О космосе - общая ветка

Длинное облако на Марсе. ОНО ВЕРНУЛОСЬ.

Return_of_the_extremely_elongated_cloud_on_Mars_pillars.jpg


Я уже как-то писал про это облако здесь, но раз феномен был повторно зарегистрирован испанскими учеными несколько дней назад, имеет смысл рассказать про это чудо подробнее.

Начнем с того, что приведенная выше фотография была сделана с борта исследовательской миссии «Марс-Экспресс». Это аппарат Европейского космического агентства, запущенный нашим «Союзом» в далеком 2003 году. Станция кружит на околомарсианской орбите вот уже более 16 лет, ее основная научная программа давно закончена, но многие приборы остаются работоспособными, и их по-прежнему можно использовать.

Камера VMC изначально не была приспособлена для науки, а ее цель заключалась в банальной вещи - контроле отделения посадочного зонда «Бигль-2». Впрочем, в последующем ученые обнаружили, что с этой камеры можно фотографировать Марс. Несмотря на то, что результаты съемки сравнимы с данными захудалого метеоспутника зари космической эры, даже на их основе можно делать открытия. Тем более, что фотографии имеют низкое разрешение, а значит мало весят, и их сравнительно легко делать пачками и потом оперативно пересылать на Землю.

На мой взгляд, это отличный пример того, как при наличии умений и доли везения можно делать открытия даже с помощью простого оборудования.

В 2018 г. при анализе снимков ученые обратили внимание на гигантское облако длинной вытянутой формы. Скооперировавшись с учеными из НАСА, удалось задействовать оборудование зонда MAVEN и изучить его состав. Было сделано предположение, что данный атмосферный феномен имеет сезонный характер, и неделю назад оно с блеском подтвердилось: через один марсианский год, облако начало возникать вновь - на том же месте, в то же время.

Что же мы о нем знаем?

Это облако формируется на подветренном склоне горы Арсия. Эта гора находится в гористой провинции Фарсида, известной своими потухшими вулканами. (Наиболее известный - Олимп, находится неподалеку). Это место в экваториальном регионе Марса, чуть южнее экватора. Абсолютная высота Арсии - около 19 км, однако эта гора расположена на обширном плато, имеющим собственную высоту порядка 10 км, поэтому стены самой Арсии не превышают 9 км. Как и многие горы на Марсе, она очень широкая - диаметр кратера на вершине равен 110 км. Не слишком гостеприимный край, где и так слабая марсианская атмосфера становится очень разреженной. Однако размеры этого горного массива могут оказывать влияние на погоду в близлежащих областях...

Облако начинает формироваться в предутренние часы, причем первоначально растет вверх, достигая высоты 30 км. За счет этого оно начинает освещаться солнечными лучами существенно раньше, чем горы под ним, и просматривается с орбиты в виде округлой белой шапки. Облако состоит из водяного льда, и может быть весьма плотным, однако в отличие от подобных облаков на Земле, грозовой активности в нем не наблюдается.

Как только утреннее солнце начинает прогревать поверхность планеты и атмосферу, облако начинает быстро расти в западном направлении (формируя тот самый удивительный хвост). Согласно подсчетам, в отдельные моменты времени скорость роста этого облака доходит до феноменальных 100 м/с, в результате чего оно может достигать 1500 км в длину. Впрочем, к полудню хвост постепенно рассеивается, в то время как «основная» часть облака близ Арсии сохраняется еще несколько часов. Во второй половине дня облако ни разу не наблюдалось. (Именно этот факт, судя по всему, «скрывал» это облако от глаз учёных в предыдущие годы - большинство аппаратов ведут съемку поверхности Марса в середине дня или после обеда, т. е. когда оптимальные условия освещенности).

Данный погодный феномен, очевидно, имеет четкую сезонность - облако формируется течение ~80 дней в зимний период (по времени ближе к зимнему солнцестоянию). Любопытно, что в целом в это время года облака на Марсе редки. Плотность облака варьирует день ото дня, и вероятно, порой оно может создавать подобие «пасмурной» погоды в прилежащих регионах планеты.

EeE8JkYWsAcn41_.jpeg


Это открытие, наравне с другими, показывает, что несмотря на кажущуюся простоту, марсианская атмосфера имеет свои особенности, и еще наверняка сможет нас не раз удивить. Ведь еще лет 30 назад считалось, что ничего сложнее легкой дымки и пылевых бурь в небесах Марса не возникает...

 
Реклама
Роскосмос:
31.07.2020 16:12
Николай Тихонов выбыл из состава отряда космонавтов
photo_2020-07-31_16-21-36.jpg


31 июля 2020 года расторгнут трудовой договор с космонавтом-испытателем Николаем Тихоновым.

Николай Тихонов зачислен в отряд космонавтов в 2006 году. В июне 2009 года, после прохождения курса общекосмической подготовки, на заседании Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель». В дальнейшем проходил подготовку в составе группы специализации и совершенствования по программе МКС.

С июня 2015 года по октябрь 2016 года готовился в составе дублирующего экипажа МКС-49/50 в качестве бортинженера ТПК «Союз МС-02» и бортинженера МКС-49/50. С декабря 2017 года по апрель 2018 года Н. Тихонов проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-57/58 в качестве бортинженера ТПК «Союз МС-10». Состав экипажа был изменен в связи с пересмотром программы полета МКС.

С июня 2018 года по февраль 2020 года космонавт проходил подготовку в составе экипажа МКС-63 в качестве командира ТПК «Союз МС-16» и бортинженера МКС-63. С февраля по июль 2020 года проходил подготовку в составе группы специализации и совершенствования по программе МКС.

Николай Тихонов принял решение уйти из отряда космонавтов в связи с появившимися новыми данными о состоянии здоровья.

В настоящее время в отряде космонавтов Роскосмоса — 31 человек, из них 23 действующих космонавта и 8 кандидатов в космонавты-испытатели.
 
Hirurg, жаль, что у него так и не получилось слетать :oops:

Возможности-то были:

(1)

22 июня 2015 года решением Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы экипажей пилотируемых кораблей и станций он назначен бортинженером дублирующего экипажа корабля «Союз МС-02» (экспедиция МКС-49/50)

(2)

6 июля 2015 года в составе основного экипажа МКС 51/52 вместе с Александром Мисуркиным и Марком Ванде Хеем приступил к подготовке в ЦПК имени Ю.А. Гагарина. 13 сентября 2016 года в связи с решением ГК «Роскосмос» о сокращении с весны 2017 года российских экипажей МКС с трех до двух человек, Тихонов был выведен из состава основного экипажа корабля «Союз МС-04».

(3)

15 ноября 2016 года появилось сообщение о возможности его назначения бортинженером корабля «Союз МС-10». В связи с переносом запуска модуля «Наука» на 2019 год, экипаж корабля «Союз МС-10» был сокращён, и Тихонов Н. В. был выведен из состава основного экипажа корабля «Союз МС-10».

(4)

С апреля 2019 года проходил подготовку в качестве командира космических экспедиций МКС-63/64 и основного экипажа ТПК «Союз МС-16». За полтора месяца до старта Тихонов получил травму глаза, что привело к решению о замене экипажа на дублёров.

 
Роскосмос:
31.07.2020 18:10
Модуль «Наука» готов к отправке на Байконур
Телеканал «Россия-24»: новый модуль «Наука» для Международной космической станции готов к отправке из Центра Хруничева (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») на Байконур — об этом сообщил генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин. На космодроме модуль пройдет дополнительные испытания, а затем его в апреле 2021 года отправят на околоземную орбиту.
 
Роскосмос:
31.07.2020 18:48
Два спутника «Экспресс» выведены на орбиту
Этой ночью, 31 июля 2020 года в 00:25:19 мск, с космодрома Байконур выполнен успешный пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и российскими космическими аппаратами «Экспресс-103» и «Экспресс-80» на борту. Активный участок полета «Протона» продолжался в течение 587 секунд, после чего орбитальный блок был выведен на суборбитальную траекторию.

Затем разгонный блок «Бриз-М» начал выведение двух космических аппаратов на целевые орбиты. В ходе выведения было выполнено пять плановых включений его двигательной установки. В пятницу, 31 июля 2020 года, в 18:24 мск состоялось отделение аппарата «Экспресс-80» от разгонного блока «Бриз-М» на целевой орбите, еще чуть позднее, в 18:41 мск — «Экспресс-103». В настоящее время оба российских телекоммуникационных спутника были приняты на управление заказчиком запуска.

Довыведение спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103» осуществляется при помощи двигательной установки на базе двух электрореактивных двигателей СПД-100В. Довыведение совмещено с приведением космических аппаратов в рабочую точку, что позволяет сократить срок их ввода в штатную эксплуатацию. Срок довыведения спутника «Экспресс-80» составляет не более 152 суток, а «Экспресс-103» — не более 160 суток.

«Экспресс-80» и «Экспресс-103» — российские телекоммуникационные космические аппараты среднего класса, изготовленные в компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») на базе спутниковой платформы «Экспресс-1000Н». Они предназначены для обеспечения услуг фиксированной и подвижной связи, цифрового телерадиовещания, высокоскоростного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», а также передачи данных на территории Российской Федерации и в странах СНГ в C-, Ku- и L-диапазонах. Космические аппараты должны будут отработать не менее 15 лет.

Российский космический аппарат «Экспресс-80» предназначен для работы в орбитальной позиции 80° восточной долготы и оснащён 16 активными транспондерами в С-диапазоне, 20 активными транспондерами в Ku-диапазоне и двумя активными транспондерами в L-диапазоне. Космический аппарат «Экспресс-103», в свою очередь, предназначен для работы в орбитальной позиции 96,5° восточной долготы (103° восточной долготы — резервная позиция) и оснащён 16 активными транспондерами в С-диапазоне, 20 активными транспондерами в Ku-диапазоне и одним активным транспондером в L-диапазоне. В их состав входит полезная нагрузка, предназначенная для ретрансляции сигналов с цифровой модуляцией, принимаемых аппаратом как в непрерывном режиме, так и в режиме TDMA в односигнальном и многосигнальном режимах.
 
В 2020 году к Марсу отправились миссии разных стран. Но не все они могут добраться до цели: запуск зондов к другим планетам по-прежнему остается очень сложным делом
 
Салон КОСМОЛЁТА, Артемиде быть, Венера - активна: Космодайджест #70
 
Реклама
вот тут тоже подробный репортаж про Науку с кучей фотографий
 
Реклама
Я думал будет торможение двигателем перед приводнением.
Там торможение двигателем не предусмотрено, он же боком на парашютах висит. Либо посадка без парашюта вообще (по первоначальным планам), либо без двигателей, если об воду.
 
Назад