Космический 2024-й завершен. Давайте же подведем его итоги!
Сразу оговорюсь: все глубоко субъективно, нумерация мест не имеет большого значения, а про что-то я мог просто забыть.
Итак:
# УСПЕХИ ГОДА
1.
Частота пусков ракет Falcon 9. 134 старта за календарный год – более чем впечатляющее достижение, даже с учетом 1 аварии второй ступени, случившейся летом. Резко снизился межполетный интервал первых ступеней: грубо говоря, с двух месяцев до одного, а несколько бустеров перевалили за рубеж в 20+ полетов.
2.
Массовое производство спутников Старлинк. Впервые в мировой истории космические аппараты производятся партиями, исчисляемыми сотнями в месяц, и более чем полутора тысячами в год. При этом, речь не идет о каких-нибудь кубосатах, а о спутниках массой более полутонны.
3.
Доставка лунного грунта «Чанъэ-6«. Впервые в мировой истории на Землю доставлены образцы грунта с обратной стороны Луны.
4.
Испытания Старшипа. Перспективы Старшипа как проекта в целом – для меня вопрос по-прежнему спорный, но давайте признаем: возврат на башню бустера СуперХэви и управляемое приводнение Старшипа – это было очень, очень круто.
5.
Китайский «государственный» космос. Спутники строятся, станция «Тзяньгун» летает, а ракеты стартуют – да, не самые эффективные, не самые экологичные (мягко скажем), не самые красивые, но свою функцию они выполняют. Во многом благодаря всем этим «Чанчжэн» -2C, -2D, -3B/E и проч., история эксплуатации которых имеет корни еще в 1980-90е гг., Китай занял второе место по орбитальным пускам вот уже который год.
6.
Продолжение международного сотрудничества на МКС. С учетом происходящего на Земле – чем не достижение?
7.
Продолжение безаварийной серии «Роскосмоса». Да, пусков все меньше, но аварий действительно нет. Помимо привычно надежных «Союзов», отметим и успешный старт «Ангары-5» с РБ «Орион» с Восточного.
8.
Полярные сияния. Их было более чем достаточно, и впервые за несколько десятилетий их можно было легко наблюдать в средних широтах. Было красиво!
9.
H3. Японцы, вроде как, довели до ума свою новую тяжелую ракету, и уже начали ее эксплуатировать.
10.
Живучий SLIM. Еще один успех Японии: первый аппарат на лунной поверхности, переживший пару лунных ночей.
11.
Джаред Айзекман – кратчайший путь из открытого космоса в (почти уже) кресло главы НАСА.
# НЕУДАЧИ ГОДА
1.
Пилотируемый тестовый полет «Старлайнера». Многое об этом написано, не вижу смысла повторять: серьезный провал Боинга – технический, финансовый, репутационный. При этом, будем честны – катастрофы не произошло, однако программа «Старлайнера» находится в глубоком кризисе.
2.
Индийская пилотируемая программа «Гаганьян». Многое ли вы слышали о ней в 2024 году? Вот потому она и оказалась в «неудачах» – серия беспилотных пусков в рамках этой программы, предназначенных для отработки систем будущего пилотируемого корабля, так и не началась (хотя ее обещают уже не один год). Сейчас «пилотажка» поглощает львиную долю ресурсов космического агентства Индии, и пока она не будет доведена до ума, многие другие проекты «стоят на паузе». Я бы оценил реалистичные сроки запуска первого индийского космонавта на индийском космическом корабле – в районе конца нынешнего десятилетия.
3.
«Ракеты есть – запускать нечего». Трудности с импортозамещением и проч. аспектами производства космических аппаратов в РФ: по многим проектам сроки сдвинуты вправо, новых практически не анонсируется. Сроки первого полета пилотируемого корабля нового поколения по-прежнему туманны. В обозначенных сроках создания станции РОСС публично выражали сомнения даже лояльные «Роскосмосу» эксперты.
4.
Комета C/2023 A3 (Цзыцзиньшань — ATLAS). Обещали ярчайшую комету в истории, а получилась какая-то клякса на вечернем небе, различимая все больше через бинокль или хорошую фотооптику.
5.
Космические частники, кроме SpaceX. Одни традиционно «кормят завтраками», другие не оправдывают ожиданий, третьи и вовсе закрылись. Не могу вспомнить никого (кроме, возможно, Рокет Лаб), кто бы хорошо показал себя в этом году. В полной мере это относится и к китайским компаниям.
6.
Неудачи лунных частников. Отдельно выделим провал миссии Astrobotic Peregrine, ограниченный успех завалившейся набок посадочной платформы IM-1 и отмену лунохода VIPER. Space is hard, все так. Посмотрим, как у них с работой над ошибками...
7.
Кризис в JPL. Флагманский центр НАСА весь год трясло: две волны сокращений и де-факто приостановка работы над миссией по возврату марсианского грунта – нынешний директор Лори Лешин наглядно демонстрирует, что для этой должности мало быть «хорошим человеком», а надо уметь в лоббизм своих интересов, связи, а также пиар для прессы и политических деятелей.
8.
ULA. Вслед за первым успешным пуском Вулкана, последовала долгая пауза, а затем во втором пуске закапризничал ТТУ. Здесь все не так плохо, но это явно не те темпы и успехи, которых ждут от компании ее заказчики. А если добавить к этому слухи о предстоящей продаже компании... Некогда флагман американского космоса – определенно не в лучшей форме, хотя и обещает исправиться в 2025-м.
9.
Илон Маск и политика. Вне зависимости о того, как вы относитесь к Дональду Трампу, столь мощная и громкая поддержка будущему президенту США в его радикальных реформах американской бюрократии, способна дать Маску немало влиятельных врагов, способных навредить как самому бизнесмену, так и его компаниям.
10.
Программа Artemis. Посадочного лунного модуля до сих пор нет – и непонятно, появится ли он у Штатов раньше, чем у китайцев. Пока же НАСА продолжает переносить первый пилотируемый полет в рамках Artemis год за годом, и этому не видно конца.
11.
Virgin Galactic завершила полеты космоплана VSS Unity, так как эксплуатация космоплана оказалась дороже, чем продажа билетов. Новый суборбитальный корабль – в разработке, но отправится ли он в полет? Рано или поздно, узнаем...
Если кто захочет сравнить:
итоги 2023 года;
мои прогнозы на 2024 год.