О космосе - общая ветка

Реклама
Поехали!


так вроде уже строят, я в августе там катался, краны стояли
 
 
Посмотрел на выходных новый документальный мини-сериал Challenger: The Final Flight:


Честно говоря, посмотрел я его даже дважды… ибо одного раза оказалось мало. Всем интересующимся советую (собстно, не зря были хорошие отзывы в твиттере). Хорошо показана история миссии, аварии и ее расследования. Для полноты не хватило только подробного разбора процесса разрушения челнока, но это все-таки документалка для широкой публики, а интересующие нердов нюансы аэродинамических перегрузок легко найти в официальных репортах (в т.ч. прямо на канале НАСА в Youtube).

Но лично для меня главной фишкой сериала стало обилие документальных съемок раннего этапа программы Space Shuttle. Некоторые из них я не видел совсем, некоторые впервые представлены в качестве. Подробности подготовки Шаттлов, быта астронавтов на космодроме и на борту челноков, и… общая атмосфера вдохновения. Потому, если задуматься, первая половина восьмидесятых - последнее на сегодня время, когда пилотируемая американская космонавтика казалась крутой.

Это было развеселое время! На несколько лет люди поверили, будто в космос скоро можно летать почти так же легко, как летом на отдых. НАСА запускало шаттлы иногда по два раза за месяц (типа как SpaceX нынче пуляет Старлинки). Система спасения? Да нет, все вполне безопасно - кому она нужна. Скафандры на старте? Зачем они в нашем прекрасном будущем, внезапно ставшим умопомрачительным настоящим — НАСА сошьет красивые голубые костюмы. А для Джудит Резник — даже короткие шортики (уверен: видео с первого рейса Дискавери до сих пор пересматривает Тарантино). Запихнуть в челнок 8 человек? Легко (STS-61-A). Хочешь лететь — учись, мы объявляем новый большой набор астронавтов. Научишься — полетишь, нет, даже пять новичков сразу берем в один экипаж. Найдем только кого-нибудь с опытом в командиры, хотя... как с опытом — одного предшествующего полета хватит (STS-41-D). А можно даже вообще не быть астронавтом — можно просто учителем, лети и учи детей прямо с орбиты на дистанционке. Потом и детей к тебе тоже отправим. А что? Вывести несколько спутников? Не вопрос! Забрать с орбиты парочку и привести назад на Землю? Плевое дело! Молния ударила в башню обслуживания за полтора часа до полета? К черту, летим. Твердотопливные ускорители вот-вот прогорят? Не прогорят, мы же славные ребята, все будет отлично. Сериал наглядно показывает, и как было отлично, и как в 11 часов 38 минут 28 января 1986 года перестало.

А после Челенджера особого кайфа в пилотируемых полетах больше не было. Шарм челноков скрывался в том, что это был самолет в космос, который вот-вот откроет дорогу к звездам не только для бравых и бесстрашных вояк-летчиков, а для тебя и меня. А оказалось нет — никакой это не трак на орбиту, и летать на шаттле не молодым парням и девчонкам с горящими глазами, а суровым и молчаливым усатым дядькам. Вот они-то до сих пор и летают. Ведь быть астронавтом — это все ж не исполнение мечты о космосе, а все еще подвиг по расписанию.

 
Посмотрел на выходных новый документальный мини-сериал Challenger: The Final Flight:


Честно говоря, посмотрел я его даже дважды… ибо одного раза оказалось мало. Всем интересующимся советую (собстно, не зря были хорошие отзывы в твиттере). Хорошо показана история миссии, аварии и ее расследования. Для полноты не хватило только подробного разбора процесса разрушения челнока, но это все-таки документалка для широкой публики, а интересующие нердов нюансы аэродинамических перегрузок легко найти в официальных репортах (в т.ч. прямо на канале НАСА в Youtube).

Но лично для меня главной фишкой сериала стало обилие документальных съемок раннего этапа программы Space Shuttle. Некоторые из них я не видел совсем, некоторые впервые представлены в качестве. Подробности подготовки Шаттлов, быта астронавтов на космодроме и на борту челноков, и… общая атмосфера вдохновения. Потому, если задуматься, первая половина восьмидесятых - последнее на сегодня время, когда пилотируемая американская космонавтика казалась крутой.

Это было развеселое время! На несколько лет люди поверили, будто в космос скоро можно летать почти так же легко, как летом на отдых. НАСА запускало шаттлы иногда по два раза за месяц (типа как SpaceX нынче пуляет Старлинки). Система спасения? Да нет, все вполне безопасно - кому она нужна. Скафандры на старте? Зачем они в нашем прекрасном будущем, внезапно ставшим умопомрачительным настоящим — НАСА сошьет красивые голубые костюмы. А для Джудит Резник — даже короткие шортики (уверен: видео с первого рейса Дискавери до сих пор пересматривает Тарантино). Запихнуть в челнок 8 человек? Легко (STS-61-A). Хочешь лететь — учись, мы объявляем новый большой набор астронавтов. Научишься — полетишь, нет, даже пять новичков сразу берем в один экипаж. Найдем только кого-нибудь с опытом в командиры, хотя... как с опытом — одного предшествующего полета хватит (STS-41-D). А можно даже вообще не быть астронавтом — можно просто учителем, лети и учи детей прямо с орбиты на дистанционке. Потом и детей к тебе тоже отправим. А что? Вывести несколько спутников? Не вопрос! Забрать с орбиты парочку и привести назад на Землю? Плевое дело! Молния ударила в башню обслуживания за полтора часа до полета? К черту, летим. Твердотопливные ускорители вот-вот прогорят? Не прогорят, мы же славные ребята, все будет отлично. Сериал наглядно показывает, и как было отлично, и как в 11 часов 38 минут 28 января 1986 года перестало.

А после Челенджера особого кайфа в пилотируемых полетах больше не было. Шарм челноков скрывался в том, что это был самолет в космос, который вот-вот откроет дорогу к звездам не только для бравых и бесстрашных вояк-летчиков, а для тебя и меня. А оказалось нет — никакой это не трак на орбиту, и летать на шаттле не молодым парням и девчонкам с горящими глазами, а суровым и молчаливым усатым дядькам. Вот они-то до сих пор и летают. Ведь быть астронавтом — это все ж не исполнение мечты о космосе, а все еще подвиг по расписанию.

Спасибо. Если кого интересует эпоха начала программы Шаттлов есть замечательная книга Майка Маллейна "Верхом на ракете". Там и про Челленджер не мало, он был близким другом Джудит Резник, и вообще про НАСА....
 
Реклама
Роскосмос:
28.09.2020 12:17
Экипаж МКС открыл люки и приступил к штатной работе
Экипаж 63-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию завершил операции по открытию люков и приступил к штатной работе во всех сегментах станции.
Данные об уровне атмосферы были переданы специалистам на Земле. Группа управления полётом МКС анализирует поступившую информацию, чтобы определить уровень и возможное место утечки на основе точных данных, полученных по результатам изоляции экипажа на российском сегменте станции.
 
Роскосмос:
28.09.2020 17:17
Корабль «Союз МС-17» допущен к заправке
На космодроме Байконур состоялось заседание технического руководства, на котором было принято решение о допуске транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-17» к заправке.

Сегодня, 28 сентября 2020 года, специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва и профильных предприятий Госкорпорации «Роскосмос» приступают к плановым операциям по заправке космического корабля топливными компонентами и сжатыми газами. После окончания работ на заправочной станции «Союз МС-17» вернется в монтажно-испытательный корпус площадки № 254.

Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «Союз МС-17» по программе 63-й и 64-й основных экспедиций к Международной космической станции запланирован на 14 октября 2020 года с космодрома Байконур.
 
Последнее редактирование:
Роскосмос:
29.09.2020 09:51
Система Союз-2/Фрегат продемонстрировала новые уникальные возможности
В понедельник, 28 сентября 2020 года, в 14:20 по московскому времени состоялся запуск блока космических аппаратов «Гонец-М» № 16 с использованием ракеты-носителя «Союз-2.1б» и разгонного блока «Фрегат» с космодрома Плесецк. В рамках данного запуска было осуществлено попутное выведение кластера из 19 малых космических аппаратов в интересах российских университетов и иностранных заказчиков.

Уникальностью данной миссии являются орбиты выведения, которые были сформированы разгонным блоком «Фрегат». Вначале он вывел основную полезную нагрузку (БКА «Гонец-М») на круговую орбиту с высотой 1 500 км и наклонением 82,5°. После успешного отделения основной полезной нагрузки разгонный блок в течение двух часов сформировал солнечно-синхронную круговую орбиту в соответствии с требованиями малых космических аппаратов — высота 575 км, наклонение 97,67 град. За два часа «разгонник» обеспечил изменение наклонения орбиты на 15°, а высоты орбиты — на 925 км.

Целевые орбиты основной полезной нагрузки и попутных малых аппаратов были сформированы с высочайшей точностью и минимальными отклонениями от расчетных параметров. Такая гибкость в части формирования целевых орбит является уникальной для средств выведения и не имеет аналогов на мировом рынке услуг по запуску. Данный пуск вновь доказал техническое совершенство системы пуска ракеты-носителя «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат» и ее возможности для реализации в рамках одного пуска нескольких целевых задач.
 
Уникальностью данной миссии являются орбиты выведения, которые были сформированы разгонным блоком «Фрегат». Вначале он вывел основную полезную нагрузку (БКА «Гонец-М») на круговую орбиту с высотой 1 500 км и наклонением 82,5°. После успешного отделения основной полезной нагрузки разгонный блок в течение двух часов сформировал солнечно-синхронную круговую орбиту в соответствии с требованиями малых космических аппаратов — высота 575 км, наклонение 97,67 град. За два часа «разгонник» обеспечил изменение наклонения орбиты на 15°, а высоты орбиты — на 925 км.

Целевые орбиты основной полезной нагрузки и попутных малых аппаратов были сформированы с высочайшей точностью и минимальными отклонениями от расчетных параметров. Такая гибкость в части формирования целевых орбит является уникальной для средств выведения и не имеет аналогов на мировом рынке услуг по запуску. Данный пуск вновь доказал техническое совершенство системы пуска ракеты-носителя «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат» и ее возможности для реализации в рамках одного пуска нескольких целевых задач.
Стоит отметить, это чистая правда и реальный повод для гордости, в отличие от бесконечной и тупой рогозинской бравады.

Ни одна из коммерчески доступных ракет больше не может так развозить спутники по орбитам. Думаю, задача вполне по силам Центавру, но ни Atlas V, ни Delta IV Heavy недоступны для частных заказов. На сегодняшний момент, гибкий функционал разгонных блоков (в сочетании с их доступной ценой) является киллер-фичей наших ракет. К сожалению, санкции, вступающие в силу через пару лет, могут здорово помешать ее использованию.

Примечательно, что после всех этих кульбитов, разгонник удалось еще и сразу свести с орбиты и затопить.
 
shiro, вы можете объяснить на пальцах, человеку далёкому от баллистики, в чём уникальность этой операции.
В точности позиционирования?
Или в том, что разгонный блок может несколько раз включаться и корректировать орбиту?
 
Реклама
shiro, вы можете объяснить на пальцах, человеку далёкому от баллистики, в чём уникальность этой операции.
В точности позиционирования?
Или в том, что разгонный блок может несколько раз включаться и корректировать орбиту?
Ну я тоже далек от баллистики, но дело в сочетании разных факторов:

1) возможность многократных повторных включений РБ, в т. ч. с перерывами в несколько часов;
2) существенный запас топлива для коррекций орбиты в довольно широком диапазоне;
3) приемлемая точность позицирования;
4) это недорого, поэтому доступно для создателей даже кубосатов.

Технология не то чтоб очень сложна, но ни Фальконы, ни Арианы, ни индусы с японцами такого коммерческим заказчикам не предлагают. Довольно актуально для солнечно-синхронных орбит: у операторов спутников там обычно небольшие бюджеты, а требования к орбите (т.к. спутники обычно занимаются наблюдением за поверхностью планеты) совершенно конкретные.
 
Назад