогеофизическими данными, а также ретрансляции сигналов от аварийных радиобуев системы КОСПАС-САРСАТ.

Аппараты построены по модульному принципу на базе унифицированной космической платформы «Навигатор», также разработанной в НПО Лавочкина. Данная платформа имеет лётную квалификацию и предназначена для создания на её основе прецизионных космических аппаратов различного назначения (дистанционное зондирование Земли, космическая астрономия).
 
Ракета "Союз-2.1б" со спутниками "OneWeb" вывезена на стартовый комплекс космодрома Байконур. Специалисты Роскосмоса приступили к выполнению операций по графику первого стартового дня.
Пуск запланирован на 7 февраля 2020 года в 00:42:41 мск.
0AbkFYRjX_g.jpg
5sRcbM0JnEY.jpg
XY2hW2wGxjQ.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
Назад