О космосе - общая ветка

Я бы разделил пункт про "Старшип" на Старшип и Суперхэви.
Суперхэви -- достижение, которое найдёт применение в будущем.
Старшип -- уже совсем не новые в ушедшем году детские фантазии, замешанные на маниакальном стремлении к удешевлению производства, которые погубят будущий экипаж. (Как можно называться инженером и проверять, отгорят ли крылышки в двух полётах? А что у них там отгорит в 29- или 50-м полёте? С экипажем что будет отгорать?)
 
Реклама
Старшип -- уже совсем не новые в ушедшем году детские фантазии, замешанные на маниакальном стремлении к удешевлению производства, которые погубят будущий экипаж. (Как можно называться инженером и проверять, отгорят ли крылышки в двух полётах? А что у них там отгорит в 29- или 50-м полёте? С экипажем что будет отгорать?)
Экипаж планируется в очень отдалённом будущем, а для вывода старлинков отгорание непринципиально.
 
Вывод Старлинков на Фальконе -- вынужденная мера. Изначально планировали их выводить в бОльших количествах с помощью Старшипа.
С помощью Суперхэви?

А Старшип будет возвращаемой второй ступенью? Непонятно.
 
Последнее редактирование:
Почерпнул из прогнозов: Паркер пролетел в 6,1 млн км от Солнца и все ещё жив 😁
Вояджеры, несмотря на все перепетии, все ещё живы, оба, два!
Там вообще, по сути, все кроме Dream Chaser – сбылось :sneaky:
Хороший прогноз – осторожный прогноз :lol:
 
Разобравшись с итогами прошлого года, давайте определимся – чего ждать от 2025-го в космонавтике.

Прогнозы – дело неблагодарное, поэтому просто прикинем, за чем стоит следить в предстоящем году:

- Дальнейший рост частоты пусков Falcon 9: целью SpaceX на 2025 г. названо «около 180 стартов»; при сохранении текущего темпа это кажется вполне выполнимой задачей (вероятно, потребуется лишь слегка нарастить темпы выпуска вторых ступеней). Большая часть ракет ожидаемо будут продолжать вывод спутников Старлинк. Falcon Heavy стартует 2 или 3 раза с полезной нагрузкой по линии военных.
- Продолжение испытаний Старшипа: впереди – важнейший год для разработки данной ракеты; для соответствия требованиям Artemis и марсианским амбициям Маска необходимо кратно увеличить частоту пусков и продемонстрировать орбитальные возможности Старшипа (в идеале – провести успешную перекачку топлива с одного корабля на другой).
- В США большой вопрос – как возвращение в Белый дом Дональда Трампа изменит лунную программу Artemis и программу по возврату образцов марсианского грунта (в которых Америке на пятки наступает Китай)? Реальна ли угроза SLS и Orion? И не будет ли отменен Старлайнер?
- Решающим можно назвать этот год и для Джеффа Безоса с его тяжелой ракетой New Glenn (первый полет которой ожидается уже в первой половине января) и конкурентом Старлинка – системой низкоорбитального интернета Amazon Kuiper. У последней горят сроки – до сих пор на орбиту выведены только несколько демонстрационных спутников, что создает риск потери частот, выделенных под Kuiper регулятором. (Получение разрешения на работу на определенных радиочастотах накладывает обязательства по развертыванию системы вещания, чего пока не происходит).
- Интересно, до какой степени китайцы смогут нарастить темпы вывода на орбиту своих интернет-группировок: вырвавшейся вперед относительно частной «Цяньфань» и чисто государственного проекта «Гован»? Пока впереди «Цяньфань», но у лоббистов проекта «Гован» должно быть достаточно ресурсов, чтобы определить шанхайских «выскочек» по количеству и общей пропускной способности спутников.
- Российская интрига – когда же состоится (давно ожидаемый) первый эксплуатационный пуск «Ангары» с соответствующей возможностям этой ракеты полезной нагрузкой? В многочисленных официальных видеосюжетах с Плесецка в последнюю пару лет не раз мелькали готовые блоки данной ракеты, однако очевидно, что степень готовности полезной нагрузки – куда ниже. Будем надеяться, что тяжелая «Ангара» дождется свой груз хотя бы в этом году.
- Индийская интрига: будет ли какое-то движение по «Гаганьяну»? Первый орбитальный пуск беспилотного прототипа пилотируемого корабля ожидается вроде как в марте, но за последнюю пару лет мы столько раз видели срывы сроков по этой программе, что делать прогнозы очень сложно.
- Где-то в середине года может полететь Dream Chaser Cargo с тестовой миссией на МКС.
- Также стоит следить за полетом Fram2 – туристический Crew Dragon на полярную орбиту (впервые человек пролетит над полюсами!)
- Японцы через пару месяцев попрощаются с ракетой Н-IIA, а летом должна залетать модификация Н3 без твердтопливных ускорителей – чистый водород на всем пути до орбиты, все как мы любим!
- Частники из США и Японии планируют очередной «налет» на Луну: совсем скоро стартуют посадочные аппараты Blue Ghost №1 от Firefly и Hakuto-R Mission 2 от ispace, вслед за ними – IM-2 от Intuitive Machines, позднее – Blue Moon от Blue Origin и вероятно Griffin от Astrobotic. Получится ли у кого в этом году? Готовим запасы попкорна!
- В апреле 2025 г. ожидается пролет зонда «Люси» мимо астероида внутреннего пояса (52246) ДональдДжохансон. (Предыдущий пролет «Люси» – мимо астероида Динкинеш оказался весьма интересным; надеюсь, что не разочарует и этот).
- Другие межпланетные миссии продолжат свою работу, однако сенсаций от них я бы не ждал – марсоходы Perseverance и Curiosity по-прежнему будут копаться в марсианских камнях, Вояджеры вновь будут превозмогать поломки, а BepiColombo, JUICE и Europa Clipper продолжат свой путь к объектам исследований. Солнечный зонд Паркер проведет еще как минимум 2 близких сближения с Солнцем, а сколько еще проживет Juno, оказавшаяся в радиационно насыщенной области вокруг Юпитера – это вопрос.
- в России стоит следить за сообщениями официальных лиц касаемо РОСС, программы автоматических лунных станций и пилотируемого корабля «Орел» – устоят ли заявленные для проектов сроки, или нас ждет новая череда переносов? Будет ли реальное движение по метановой Амур-СПГ с многоразовой первой ступенью? Решатся ли отменить «Союз-5»? Не надумают ли возобновить проектирование сверхтяжа? Услышим ли мы снова про пресловутый атомный буксир? Реальна ли противоспутниковая вундервафля, о разработке которой писала зарубежная пресса? Выльется ли во что-то (до сих пор весьма формальное) партнерство с Китаем? И наконец, насколько правдивы слухи о скорых проводах на пенсию ракеты «Союз-2.1в»?

Ну и по мелочи:

- Сможет ли Firefly нарастить частоту пусков своей ракеты Alpha? (Иначе им может быть туго).
- Сможет ли Рокет Лаб значительно продвинуться в разработке своей ракеты среднего класса «Нейтрон» (чтобы выйти на дебютный пуск в 2026-м)?
- Смогут ли китайские частники продвинуться дальше легких твердотопливных ракет и реализовать наяву свои красивые картинки с ракетами, так похожими на Фалькон 9? Смогут ли они реализовать многоразовость первой ступени? Будут ли у них в достаточном количестве заказы? Хватит ли денег?
- Сможет ли ArianeSpace / Avio добиться хоть сколько-нибудь приличной частоты запусков своих Ariane 6 и Vega C?
- Отдельная тема – сможет ли ULA нарастить частоту пусков «Вулкана»?
- Сможет ли астралийский стартап Gilmour успешно запустить свою ракету?
- Стартует ли со своей легкой ракетой кто-либо из европейских частников?
- Сможет ли Stoke Space добиться продвижения в своем проекте мини-старшипа? Получится ли что-то у Тома Мюллера в Impulse Space?
- Не загнется ли окончательно Relativity? А Virgin Galactic?
- Ну и наконец, отключат ли нам интернет, чтобы за всем этим можно было следить?

Поживем-увидим. Всем хорошего года!
 
Реклама
2024 год начался с того, что 8 января компания United Launch Alliance (ULA — объединение Boeing и Lockheed Martin) впервые запустила ракету-носитель тяжелого класса Vulcan Centaur. Эта ракета прошла долгий путь — ее начали разрабатывать еще в 2014-м.

Для США она символизирует окончательный разрыв отношений с РФ, ведь ее предшественница — ракета Atlas V — использовала российские двигатели РД-180, а на «Вулкане» стоят BE-4 от компании Blue Origin Джеффа Безоса. Такие же метановые двигатели — на ракете New Glenn основателя Amazon.

И наконец-то Роскосмосу удалось показать, что, возможно, и не зря структура осваивает бюджетные миллиарды рублей. Накануне Дня космонавтики, 11 апреля 2024 года, первый полет с космодрома Восточный совершила ракета «Ангара-А5».

«Ангара» по своим основным характеристикам похожа на «Вулкан»: на низкую околоземную орбиту они могут вывести 24,5 и 27 тонн груза. Только для «Ангары» работы пока нет. В России задач по выводу такой большой нагрузки не существует, да и сначала надо израсходовать запасы старых «Протонов». А коммерческие заказы практически невозможны из-за дороговизны (пуск «Ангары» оценивается в 100 млн долларов) и антироссийских санкций.

Роскосмос имел шанс отличиться запуском сразу двух новинок. Изначально на конец 2024 года был запланирован первый запуск ракеты «Союз-5». Но, как обычно, что-то пошло не так, и сроки запуска ракеты с космодрома Байконур уехали как минимум на декабрь 2025-го. Впрочем, это и неважно. По словам Юрия Борисова, все равно надо разрабатывать новую многоразовую ракету, которая сделает запуски спутниковых группировок не такими дорогими.

Илон Маск с ракетой Falcon 9 сделал космос доступным для людей. Если не брать в расчет уникальные туристические миссии Роскосмоса на МКС, то простым людям были доступны только суборбитальные полеты. Это как аттракцион: вас подбрасывают на высоту чуть более 100 км, чтобы пересечь формальную границу космоса, и вы потом падаете вниз, испытывая краткосрочную невесомость. Так людей катает, например, Джефф Безос на ракете New Sheppard.

Илон Маск же реализовал настоящий космический полет: корабль Crew Dragon в рамках программы Polaris Dawn провел на орбите неделю, а члены его экипажа выходили в открытый космос. И среди них не было ни одного профессионального космонавта! Прогулки за пределами атмосферы теперь доступны простым людям, были бы деньги на оплату услуг.

За чередой успехов невозможно скрыть колоссальный провал одной крупной космической компании. И это не постоянно срывающий сроки Роскосмос. Речь идет об американском Boeing. Гиганта в очередной раз подвел маленький космический корабль Starliner. Инженеры так и не смогли избавить его от детских болезней — рядовой полет к МКС астронавтов Бутча Уилмора и Суниты Уильямс чуть не обернулся катастрофой: в полете отказывали двигатели и была зафиксирована утечка гелия.

В итоге Boeing задумался о полной продаже космического подразделения — оно приносит только проблемы и убытки. Компания, которая стояла у истоков космонавтики, оказалась в аутсайдерах.

2024 год показал, что глобальные потрясения не мешают человечеству осваивать новые горизонты, и задал новые темпы развития. А если не поспеваешь — готовься к судьбе «Боинга».
 
Назад