О космосе - общая ветка

Какое тут "на орбиту"
Ну вдруг "продавят"...
"Обращает на себя внимание тот факт, что, по принятым Международной авиационной федерацией нормам, высота в 82-83 км не является соответствующей космическому пространству. В этой связи само понятие «космоплан» в данном случае действительности не соответствует. И вместо того, чтобы добиться поднятия аппарата до реальных космических высот (от 100 км), в США решили продавить инициативу по снижению «высоты начала космического пространства» со 100 до 80 км. Заявлено, что снизить границу космоса необходимо для исследования характера работы космических аппаратов в верхних слоях атмосферы Земли..."
 
Реклама
Ну вдруг "продавят"...
"Обращает на себя внимание тот факт, что, по принятым Международной авиационной федерацией нормам, высота в 82-83 км не является соответствующей космическому пространству. В этой связи само понятие «космоплан» в данном случае действительности не соответствует. И вместо того, чтобы добиться поднятия аппарата до реальных космических высот (от 100 км), в США решили продавить инициативу по снижению «высоты начала космического пространства» со 100 до 80 км. Заявлено, что снизить границу космоса необходимо для исследования характера работы космических аппаратов в верхних слоях атмосферы Земли..."
не продавят
100 км вроде бы не с потолка взялось, а как результат примерного расчёта высоты, на которой скорость полёта на неком крыле будет равняться первой космической скорости.
То есть крыло становится бесполезным.
Вот только крылья сильно разные... но поверим аэродинамикам, что это правильный расчёт ))
 
Ну вдруг "продавят"...
"Обращает на себя внимание тот факт, что, по принятым Международной авиационной федерацией нормам, высота в 82-83 км не является соответствующей космическому пространству.
"В космос" не значит "на орбиту". Данный аппарат - суборбитальный.
 
Ну вдруг "продавят"...
"Обращает на себя внимание тот факт, что, по принятым Международной авиационной федерацией нормам, высота в 82-83 км не является соответствующей космическому пространству. В этой связи само понятие «космоплан» в данном случае действительности не соответствует. И вместо того, чтобы добиться поднятия аппарата до реальных космических высот (от 100 км), в США решили продавить инициативу по снижению «высоты начала космического пространства» со 100 до 80 км. Заявлено, что снизить границу космоса необходимо для исследования характера работы космических аппаратов в верхних слоях атмосферы Земли..."

В своем антиамериканизме topwar.ru выставляeт себя на посмешище.

За снижение "границы космоса" до 80 км выступает оpганизация с чисто американским названием Fédération Aéronautique Internationale со штаб квартирой в Лозанне. В Швейцарии, а не в Пенсильвании.

США официально не признают "границ атмосферы/космоса".
Технически, различные организации в США (ВВС, Армия, НАСА и т.п.) используют высоты от 80 до 150 км в качестве физической или формальной границы космоса. Уже в течение десятков лет.


не продавят
100 км вроде бы не с потолка взялось, а как результат примерного расчёта высоты, на которой скорость полёта на неком крыле будет равняться первой космической скорости.
То есть крыло становится бесполезным.
Вот только крылья сильно разные... но поверим аэродинамикам, что это правильный расчёт ))

ВВС США с вами не согласны. Предел высоты атмосферы в 80 (+ -) км определен экспериментально в процессе реализации программы Х-15.
 
не продавят
100 км вроде бы не с потолка взялось, а как результат примерного расчёта высоты, на которой скорость полёта на неком крыле будет равняться первой космической скорости.
То есть крыло становится бесполезным.
Вот только крылья сильно разные... но поверим аэродинамикам, что это правильный расчёт ))
Ну, не каким-то безымянным аэродинамикам, а великому фон Карману :). Да и тот на самом деле насчитал что-то чуть больше 80-ти, до ста округлили (не все) уже позже, сделав поправку на "гуляющую" атмосферу из-за температуры и солнечной активности. На деле же понятно, что "граница космоса" - вещь сугубо условная, и определяют ее в зависимости от конкретных задач. Какое-то фиксированное значение практического смысла не имеет, за исключением пропагандистско-политического. Для самолета и 80 км - уже слишком высоко, для "Союза" и 120 - уже считай атмосфера. А иным научным аппаратам и на 5000 молекулы воздуха еще мешают.
 
Какое-то фиксированное значение практического смысла не имеет, за исключением пропагандистско-политического.
Имеет огромное юридическое значение.
Потому что в воздушном пространстве чужой страны без разрешения летать нельзя.
А в космосе - можно.

И с появлением гиперзвуковых ЛА определение высоты границы космоса будет становиться всё важнее.
 
alexfill2015, вы что-то очень странное принесли.

Вроде, Unity - это высотный ракетный самолёт, способный выпрыгивать на высоту более 100 км но и близко не достигающий космических скоростей. Какое тут "на орбиту"?
русскоязычный текст опять оказался безграмотным, кмбу...
 
Источник: пуск "Протона" отложили из-за прибора, отвечающего за работу двигателя "Бриза-М"
По данным собеседника ТАСС, утром 30 июля стабильность работы этого прибора должна быть подтверждена специалистами предприятия-разработчика

МОСКВА, 29 июля. /ТАСС/. Запуск ракеты-носителя "Протон-М" с космодрома Байконур перенесен с 30 на 31 июля из-за проблем с прибором, отвечающим за работу двигателя разгонного блока "Бриз-М". Об этом сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.

"Речь идет о приборе производства компании МОКБ "Марс" (входит в госкорпорацию "Росатом" - прим. ТАСС), который отвечает за безопасную работу двигателя разгонного блока "Бриз-М", - сказал собеседник агентства.

По его словам, в четверг утром стабильность работы этого прибора должна быть подтверждена специалистами предприятия-разработчика.

В Роскосмосе не комментируют информацию источника. ТАСС пока не удалось получить официальный комментарий МОКБ "Марс".

Ранее в Роскосмосе сообщили, что пуск ракеты-носителя "Протон-М" с российскими спутниками связи "Экспресс-80" и "Экспресс-103" перенесен с 30 июля на сутки для проведения дополнительных проверок узлов и агрегатов. Как сообщил ТАСС руководитель пресс-службы Роскосмоса Владимир Устименко, специалисты на космодроме Байконур проводят проводят дополнительные технические работы с ракет-носителем "Протон-М", эти работы продлятся до полудня 30 июля.

МОКБ "Марс" разрабатывает и производит бортовые системы и комплексы автоматического управления и навигации космическими и атмосферными беспилотными летательными аппаратами, разрабатывает и изготавливает универсальные наземные проверочно-пусковые комплексы для испытаний и подготовки к пуску изделий. Также предприятие разрабатывает схемотехнику электронных блоков систем управления, электрические схемы, печатные платы. Кроме того, МОКБ "Марс" занимается организацией проектирования и испытаний систем управления (бортовых комплексов управления) космических аппаратов, выпуском комплектов аппаратуры системы управления для разгонного блока "Бриз-М" и ее адаптацией для конкретных условий пуска, ведет работы по созданию систем управления беспилотниками.

 
Спутники "Экспресс-80" и "Экспресс-103" могут быть введены в строй в начале 2021 года
В перспективе спутники должны переместиться на свои геостационарные орбиты при помощи собственных электрореактивных двигателей

МОСКВА, 29 июля. /ТАСС/. Российские спутники связи "Экспресс-80" и "Экспресс-103", которые будут запущены 30 июля с помощью ракеты-носителя "Протон-М", планируется ввести в эксплуатацию в январе-феврале 2021 года, следует из информации на сайте ФГУП "Космическая связь" (заказчик спутников).

"Ввод в эксплуатацию космических аппаратов "Экспресс-80/103" планируется осуществить в январе-феврале 2021 года", - сообщает спутниковый оператор.

Старт ракеты-носителя "Протон-М" со спутниками "Экспресс-80" и "Экспресс-103" с космодрома Байконур запланирован в 00:27 мск 30 июля. Разгонный блок "Бриз-М" должен доставить аппараты на целевую геопереходную орбиту высотой 54,9 тыс. километров в 18:43 мск 30 июля. В перспективе спутники должны переместиться на свои геостационарные орбиты при помощи собственных электрореактивных двигателей. По данным Роскосмоса, срок довыведения спутника "Экспресс-80" составляет не более 152 суток, а аппарата "Экспресс-103" не более 160 суток.

Спутники "Экспресс-80" и "Экспресс-103" предназначены для обеспечения услуг фиксированной и подвижной связи, цифрового телерадиовещания, высокоскоростного доступа в интернет, а также передачи данных на территории России и в странах СНГ в C-, Ku- и L-диапазонах. Полезная нагрузка будет включать 38 (для аппарата "Экспресс-80") и 37 (для "Экспресса-103") основных транспондеров. Срок активного существования аппаратов - 15 лет.

 
Назван строитель недостроенного Восточного

Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) определен генеральным подрядчиком и единственным исполнителем работ по строительству девяти объектов первой очереди космодрома Восточный, сообщает «Роскосмос».

Согласно данным госкорпорации, будут достроены, в частности, комплексы хранения компонентов ракетного топлива, эксплуатации районов падения и по переработке строительных и твердых бытовых отходов. Также будет завершено возведение промышленных строительно-эксплуатационных баз №1 и №2, метеокомплекса, автомобильных и железных дорог.

«Все эти объекты были не достроены предыдущим подрядчиком», — отмечает госкорпорация.

По словам генерального директора ЦЭНКИ, в рамках данных работ приоритет он бы отдал комплексу хранения компонентов ракетного топлива, необходимого для запуска тяжелой «Ангары» в 2023 году.

В июне заместитель генерального директора ЦЭНКИ Сергей Костарев заявил, что «Роскосмос» не будет заглублять большинство строящихся объектов на космодроме Восточный.

В ноябре 2019 года пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил о хищении 11 миллиардов рублей из средств, выделенных на строительство космодрома Восточный.

В сентябре 2018 года на сайте госзакупок появилась заявка на срочные работы по устранению пустот, найденных под железобетонным основанием стартового комплекса для ракет «Союз-2» на Восточном.

Космодром Восточный строится в Амурской области. В настоящее время практически завершено строительство первой очереди объекта, предназначенного для запуска средних ракет «Союз-2». Сейчас на космодроме ведется возведение второй очереди, которая позволит запускать носители семейства «Ангара». Строительство космодрома сопровождается многочисленными нарушениями и коррупционными скандалами.

 
Реклама
Три спутника связи "Гонец-М" готовятся к отправке на космодром Плесецк

Москва. 29 июля. ИНТЕРФАКС - Компания "Информационные спутниковые системы имени Решетнева" ("ИСС") начала подготовку к отправке на космодром Плесецк трех спутников связи системы "Гонец", сообщает YouTube-канал предприятия.

"В компании "ИСС" сняты с ответственного хранения три спутника персональной связи "Гонец-М". Решетневцы начали готовить их к штатной эксплуатации, подготовительные мероприятия включают в себя техническое обслуживание и электрические испытания. Они необходимы для того, чтобы специалисты были уверены, что спутники без замечаний отработают положенный срок - не менее пяти лет", - говорится в видеоролике "ИСС".

Космические аппараты "Гонец-М" предназначены для обеспечения услуг персональной спутниковой связи на территории крайнего Севера и в труднодоступных местностях.

"После завершения испытаний космические аппараты "Гонец-М" отправятся из "ИСС" на космодром Плесецк, все три спутника будут выведены на орбиту одной ракетой", - сообщили также в "ИСС".

Новые аппараты пополнят орбитальную группировку многофункциональной системы персональной спутниковой связи "Гонец", которая уже находится в опытной эксплуатации и работает на базе таких же спутников.

 
Южная Корея получила возможность создания мощных твердтопливных ракет

Правительство Южной Кореи заявило 28 июля 2020 года, что США дали согласие на очередной пересмотр американо-южнокорейского соглашения о развитии ракет 1997 года (Мissile Development Guideline), позволив Южной Корее создание космических ракет-носителей на твердом топливе - ранее американцы позволяли Сеулу только создание ракет-носителей на жидком топливе. Фактически это дает возможность Южной Корее под прикрытием создания ракет-носителей вести разработки твердотопливных баллистических ракет средней дальности и более - вплоть до межконтинентальных.

Напомним, что США длительное время по политическим мотивам препятствовали созданию в Южной Корее ракет значительной дальности стрельбы, и и до сих пор держат южнокорейские ракетные разработки под договорным контролем. Первое американо-южнокорейское соглашение на этот счет было подписано в 1979 году, потом модифицированные соглашения заключались в 1990 и 1997 годах. Изначально последнее соглашение Мissile Development Guideline 1997 года давало южнокорейской стороне право разрабатывать баллистические ракеты с дальностью до 300 км и весом боевой части до 500 кг, что было закреплено присоединением Южной Кореи к Режиму контроля за ракетными технологиями (РКРТ) в 2001 году.

В 2012 году американская сторона подписала с Южной Кореей поправки к соглашению о развитии ракет, давшие Южной Корее возможность создания баллистических ракет с дальностью до 300 км и весом боевой части, увеличенным до 2000 кг, а также с дальностью до 500 км и весом боевой части до 1000 кг и с дальностью до 800 км и весом боевой части до 500 кг. С новым пересмотром в 2017 году соглашения о развитии ракет, Южная Корея получила возможность увеличить массу боевой части ракет с дальностью 800 км с ранее разрешенных 500 кг до 2000 кг. Южная Корея незамедлительно пользовалась достигнутыми разрешениями, разработав и испытав серию баллистических ракет оперативно-тактического назначения и "меньшей дальности" Hyunmoo 2/4 со все более наращиваемыми характеристиками.

На космические же ракеты-носители до настоящего времени действовало разрешение только на жидкостные двигатели, чтобы воспрепятствовать созданию в Южной Корее крупногабаритных твердтопливных двигателей, которые могли бы быть использованы для разработки боевых ракет большой дальности.

Заместитель советника президента Южной Кореи по национальной безопасности Ким Хен Чон заявил в связи с новым пересмотром американо-южнокорейского ракетного соглашения, что лимиты 2017 года по дальности и весу боевой части боевых ракет пока остаются в силе, но их тоже можно будет пересмотреть "в свое время", если это будет необходимо для военных целей.

До настоящего времени в Южной Корее были разработаны две космические ракеты-носителя, и оба они основывались на жидкостных двигателях. Разработанная при российском содействии по контракту 2004 года первая южнокорейская ракета-носитель KSLV-I (Naro-1) с массой полезной нагрузки 100 кг использовала в качестве первой ступени российский универсальный ракетный модуль УРМ-1, разработанный для ракет-носителей серии "Ангара", с кислородно-керосиновым двигателем РД-151 (вариант двигателя РД-191). Вторая ступень KSLV-I была выполнена твердтопливной южнокорейской разработки. Было осуществлено три запуска KSLV-I в 2009, 2010 и 2013 года, причем первые два были неудачными ввиду проблем со сбросом обекателя и работой 2-й ступени.

С 2009 года в Южной Корее ведется создание полностью жидкостной ракеты-носителя KSLV-II (Nuri) с массой полезной нагрузки до 2000 кг, все три ступени которой должны оснащаться кислородно-керосиновыми двигателями собственной разработки. Первый запуск KSLV-II (Nuri) запланирован на 2021 год, в 2018 году был осуществлен испытательный запуск блока первой ступени.

 
А кадры где?
Чтобы соревноваться с янки, «Роскосмосу» нужны совершенно иные люди – энтузиасты, а не бюрократы

Выполнять принятые планы, чтобы успешно конкурировать с Америкой в космосе? Перестать работать извозчиками – и больше запускать спутников своего производства? Это прекрасно, конечно. Но для сего потребен совершенно иной менеджмент в отрасли. Нужны не просто инженеры и конструкторы, а энтузиасты с пламенным воображением. В противном случае РФ окажется битой в космосе.


Две биографии
Чтобы соперничать с американцами, надо как минимум обладать кадрами космического начальства, не уступающими по качеству нашим визави.

Возьмем для примера жизненный путь Саймона Уордена, назначенного в 2006-м директором Научно-исследовательского центра Эймса в Калифорнии (дочерней структуры Национального аэрокосмического агентства, NASA). Перед нами – военный летчик, отставной бригадный генерал ВВС США. Но при этом он еще и действующий на тот момент профессор астрономии Аризонского университета с докторской степенью. А до того Уорден успел потрудиться главой командования военно-космических сил Соединенных Штатов, командиром 50-го космического крыла ВКС, официальным представителем организации стратегической оборонной инициативы. В 1994-м отставной генерал выступал руководителем программы лунного космического модуля «Клементина», созданного NASA совместно с минобороны США. (Пример берем из книги «Негласный союз астрофизики и армии» Нила Деграсса Тайсона и Элвиса Лэнга.)

То есть перед нами тот самый генерал-ученый, военный-профессор, о котором американский фантастический сериал 1940 года «Бак Роджерс» мечтал изначально. Более того, перед нами еще и практик космических программ.

Можно ли сравнивать биографию такого управленца с жизнеописанием главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, пришедшего в отрасль из журналистики и политики? Не имеющего научной степени ни в астрономии, ни в технике? Не создавшего ни единого космического/летательного аппарата? Нет, нельзя. Точно так же невозможно сравнить с послужным списком Уордена и биографию нынешнего (с мая 2020-го) руководителя РКК «Энергия» Игоря Озара.

«Игорь Озар родился 26 сентября 1961 года в городе Москве. После школы, в 1984 году окончил московский Институт управления имени Серго Орджоникидзе по специальности «инженер-экономист по организации управления производством».

Карьеру руководителя Озар начал в 1984 году с должности инженера отдела труда и заработной платы. Затем стал начальником планово-экономического отдела, финансовым директором в ОАО «Московский шинный завод». До 1999-го являлся заместителем директора по экономике и финансам ЗАО «Шинный Холдинг».

С 1999 года на протяжении 12 лет Игорь Озар занимал пост заместителя генерального директора по экономике и финансам – финансового директора ОАО «ОКБ «Сухого». В 2002-м назначен на должность заместителя генерального директора по корпоративным финансам, а позднее стал первым заместителем генерального директора по экономике и финансам открытого акционерного общества «Компания Сухой».

Озар с 2007 года работал исполнительным директором ОАО «ОКБ Сухого». В 2011-м Игорь Яковлевич назначен на должность генерального директора ПАО «Компания Сухой». В 2015-м вошел в состав правления ПАО «ОАК». В конце февраля 2016 года также занял пост вице-президента по военной авиации публичного акционерного общества «ОАК»…» (Озар Игорь Яковлевич)


Как видите, перед нами – финансист-бухгалтер, к созданию небесной техники не имеющий ни малейшего отношения. Мне скажут, что Илон Маск или Джефри Безос, ныне считающиеся одними из выдающихся деятелей американской космической программы, тоже из дилетантов. Но Маск делом показал, что он – мечтатель, способный создавать передовую космическую технику. Тут вам и ракета-носитель типа «Фолкон», и первая возвращаемая ступень, и уже слетавший на орбиту с экипажем корабль «Дракон». Маск с энтузиазмом Цандера и Циолковского продвигает свой марсианский проект. А тот же Безос в своей компании «Блю Ориджин» смог создать двигатель ВЕ-4, замену русско-советскому РД-180. И когда сравниваешь их жизненный путь с биографиями нашего космического начальства, голова грустно опускается.

Серые против ярких
Удручает то, что у наших конкурентов делами космическими заправляют личности, безусловно, яркие. При сем все эти люди прошли проверку Делом.

А что в РФ? Здесь вся кадровая политика сводится к рассаживанию по руководящим креслам бюрократической или бухгалтерской серятинки. Господ, невесть как выдвинутых наверх, ничего не создавших из нового и прорывного. Скажите, откуда у них взяться дерзкому научно-техническому воображению?

Худо-бедно, но в США идет мучительный процесс новой индустриализации. Промышленность нуждается в тех технологиях переднего края, что создаются в космической отрасли. Вспомним золотые годы развития Америки и ее космической программы. Анекдот 1970 года гласил:

– Что мы нашли на Луне?

– Микросхемы…

То есть та микроэлектроника, что возникла для полетов к ночному светилу, нашла применение в тогда еще бурно развивающемся производстве США. Микросхемы пригодились и для автомобилей, и для станков, и для гражданских самолетов, и для медицинской техники, и для бытовой. Ибо если бы не было их производства, то к чему им такие технологические наукоемкие новинки? Теперь, когда власти США бьются над возвращением в страну реального сектора, космонавтика снова становится мощным локомотивом развития страны. Сам реальный сектор ставит перед ней нужные задачи. Такой же процесс идет и в промышленно развитом Китае.

Но в РФ подобный процесс сильно затруднен. Основой экономики страны выступает топливно-энергетический, сырьевой сектор. Мы зарабатываем на жизнь в основном вывозом за рубеж природных ресурсов или того же зерна (тоже сырье, за рубеж не идут продукты его глубокой переработки). Крупнейшими компаниями страны выступают не машиностроительные и не электронные гиганты, не судостроительные и не авиапромышленные фирмы, не автомобильные и не фармацевтические корпорации, а все те же «Газпром», «Роснефть», «ЛУКойл» и прочие. Экономика страны с 2009 года пребывает в застое, экспортные поступления ее даже упали (2008 год – 468 млрд долларов, в 2019-м – 420 млрд).

То есть мы по-прежнему зависим от его величества барреля и мало что изменилось за последние двадцать лет. Военно-промышленный комплекс в одиночку страну не вытащит, рынок для технологических новинок из космической сферы в ВПК слишком мал.

А коли нет бурного промышленного развития, то и достижения космической отрасли остаются невостребованными у себя дома. Вот и правят бал либо «серые», либо дилетанты. С очевидными итогами в гонке с Америкой…

 
Дональд и Луна
Россия вполне может принять американский вызов в космической гонке

Дальновидные политики смотрят в перспективу, не зацикливаясь на проблемах исключительно сегодняшнего дня. Вот недавно американский президент Дональд Трамп подписал нацеленный на годы вперед указ, призванный стимулировать коммерческое освоение ресурсов планет Солнечной системы.


Согласно указу, Госдепартаменту США поручено провести соответствующие переговоры с другими странами (РФ в их число, как и ожидалось, не вошла) для выработки международного соглашения по освоению Луны и других космических объектов. В будущем соглашении, получившем название Artemis Accords (соглашения Артемиды), подробно говорится о правилах по освоению и добыче полезных ископаемых на Луне – как наиболее близком к нам космическом теле. Время торопило: не прошло и месяца, как юристы из NASA уже подготовили ключевые принципы соглашения по добыче космических ресурсов.

Эту достаточно беспардонную инициативу президента США директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин по степени дерзости сразу сравнил не иначе как с вторжением США в страны Ближнего Востока. Резко отрицательно высказалось и наше внешнеполитическое ведомство. Подобная реакция РФ была ожидаемой, поэтому чуть позже NASA попыталось как-то смягчить ситуацию, заявив, что в принципе не против сотрудничества с Россией в освоении Луны, однако осадочек, что называется, остался.

Чем ответим Трампу
Зададимся вопросом: является ли эта американская инициатива провокацией? Скорее нет. Это ничем не прикрытый вызов, брошенный не только России, но и всему человечеству. А на вызов принято, как известно, отвечать, причем не словами, а реальными делами. Вот об этом и стоит серьезно подумать.

Как известно, за космические дела у нас отвечает «Роскосмос» – с него и спрос. Отрадно подчеркнуть, что у госкорпорации в кои-то веки появилась долгосрочная стратегия развития отрасли. Она содержит в себе вполне амбициозные задачи, соответствующие космической державе, которой была и должна во веки вечные оставаться Россия. Трудностей хватает, но они все преодолимы. Опасность лишь в том, что в который раз существующие планы могут быть разрушены легким движением руки чиновников Министерства финансов РФ. Перекрывая финансирование космических проектов, они ставят жирный крест на престиже страны. Такое уже бывало, и не раз, на нашем веку, поэтому никто не может гарантировать, что нечто подобное не произойдет вновь.

“ Китайцы фактически полностью лишились заказов на пусковые услуги, но по итогам 2019 года вышли на первое место по числу запусков ракет-носителей. Как такое могло случиться? ”

Чтобы достойно ответить на брошенный Америкой вызов, ничего сверхъестественного делать не требуется. Нужно просто работать в обозначенном режиме, выполняя все давно намеченные планы согласно ранее утвержденной программе. Прежде всего следует осуществить плановое обновление средств выведения или, по-другому, ракет-носителей. Хотим мы того или нет, но время заставляет задуматься о разработке новой линейки РН разного калибра. В первую очередь на пенсию должны уйти те, чьи двигатели работают на токсичном топливе. Это прежде всего тяжелый «Протон» – незаменимый пока по выводу спутников на геостационарную орбиту. Таковыми же являются и конверсионные РН, которые тоже скоро уйдут на покой по мере их расходования при запусках.

В то же время не стоит поддаваться панике и спешить с отправкой в утиль легендарного носителя «Союз», статистика которого измеряется тысячами стартов. Его обновленный вариант «Союз-2», кроме схемы конструкции, практически не имеет ничего общего со своим прародителем времен Сергея Королева. Он надежен, технологичен и будет служить еще долгие годы. Добавим, что сегодня это единственный в мире носитель, стартовые комплексы которого расположены на четырех космодромах в разных районах мира. Отказаться в одночасье от такого уникального богатства было бы непростительным расточительством, хотя через определенное время и этому носителю потребуется замена.

Никуда не деться от создания к концу десятилетия ракеты-носителя сверхтяжелого класса (РН СТК) грузоподъемностью более 100 тонн. Зачем она нужна? Дело в том, что США, Китай и другие страны имеют амбициозные космические программы, связанные с пилотируемыми полетами на Луну и чуть позже на Марс. Это высадка и создание там обитаемых баз с перспективой колонизации данных объектов Солнечной системы, поэтому без таких носителей никак не обойтись. Отсюда вывод: если Россия не хочет отстать от других великих космических держав, то ей просто необходимо создать РН СТК.

Стоит заметить, что выбранная «Роскосмосом» концепция создаваемой РН СТК является единственно верной из всех потенциально имеющихся, ибо в ней прослеживается строгая инженерная логика. Суть ее в том, что она создается как конструктор из ряда типовых элементов более легких РН, подтвердивших свою эффективность и надежность в реальных космических полетах. Сначала будет РН «Ангара-5», потом «Союз-5/-6/-7» – кирпичики будущей сверхтяжелой РН.

Сейчас в работе находятся практически все элементы будущего сверхтяжелого носителя. В Самаре вовсю идет создание РН «Союз-5» («Иртыш»), первая ступень которой является прямым прототипом боковых стартовых ускорителей РН СТК. Причем их количество может варьироваться в зависимости от требуемой грузоподъемности. Первый старт РН «Союз-5» по имеющемуся графику должен состояться с космодрома Байконур в 2022 году.

Что касается РН СТК, то ее первый старт предварительно намечен ближе к 2030 году. Пока же все идет по утвержденному плану, и главное – не отстать от графика, не допустить былых шараханий в ту или иную сторону, что способно сорвать всю космическую программу в целом.

Земной космос
Невозможно представить создание новых РН без соответствующей наземной инфраструктуры, прежде всего стартовых комплексов (СК). Это очень сложные и дорогостоящие объекты, строительство которых занимает продолжительное время и стоит немалых денег.

Надо заметить, что ситуация на российских космодромах сегодня абсолютно разная. Меньше всего вопросов к космодрому Плесецк, принадлежащему Минобороны РФ. Большого строительства здесь не намечается – на ближайшую перспективу основные объекты построены и функционируют по прямому назначению. Из последних был сдан в эксплуатацию после модернизации второй по счету СК под РН «Союз-2». Очень много сделано в плане развития инфраструктуры в городе ракетчиков Мирном: жить здесь стало удобно и престижно. В этом году на космодроме после шестилетнего перерыва возобновляются летные испытания РН «Ангара-5», что явится знаковым событием для российской космонавтики. Нравится это кому-то или нет, но носитель придется доводить до ума. А в целом стоит заметить, что у Космических войск России по-военному все в порядке, включая многолетнюю безаварийность при запусках космических аппаратов.

Совершенно иная обстановка в плане инфраструктуры сложилась на Байконуре. Здесь огромная масса законсервированных еще советских стартовых комплексов, ставших невостребованными в силу ряда объективных причин. Хотя есть и действующие – для запусков РН «Союз-2» и РН «Протон». Перспектива развития космодрома просматривается в сфере международного сотрудничества. Это прежде всего модернизация СК под новую РН «Союз-5» по российско-казахстанскому проекту «Байтерек». Ракета-носитель является прообразом модуля первой ступени будущей РН СТК, и создать ее нужно без опоздания, потому что любая задержка неизбежно сдвинет вправо и сроки создания сверхтяжелой.

Другим проектом является модернизация пусковой площадки № 1, называемой не иначе как «Гагаринский старт», для запусков РН «Союз-2». Это уже совместный российско-казахстанско-эмиратский проект. Здесь следует особо отметить роль ОАЭ, которые в последние годы в сотрудничестве с Россией активно развивают свою космическую индустрию и уже имеют в активе полет своего космонавта на МКС.

Восточный – самый молодой и динамично развивающийся из всех российских космодромов России. Пока отсюда стартуют только «Союзы», но ведется строительство СК для модернизированной РН «Ангара-5М», которая в будущем получит водородную ступень. Сообщается, что работы ведутся ударными темпами, с опережением графика, чего практически не наблюдалось за всю постсоветскую историю космодромов. Хочется надеяться, что серьезных сбоев не будет и «Ангара» отправится в полет с нового комплекса в 2023 году, как и было запланировано ранее.

Дмитрий Рогозин призвал не затягивать и в следующем году приступить к проектным работам и строительству СК под сверхтяжелый носитель, чтобы к концу десятилетия начать непосредственно его летные испытания. Это будет заметным шагом на пути к Луне и нашим по-настоящему громким ответом президенту Трампу.

Отстающая нагрузка
Еще одной важной задачей «Роскосмоса» является увеличение выпуска космических аппаратов различного назначения: от спутников дистанционного зондирования Земли, связи и навигации до военных аппаратов. Их число в ближайшее время следовало бы по меньшей мере удвоить. Но пока, к сожалению, производство спутников по многим проектам очень сильно, на годы, отстает от первичных графиков, что крайне негативно сказывается на выполнении российской космической программы. Также на долгие годы затянулось создание нового космического корабля «Орел» («Федерация») и новых модулей для МКС, что в конечном итоге приводит к удорожанию проектов.

В данном ключе в качестве примера для подражания можно привести развитие космической программы Китая. Как известно, американцы ввели санкции против этой страны, запретив им выводить на орбиту спутники с американскими комплектующими. Учитывая же, что таковые имеются на каждом спутнике, китайцы фактически полностью лишились заказов на пусковые услуги. Тем не менее в итоге мы видим следующую картину: Китай по итогам 2019 года вышел на первое место по числу запусков ракет-носителей. Как такое могло случиться? Китайцы оперативно переориентировались на внутренние заказы, значительно нарастив выпуск спутников собственного производства. Мало того, они теперь не запускают иностранные спутники, а делают их сами для зарубежных заказчиков и сами же выводят их на орбиту, фактически сдавая заказчику объект под ключ.

Российская программа космических запусков сейчас также в немалой степени зависит от зарубежных заказчиков. Единственный способ избавиться от этой зависимости – учесть китайский опыт и выпускать-запускать больше отечественных космических аппаратов.

Сапог космонавта
Конечно, всем бы и сегодня хотелось повторения на новом этапе дерзновенных и масштабных проектов времен Королева. Однако будем реалистами. Все ведь прекрасно понимают, как много нужно изменить в стране, чтобы добиться технологического рывка, который позволит круто двинуть вперед нашу космонавтику. Под этой задачей подразумевается освоение ресурсов Луны, Марса и, возможно, ряда астероидов уже в XXI веке. Но, не изменив государственную систему (иначе говоря, общественно-экономическую формацию), добиться таких результатов просто невозможно. Поэтому сейчас реально говорить только о выполнении уже имеющихся у «Роскосмоса» планов. Их претворение в жизнь в данных условиях – уже значительный успех.

А что касается недавних высказываний президента США относительно Луны, то ему даже скажем спасибо. По крайней мере, эти американские планы могут стать предостережением российскому правительству от сокращения бюджетных расходов на космос.

У военных есть такое выражение: территория не может считаться занятой, пока на нее не ступил сапог солдата. По аналогии с этим постулатом и лунная территория не может принадлежать кому-либо, пока на нее не высадились и не построили там постоянную базу космонавты. И Трампа нельзя ни винить, ни осуждать за его космический указ – он жестко отстаивает интересы своей страны. России остается лишь принять брошенный им вызов и найти на него достойный ответ.

 
Специалисты успешно испытали систему расстыковки посадочного модуля и ровера ExoMars

Москва. 28 июля. ИНТЕРФАКС - Российские и европейские специалисты провели на Земле расстыковку посадочной платформы "Казачок" и марсохода в рамках подготовки к миссии ExoMars-2022, сообщает "НПО Лавочкина".

"Успешно выполнены работы по расстыковке перелётного модуля от десантного модуля, осуществлены проверки оборудования, подтвердившие работоспособность лётного образца КА "ЭкзоМарс" после завершения испытаний в городе Канны (Франция), транспортировки и хранения на территории Thales Alenia Space Italia", - сообщило предприятие во вторник.

Там напомнили, что в июне 2020 года, с учетом ограничений, вызванных эпидемиологической ситуацией в Евросоюзе и России, на производственной площадке Thales Alenia Space Italia в Турине специалистами АО "НПО Лавочкина" (входит в Госкорпорацию "Роскосмос") и европейской компании были продолжены работы в рамках российско-европейского проекта ExoMars.

"На фоне сохраняющихся мер по профилактике Covid-19 потребовалось тесное сотрудничество между российской и европейской сторонами для получения специальных разрешений для российских специалистов, чтобы при соблюдении всех необходимых медицинских условий можно было избежать длительного карантина", - сказали в "НПО Лавочкина".

В настоящее время группа российских специалистов продолжает участие в испытаниях космического аппарата "ЭкзоМарс".

Россия совместно с Европейским космическим агентством (ЕКА) готовились летом нынешнего года запустить к Марсу космический аппарат в рамках миссии ExoMars-2020. Цель проекта - исследование поверхности и подповерхностного слоя Марса в непосредственной близости к месту посадки, проведение геологических исследований и поиск следов возможного существования жизни на планете.

Российская ракета-носитель "Протон-М" должна отправить к Красной планете посадочную платформу российского производства с ровером, созданным учеными ЕКА. В марте стало известно, что запуск перенесен на два года из-за необходимости проведения дополнительных испытаний аппарата и сложной эпидемиологической обстановки в Европе.

Новый график предусматривает запуск ровера и посадочной платформы в августе-сентябре 2022 года. Этот период выбран с учётом баллистических условий, которые позволяют осуществить запуск с Земли к Марсу каждые два года в рамках двух "окон" (краткосрочных периодов) продолжительностью 10 дней каждое.

В настоящее время всё лётное оборудование, необходимое для выполнения миссии ExoMars, уже установлено на космический аппарат.

 
Касаемо марсохода Perseverance, есть еще одна крутая история, получившая незаслуженно мало внимания.

Как известно, основная задача робота - исследования марсианского грунта, по результатам которых можно будет судить о прошлой истории Марса (в отличие от Curiosity, акцент ставится на возможности условий для существования жизни в прошлом, поиске органических соединений и всяких ископаемых биосигнатур). При работе инструментов периодически полезно проводить их калибровку - выполнять измерения образца с уже известными свойствами, чтобы потом определить возможные поправки на погрешности, и уже потом анализировать марсианские камни.

В принципе, на роль калибровочного образца можно было взять любой камешек. Но у НАСА все-таки еще есть чувство юмора, поэтому они будут использовать фрагмент метеорита SaU 008, найденный в Омане в 1999 г. Ученые считают, что этот камень образовался на Марсе не менее 450 млн лет назад, был выброшен в космос при падении на Марс метеорита ~ 600-700 тыс. лет назад, и упал на Землю ~ 1000 лет назад.

И теперь он отправляется домой.

 
Имеет огромное юридическое значение.
Потому что в воздушном пространстве чужой страны без разрешения летать нельзя.
А в космосе - можно.

И с появлением гиперзвуковых ЛА определение высоты границы космоса будет становиться всё важнее.

Да. Настойчивые попытки установить официальные границы космоса осуществляются в ООН. Но делегация США категорически возражает.
 
Реклама
Назад