О космосе - общая ветка

Роскосмос:
02.09.2020 12:42
«Союз-5»: очередной этап пройден
Главный конструктор перспективной ракеты-носителя «Союз-5» Александр Черевань рассказал об этапах работы по созданию новой ракеты, её отличии от «Союза-2» и технологиях, которые впервые в истории Ракетно-космического центра «Прогресс» (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») будут применяться при производстве нового носителя.

Совершенно другой «Союз»
Для потребителя — заказчика пусковых услуг — ракета «Союз-5» от «Союза-2» отличается прежде всего грузоподъёмностью. На низкую околоземную орбиту ракета-носитель среднего класса «Союз-2» выводит порядка 8 тонн в зависимости от космодрома запуска. «Союз-5» — носитель тоже среднего класса, но на такую же орбиту, например, с космодрома Байконур будет выводить 17 тонн. Таким образом, у новой машины по массе полезной нагрузки характеристики лучше более чем в два раза.

Что касается компоновки ракеты-носителя «Союз-5», то она тоже принципиально отличается: «Союз-2» сконструирован по пакетно-тандемной схеме, а в «Союзе-5» применена тандемная компоновка, то есть ступени соединяются последовательно, а не параллельно, как в «пакете». Новая ракета будет двухступенчатой. Такая компоновка выгодней с точки зрения трудоёмкости изготовления, простоты конструкции, трудоёмкости подготовки изделия на стартовом и техническом комплексах. «Союз-5» сможет выводить различные полезные нагрузки на низкие околоземные орбиты, а с применением разгонного блока — на геопереходную и геостационарную орбиты, на отлётные траектории — решать достаточно широкий спектр задач.

Одно из серьёзных преимуществ новой ракеты в том, что у блоков «Союза-5» максимально возможные габаритно-массовые характеристики, при которых составные части ракеты возможно перевозить любым транспортом: автомобильным, железнодорожным и авиационным. Диаметр блока первой ступени составляет 4 100 мм при длине порядка 35 метров — груз таких габаритов возможно перевозить по железной дороге, кроме того, такой блок поместится и в самолёт Ан-124.

Отечественные комплектующие
В составе «Союза-5» будут применяться бортовые электрические системы, в том числе и система управления, создаваемые на отечественной элементной базе. Система управления эффективна как по габаритно-массовым характеристикам, так и по количеству решаемых задач. Впервые на новой ракете будет использоваться бесплатформенный инерциальный блок с чувствительными элементами на малогабаритных и лёгких волоконно-оптических гироскопах. Построение системы управления «Союза-5» с применением быстродействующей производительной бортовой вычислительной машины позволит минимизировать связи между ракетой и оборудованием технического и стартового комплексов. Это упростит процесс подготовки изделия, упростит и удешевит наземное оборудование. Возможности бортовой вычислительной машины обеспечат развёртывание всех режимов испытаний непосредственно на борту, а не на наземном оборудовании.

Особо нужно отметить, что согласно проекту, в составе ракеты-носителя «Союз-5» будут использоваться двигатели с лучшими в мире характеристиками по удельному импульсу тяги. Маршевый двигатель первой ступени РД-171 МВ разработки Научно-производственного объединения «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко и РД-0124МС разработки воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (входят в состав Госкорпорации «Роскосмос») на второй обеспечивают максимально возможные характеристики на паре топлива кислород — нафтил.

Главное — безопасность
На «Союзе-5» будет применяться система аварийной защиты двигателей. На всём участке работы двигателей, начиная с пуска, эта система позволит циклично с длительностью в несколько миллисекунд оценивать состояние двигателя по параметрам его работы. Такая система поможет выявить возможную аварийную ситуацию, предотвратить её дальнейшее развитие и своевременно выдать команду на выключение двигателя и команду «Авария» в полезную нагрузку. Система аварийной защиты устанавливается и на первой, и на второй ступенях новой ракеты-носителя. В случае возникновения аварийной ситуации на двигателе первой ступени она позволит сохранить ракету и стартовый комплекс, а на участке полёта второй ступени, если будет возможность продолжать полёт на одном из блоков двигателя, отключит две камеры аварийного блока, а две камеры второго блока будут работать. Такая схема впервые будет применяться на наших изделиях.

Новые материалы — новые технологии
Материал, из которого будут изготавливаться баки ракеты-носителя «Союз-5», — алюминиевый сплав 1580 — будет применяться впервые. По сравнению со сплавом, используемым при производстве «Союза-2», у него повышенные механические характеристики в сочетании с достаточно приемлемой стоимостью. Благодаря новому сплаву технические характеристики ракеты значительно повышаются.

Впервые в практике Ракетно-космического центра «Прогресс» на второй ступени применяется объединённое днище баков окислителя и горючего. Это позволяет снизить массу конструкции второй ступени, облегчить её по отношению к традиционной схеме, также это позволяет уменьшить габариты блока.

При производстве «Союз-5» будет использоваться сварка трением с перемешиванием. Этот новый технологический процесс и в РКЦ «Прогресс» для сборки-сварки баков будет применяться впервые. Оборудование, выполняющее автоматическую сварку трением с перемешиванием, производит российская компания ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель». Для «Союза-5» по заказу РКЦ «Прогресс» под сварку трением с перемешиванием деталей из алюминиевых сплавов «Сеспель» изготовит три установки и оснастку к ним. Согласно техническому заданию, установки должны обеспечивать сварку плит толщиной порядка 30 мм. Применение этого технологического процесса обеспечит сварку необходимых толщин за один проход, с высоким качеством и характеристиками. К концу III квартала первую установку доставят на наше предприятие. В рамках второго этапа приёмки на новом оборудовании в Чебоксарах был выполнен качественный сварной шов деталей из нового алюминиевого сплава 1580. Тем временем на нашем предприятии в цехе 2233 готовится фундамент для нового оборудования.

Первый пуск с Байконура
Ракета-носитель «Союз-5» может эксплуатироваться на разных космодромах. Пока пуски планируются с комплекса на Байконуре в рамках российско-казахстанского проекта «Байтерек». Но «Союз-5» сможет стартовать с любого космодрома — с Восточного и «Морского старта» — при условии, что будет создана соответствующая наземная инфраструктура: техническая позиция и стартовый комплекс.
 
Реклама
Бортжурнал Ивана Вагнера: космонавт Роскосмоса о физкультуре на МКС
 
Россия предложила космическим туристам расширенную программу полетов

Россия предлагает космическим туристам программы более длительного пребывания на орбите — до 30 дней вместо стандартных 10. Об этом на онлайн-форуме Global Satellite & Space Show заявил гендиректор «Главкосмоса» Дмитрий Лоскутов.

Также туристам могут быть предложены и другие дополнительные опции: выход в открытый космос, подготовка к полету в невесомости при помощи специальных самолетов, разработка и помощь в осуществлении собственной научной программы на орбите, создание специального набора питания, передает «РИА Новости».

В стандартный пакет обслуживания космического туриста входит медицинское обследование, подготовка в Звездном городке, непосредственно полет на МКС и возвращение на Землю, а также услуги по поиску и спасению вернувшегося туриста.

Ранее в российском представительстве компании Space Adventures (американский компании, которая организует полеты космических туристов) агентству сообщили, что заключены контракты с космическими туристами, которые, как планируется, отправятся на МКС на «Союзе» в 2021 году. Официально стоимость полета не разглашается, но известно, что в 2001-2009 годах цена составляла от $20 млн до $50 млн.

В июле глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин рассказал, что специалисты готовы организовать для туристов выход в открытый космос вместе с профессионалами и устроить всё так, чтобы «никто там не отцепился». Он уверен, что такая услуга будет востребована.

РКК «Энергия» и компания Space Adventures Inc. подписали 25 июня контракт на отправку двух космических туристов на МКС в 2023 году. Он предусматривает в том числе выход в отрытый космос.

Вместе с тем космонавт Геннадий Падалка заявил, что человек, который выйдет в открытый космос без длительных тренировок, не сможет там ничего сделать самостоятельно. Таким образом, это, по его мнению, будет «вынос туриста в открытый космос».

 
Украинское оборудование модуля «Наука» для МКС заменили российским

На новом модуле «Наука», который должен отправиться к Международной космической станции в 2021 году, всё украинское оборудование заменено российским. Об этом заявил главный конструктор КБ «Салют» Центра Хруничева Сергей Кузнецов в среду, 2 сентября.

Прежняя система управления, разработанная харьковским «Хартроном», заменена на российскую, созданную РКК «Энергия», рассказал он в интервью журналу «Русский космос» (издание «Роскосмоса»).

19 августа модуль «Наука» доставили из Москвы на космодром Байконур. Сотрудники начали испытания объекта. Запуск предварительно назначен на весну 2021 года.

«Науку» начали конструировать в 1995 году как дублер модуля «Заря». В 2004 году было принято решение переоборудовать ее в полноценный модуль. Изначально запуск планировался на 2007 год, но по разным причинам многократно откладывался.

В 2013 году испытания выявили посторонние частицы в топливной системе модуля, после вскрытия и промывки баков они устранены. Гарантийный срок эксплуатации модуля — до 2027 года, но специалисты уверены, что он проработает не менее 15 лет, заявил Кузнецов.

 
Российский сегмент МКС пока :D не готов к автономной работе - Роскосмос

Москва. 2 сентября. ИНТЕРФАКС - Для перехода на полностью автономную работу российскому сегменту МКС понадобится еще несколько модулей, заявил исполнительный директор "Роскосмоса" по пилотируемым программам Сергей Крикалев.

"Да, наверное, смогут, но присоединение других модулей с определенным функционалом все-таки потребуется. Все будет зависеть от конкретных условий", - сказал Крикалев в интервью официальному изданию "Роскосмоса" "Русский Космос", отвечая на вопрос, сможет ли российский сегмент МКС использоваться автономно.

По его словам, в "Роскосмосе" могут рассмотреть вопрос об отделении российского сегмента от американского, "если по каким-либо причинам будет принято решение о прекращении работы станции, а у нас останутся модули, продолжение эксплуатации которых будет целесообразно".

"Сейчас становится понятным: вложив так много труда в создание российского сегмента МКС, получив опыт эксплуатации этой станции, просто взять и прекратить работу - мягко говоря, нецелесообразно. Поэтому мое личное мнение: в ближайшие 10 лет МКС продолжит свое существование в том или ином виде", - добавил Крикалев.

В середине мая глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин сообщил, что Ракетно-космическая корпорация "Энергия" под руководством Игоря Озара, занявшего должность исполняющего обязанности гендиректора, займется разработкой концепции новой орбитальной станции.

Позднее Рогозин сообщил о планах создания собственной космической станции после 2030 года. По его словам, на станции будут осуществляться дозаправка спутников и сборка аппаратов для освоения дальнего космоса.

В станции планируется использовать часть новых российских модулей, разрабатываемых для МКС, в том числе узловой и энергетический.

В декабре 2019 Рогозин сообщил, что Россия может отказаться от запуска узлового и научно-энергетического модуля ради создания лунной станции. "Мы должны взвесить, есть ли смысл отправлять последующие модули на МКС, если жизнь МКС уже понятна, это 2028 год, а у этих модулей будет ресурс 15-20 лет. Стоит ли их отправлять на три-четыре года, чтобы потом топить в океане вместе со станцией? Я не уверен", - отметил глава "Роскосмоса".

Скончавшийся в мае от коронавируса генконструктор "Энергии" Евгений Микрин ранее называл целесообразным после завершения проекта МКС создание российской орбитальной станции, не исключив при этом международное участие в проекте.

"На эту станцию можно будет перенести все дорогостоящее оборудование с российского сегмента МКС. Она будет состоять из пяти модулей. Первые три - МЛМ, узловой и НЭМ с МКС - плюс ещё два новых. Она будет иметь массу 60 тонн", - заявлял Микрин.

 
Источник: второй в году запуск спутников "Гонец" предварительно запланирован на 16 ноября
Первый состоится 28 сентября

МОСКВА, 2 сентября. /ТАСС/. Второй запуск спутников связи "Гонец-М", во время которого на орбиту отправятся три аппарата, в 2020 году предварительно планируется в середине ноября. Об этом сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.

"Предварительно запуск стоит на 16 ноября", - отметил собеседник агентства.

Ранее гендиректор компании "Информационные спутниковые системы" имени М. Ф. Решетнева (ИСС) Николай Тестоедов сообщил ТАСС, что РФ в 2020 году запустит не три, а шесть спутников "Гонец-М". По его словам, один пуск запланирован на сентябрь, еще один - на ноябрь.

Первый запуск спутников связи "Гонец-М" на ракете-носителе "Союз-2.1б" с космодрома Плесецк состоится 28 сентября в 14:20 мск. На орбиту также будут выведены три аппарата. До этого "Гонцы" запускались на конверсионной ракете-носителе "Рокот".

"Гонец" - единственная российская низкоорбитальная система подвижной спутниковой связи, предназначена для глобального обмена информацией с подвижными и стационарными объектами, а также для организации каналов ретрансляции в различных целях.

 
Российский сегмент МКС пока :D не готов к автономной работе - Роскосмос
Ну так американский сегмент перманентно не готов.
То кухня не работает, то утечки, ну и главный герой "Хьюстон, у нас проблемы" - туалет.
 
Я вот понять не могу: зачем обсуждать возможность автономного функционирования отдельных частей станции? Оно же все равно вместе летает, и явно будет летать по меньше мере до 2030 года. В чем прикол?

Если прикол в отделении российского сегмента и создании из него отдельной космической станции после завершения эксплуатации МКС, то пока все идет к тому, что станция будет летать долго и до физического износа основных компонентов, и ключевым моментом кхм здесь я вижу выход из строя двигательных установок, расположенных как раз-таки на российском сегменте! Отказ американцев от МКС кажется невозможным, пока Китай строит и эксплуатирует свою станцию.

Поэтому все это видится мне воспаленными фантазиями отдельных деятелей. Особенно нелепо выглядят некоторые эксперты, которые рисуют процесс так: вот щас как отделимся, поднимем орбиту до более высокой и будем территорию родной страны изучать. Алло, для наблюдения земной поверхности нынче достаточно небольшого флота из копеечных кубосатов, а не крупная станция. А если нужна наука - то просто запускайте модули, хоть к МКС, хоть куда - вот только рабочие, и желательно чаще, чем один в 15 лет.

Очередной Рогозинский бумажный проект же.
 
Оно же все равно вместе летает, и явно будет летать по меньше мере до 2030 года. В чем прикол?
Американцы планируют МКС затопить в 2024. У них же новый прожект - Гейт или как там его, короче МКС на орбите Луны.
Правда там еще конь не валялся и скорее всего эксплуатацию МКС продлят просто потому, что до Гейта при самом рассамом раскладе лет 15-20 еще.
 
Реклама
Американцы планируют МКС затопить в 2024. У них же новый прожект - Гейт или как там его, короче МКС на орбите Луны.
Правда там еще конь не валялся и скорее всего эксплуатацию МКС продлят просто потому, что до Гейта при самом рассамом раскладе лет 15-20 еще.
Нет. Давно внесен законопроект, позволяющий продлить финансирование станции до 2030 г.:
Так как Китай строит свою станцию на НОО, то его принятие, несмотря на всякие Артемиды и Гейтвэи, кажется чисто техническим вопросом.

МКС еще поживет.
 
Так как Китай строит свою станцию на НОО, то его принятие, несмотря на всякие Артемиды и Гейтвэи, кажется чисто техническим вопросом.
скорее всего эксплуатацию МКС продлят просто потому, что до Гейта при самом рассамом раскладе лет 15-20 еще.
Противоречия нет. Но официальная позиция НАСА пока такая - МКС до 2024. Поэтому Роскосмосу и приходится транслировать бред, про то, что если что мы ух и без американцев сможем. Или им надо отвечать - вон там наши лоббисты подали законопроект в Конгресс?
 
Противоречия нет. Но официальная позиция НАСА пока такая - МКС до 2024.
тут все опять же слегка сложнее - эта позиция не означает, что МКС просто болтается там до 2024 а потом ее топят
план такой, что Axiom начинает строить и пристыковывать к МКС свои новые модули, постепенно станция коммерциализируется и уходит частникам - они что-то из имеющегося наверное оставят и будут пользоваться, а часть выбросят

при этом наверняка у Axiom сроки готовности модулей будут ползти вправо, так что и жизнь МКС будут продлять по необходимости
 

Тссс... не палите контору!
Странно, что наши не вопят на всех площадях: "Янки собрались на Луну на ракетах 1980 года"
И если мне не изменяет склероз, то точно такое же видео на том же самом месте, по той же тем было лет 5 назад ;)
 
ESQcAM0WkAAA_Qe.jpeg


В ближайшие дни Китай планирует запустить некую вундервафлю, скорее всего - аналог американского X-37B (слухи с профильных форумов).

Предсказываю, что наши скоро вспомнят про Клипер ;)
 
Реклама
Предсказываю, что наши скоро вспомнят про Клипер ;)
они и без китайцев о нём регулярно вспоминают.
Где-то срабатывает таймер, и начинается:
1) а вот мы ещё в 19xx году могли бы......
2) X37 --- это копия нашего Клиппера.....
и т.д. и т.п.
 
Назад