О космосе - общая ветка

Роскосмос:
24.02.2021 18:30
РН «Союз-2» с КА «Арктика-М» готова к вывозу
На космодроме Байконур 24 февраля 2021 года состоялось заседание Государственной комиссии по проведению летных испытаний космических комплексов социально-экономического, научного и коммерческого назначения о готовности к вывозу на стартовый комплекс и проведению работ по подготовке к пуску ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и первым космическим аппаратом «Арктика-М» для мониторинга климата и окружающей среды в арктическом регионе.

По результатам подготовки ракеты-носителя и наземной инфраструктуры Госкомиссия приняла положительное решение о вывозе ракеты космического назначения из монтажно-испытательного корпуса, где днем ранее выполнена ее общая сборка, и установке в вертикальное положение на стартовом комплексе площадки № 31 («Восток»). Начало работ по транспортировке на стартовую площадку запланировано на 05:30 по московскому времени 25 февраля, после чего начнутся работы по графику первого стартового дня.

Старт ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и космическим аппаратом «Арктика-М» запланирован на 28 февраля. Космические аппараты «Арктика-М», создаваемые в Научно-производственном объединении имени С.А. Лавочкина (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»), предназначены для информационного обеспечения при решении задач оперативной метеорологии, гидрологии, агрометеорологии, мониторинга климата и окружающей среды в Арктическом регионе.
 
Реклама
РИА НОВОСТИ:
НАСА опубликовало снимок корабля "Прогресс" с помятой антенной
12:30 18.02.2021 (обновлено: 13:29 18.02.2021)
МОСКВА, 18 фев - РИА Новости. Космический центр имени Джонсона (входит в НАСА) на своей странице в соцсетях опубликовал снимок грузового корабля "Прогресс МС-16", причаливающего к Международной космической станции (МКС), на котором видны помятые антенна и элемент системы сближения "Курс".
В среду "Прогресс МС-16" был пристыкован к МКС космонавтом Сергеем Рыжиковым с помощью ручного телеоператорного режима управления, после того как на дальности около 20 метров до станции грузовик отклонился от оси причаливания (крен составил более 30 градусов). Причины сбоя в системе "Курс" сейчас выясняют специалисты "Роскосмоса".

Позже источник РИА Новости в ракетно-космической отрасли сообщил, что проблема при стыковке была вызвана повреждениями антенны и элементов системы "Курс", полученными либо при сбросе головного обтекателя ракеты-носителя "Союз-2.1а" в ходе выведения корабля на орбиту, либо при накатке обтекателя в ходе наземной подготовки к запуску.

На снимке, представленном Космическим центром имени Джонсона, виден сближающийся с МКС корабль "Прогресс МС-16". При этом на грузовике одна из чашек антенны "Курса" помята, а также поврежден металлический элемент системы.

Аналогичная ситуация произошла в июле 2020 года на предыдущем корабле "Прогресс МС-15". При его стыковке к МКС также были замечены отклонения в работе системы "Курс", но тогда причаливание прошло в автоматическом режиме. После этого в пресс-службе "Роскосмоса" сообщили РИА Новости, что специалисты внесут незначительные доработки в конструкцию головного обтекателя.

Повреждение элемента системы "Курс" также видно на опубликованном на сайте "Роскосмоса" снимке "Прогресса МС-13", прибывшего на МКС в декабре 2019 года.
Головной обтекатель ракеты "Союз-2.1а" защищает корабль "Прогресс" при его выведении на орбиту и сбрасывается через три минуты после старта.

Фото NASA
prigress16.jpg
 
Последнее редактирование:
пока Роскосмос свой сверхтяж сворачивает, китайцы своему дали зеленый свет

это опять же на тему "Россия уходит от США к Китаю со своим опытом и разработками" и у кого там разработки, а у кого папье-маше "ОКР"

Интересно, как официальное решение по Long March 9 скажется на проекте «ракеты 921»? Напомню, это такой проект «китайского Falcon Heavy», где в качестве первой ступени планируются три центральных блока Long March 5 (с проверенными двигателями YF-100). Такой носитель должен иметь весьма впечатляющую грузоподъемность до 25 тонн к Луне, и подразумевает «двухпусковую» схему пилотируемой лунной экспедиции.

Либо китайское правительство сказало, что «если Америка хочет лететь к Луне за один пуск, то и нам нужен здоровенный сверхтяж»... либо у Китая есть планы на действительно тяжелые полезные нагрузки... И что любопытно, никаких намеков на многоразовость: то есть они не подразумевают, что такие большие ракеты будут стартовать чаще одного-двух раз в год.

И возможно даже, что китайцы замахнутся на создание обеих ракет... Ведь в отличие от той же SLS, Long March 9 (пока) планируется только в грузовом варианте. Там обещана огромная грузоподъемность (140 тонн на низкую околоземную орбиту или 50 тонн к Луне), но ничего не говорят про людей. Для пилотируемых полетов на ближайшие годы у Китая есть Long March 2F, которую позднее должна заменить Long March 7... но для больших пилотируемых кораблей вполне возможно оставят «проект 921».

Там же, в твиттере нашелся рендер Long March 9, который показывали Си Цзиньпину (высота ракеты ~ 100 м):

CZ-9 render.jpg


Забавно, что одновременно частная китайская компания Galactic Energy показала рендеры своих ракет Pallas-1 и Pallas-2, которые подозрительно напоминают Falcon 9 и Falcon Heavy соответственно. Блоки первой ступени планируются возвращать так же, как SpaceX. Разве только двигателей на первой ступени собираются ставить не по 9, а по 7 :) Ну и за счет меньших размеров, заметно меньшая грузоподъемность: лишь 14 тонн на низкую околоземную орбиту для «аналога Falcon Heavy». Начало полетов — года через два, не раньше.

Pallas.jpg
 
Европейское космическое агентство работает над включением в свой будущий луноход инструментов, которые впервые позволят исследовать лавовые трубки и пещеры на Луне. Рассматриваются как более консервативные варианты (например, сферический бот, оснащенный лидарами, способный построить 3D-карту подземных лунных пещер, когда его в них опустят), так и более сложные проекты самоходных миниатюрных роботов, способных автономно перемещаться по подземелью. Планируется, что луноход будет подъезжать к отверстию лавовой трубки, и спускать оборудование вниз с помощью крана.

Ожидается, что реализация такого проекта позволит понять, насколько перспективны лунные пещеры для использования их в качестве места строительства будущих обитаемых лунных баз.

 
Продолжая интернациональные новости:
Индия скорректировала сроки пилотируемых полетов в космос. Главным виновником задержки названа пандемия COVID-19, хотя вполне вероятно, свою лепту внесли и технические трудности в подготовке миссий. Обновленные планы выглядят так:

Gaganyaan 1 — первый беспилотный полет капсулы космического корабля: декабрь 2021 г.
Gaganyaan 2 — второй беспилотный тестовый полет космического корабля: 2022-23 гг.
Gaganyaan 3 — первый пилотируемый индийский полет в космос (3 астронавта): не ранее 2023 г.

Индийские астронавты будут проводить тренировки в России, также «Роскосмос» поставит для индийских пилотируемых кораблей Gaganyaan системы жизнеобеспечения экипажа.

Задерживается и новая миссия Индии на Луну (вместо зонда Chandrayaan-2, потерпевшего аварию при спуске). Аппарат Chandrayaan-3 теперь полетит к Луне не ранее 2022 года. Спускаемый аппарат будет использовать орбитальный ретранслятор, оставшийся от предыдущей миссии (новый орбитальный зонд запущен не будет).

 
"... либо при сбросе головного обтекателя ракеты-носителя "Союз-2.1а" в ходе выведения корабля на орбиту, либо при накатке обтекателя в ходе наземной подготовки к запуску."
прям, одно и тоже.
за кривую накатку исполнителей и контролирующих расстрелять - дальше все пойдет нормально.
а непредсказуемый сброс обтекателя - это надолго...
 
Роскосмос:
25.02.2021 08:50
Арктика-М: первый стартовый день
Для расчётов предприятий Госкорпорации «Роскосмос» сегодня, 25 февраля 2021 года, начался рабочий день по графику первого стартового дня. Так, в соответствии с решением Государственной комиссии ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и космическим аппаратом «Арктика-М» была вывезена на стартовый комплекс площадки № 31 космодрома Байконур.

В 05:30 по московскому времени начался вывоз ракеты космического назначения: железнодорожный состав покинул помещения монтажно-испытательного корпуса площадки № 31. Далее внутрикосмодромными железнодорожными путями она была доставлена на стартовый стол и установлена в пусковую установку. После стыковки коммуникаций ракеты-носителя с наземным оборудованием будут выполнены автономные испытания систем и агрегатов космического аппарата, разгонного блока, самой ракеты и стартового комплекса, затем — анализ и обработка полученной телеметрической информации и доклад по результатам первого стартового дня. Планируется, что основные работы пускового дня пройдут на космодроме в ночь с 27 на 28 февраля.

Утром 28 февраля состоится заседание комиссии, по итогам которого будут приняты решения о заправке ракеты компонентами топлива и времени ее пуска. Старт ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и космическим аппаратом «Арктика-М» запланирован в воскресенье, 28 февраля. Новый аппарат обеспечит круглосуточный всепогодный мониторинг поверхности Земли и морей Северного Ледовитого океана, а также постоянную и надежную связь и другие телекоммуникационные услуги.
 
Роскосмос:
25.02.2021 13:46
Спутник по удалению «космического мусора» готовится к запуску на Байконуре
Разработчик космического аппарата ELSA-d, компания Astroscale, продолжает работы на площадке № 92 космодрома Байконур по подготовке к предстоящему запуску. На данный момент успешно проведены проверки программного обеспечения, солнечных батарей и механизмов их раскрытия, заряжены бортовые батареи, электрические проверки аппарата выполнены.

Миссия спутника ELSA-d станет первой в рамках демонстрации базовых технологий, необходимых для стыковки и удаления «космического мусора» — ключевого шага в направлении расширения спектра орбитальных услуг и достижения видения компанией Astroscale космоса, как безопасного в долгосрочной перспективе пространства во благо будущих поколений.

Команда заправщиков, осуществляющая подготовку космического аппарата к запуску, прошла важный этап — 23 февраля 2021 года завершила заправку ELSA-d экологичным «зеленым» топливом. ELSA-d будет отправлен на площадку № 31 для проведения заключительных проверок и интеграции в составе космической головной части ракеты космического назначения «Союз-2.1а».

Ключевые возможности космического аппарата ELSA-d:
  • Комплексное решение по сближению и стыковке, в том числе операции по сближению с дальнего и ближнего расстояния;
  • поиск и сближение с объектом, с использованием абсолютной и относительной навигации;
  • осмотр с облетом объекта с проведением оценки оператором;
  • стыковочная плита для обеспечения удобства при удалении «мусора»;
  • магнитный захват стабилизированного и беспорядочно вращающегося объекта в ночных условиях;
  • возможности по повторному выведению на орбиту, сведению с орбиты и переводу в пассивный режим;
  • эвакуация для обеспечения безопасности и пассивно безопасные траектории в рамках программы миссии;
  • полномасштабный наземный сегмент, индивидуализированный под заказчика для обеспечения обслуживания на орбите.
***
Astroscale является первой частной компанией, которая видит свою цель в обеспечении безопасного в долгосрочной перспективе космоса во благо будущих поколений, и единственной компанией, которая посвятила себя исключительно оказанию услуг на всех типах орбит.

Основанная в 2013 году компания Astroscale разрабатывает инновационные и масштабируемые решения для целого спектра миссий по обслуживанию на орбите (в том числе для продления срока службы, локальной ситуационной осведомленности об обстановке в космическом пространстве, услуг при окончании срока эксплуатации, а также для активного удаления «космического мусора») с целью создания рассчитанных на долгую перспективу космических систем и решения проблемы опасного скопления космического мусора. Astroscale также определяет бизнес-модели и работает с заинтересованными правительственными и коммерческими игроками для разработки нормативно-правовых актов и мер поощрения к ответственному использованию космоса.
 
Реклама
Конкретно в случае Astroscale, похоже, что "на госбюджетах" (Британия, Япония, Израиль...)
 
Роскосмос:
26.02.2021 11:00
Завершено создание наземного сегмента широкозонного функционального дополнения ГЛОНАСС
Компания «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») завершила формирование наземной инфраструктуры высокоточного комплекса широкозонного функционального дополнения глобальных навигационных спутниковых систем на базе развития системы дифференциальных коррекций и мониторинга — создана сеть из 53 унифицированных станций сбора измерений.

Сеть станций предназначена для получения информации от навигационных спутников, а также обработки и предоставления корректирующих данных потребителям в России и странах СНГ. Всего на сегодняшний день на территории России размещено 46 станций, 18 из которых — на объектах филиалов ПАО «Ростелеком», последняя размещенная станция наземной инфраструктуры недавно начала работу в Екатеринбурге. Еще 4 станции построено в странах СНГ и 3 — в Антарктиде.

Высокоточный комплекс широкозонного функционального дополнения глобальных навигационных спутниковых систем создан по заказу Госкорпорации «Роскосмос» и является важным элементом повышения точности работы системы ГЛОНАСС. Вся навигационная информация, получаемая станциями, передается в центры обработки.

Заместитель генерального конструктора по наземным системам и комплексам гражданского назначения РКС Владимир Денежкин: «Разработанное РКС широкозонное функциональное дополнение системы дифференциальной коррекции и мониторинга позволяет значительно повысить эффективность комплекса навигационных услуг. С помощью широкозонного функционального дополнения уменьшаются погрешности определения местоположения, оно становится более достоверным».

Унифицированные станции сбора измерений принимают открытые радионавигационные сигналы ГЛОНАСС, сигналы иностранных навигационных спутниковых систем и предоставляют потребителям дополнительную информацию, позволяющую повысить точность и достоверность определения скорости движения, точности привязки времени, а также пространственных координат. Выходная информация доводится до потребителей по специальным каналам через геостационарные спутники связи и через Интернет. Станции обеспечены системами бесперебойного электропитания и могут продолжительное время работать в автономном режиме.

Спутниковые системы дифференциальных коррекций SBAS (Space Based Augmentation Systems), к которым относится и российская система дифференциальных коррекций и мониторинга, сегодня активно развиваются во всем мире. Существуют четыре иностранные действующие системы этого типа — WAAS (США), EGNOS (Европа), MSAS (Япония), GAGAN (Индия), но только российская одновременно работает с данными от ГЛОНАСС и GPS, остальные ориентированы только на GPS. SBAS предназначены для повышения точности и контроля целостности определения местоположения космических аппаратов на орбите, воздушных и морских судов, сухопутных потребителей навигационными радиосигналами открытого доступа.

Наибольшее развитие SBAS получили в авиации, несколько тысяч аэродромов по всему миру уже оборудованы такой системой. Она дополняет традиционные навигационные средства и позволяет выполнять все эксплуатационные операции, включая точные заходы на посадку с боковым и вертикальным наведением. Ожидается, что внедрение высокоточного позиционирования в России и странах СНГ даст дополнительный стимул развитию технологий на базе ГЛОНАСС в таких отраслях как строительство, сельское хозяйство (точное земледелие) и транспорт, а также послужит повышению безопасности выполнения полетов воздушными судами.
 
Роскосмос:
26.02.2021 18:10
36 космических аппаратов OneWeb прибыли на Восточный
36 новых космических аппаратов компании OneWeb, принадлежащей правительству Великобритании и группе компаний Bharti Global, в пятницу, 26 февраля 2021 года, прибыли в аэропорт Игнатьево (г. Благовещенск) на самолете Ан-124-100. Специалисты Космического центра «Восточный» (филиал Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») доставили на космодром все 36 аппаратов. Завтра, 27 февраля, начнется их подготовка к запланированному на март запуску с использованием ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат».

Главкосмос (дочернее предприятие Госкорпорации «Роскосмос») обеспечивает выполнение работ по запускам спутников группировки OneWeb с использованием ракет-носителей семейства «Союз-2» в рамках контрактов с европейским поставщиком пусковых услуг Arianespace и российско-французской компанией Starsem в тесной кооперации с другими предприятиями Госкорпорации «Роскосмос» — Ракетно-космическим центром «Прогресс», Научно-производственным объединением имени С.А. Лавочкина и ЦЭНКИ.

На сегодняшний день группировка спутников OneWeb на низкой околоземной орбите насчитывает 110 космических аппаратов, планируется запуск сотен других. Предстоящий запуск должен довести количество космических аппаратов OneWeb на орбите до 146. Низкоорбитальные космические аппараты OneWeb предназначены для обеспечения наземных потребителей высокоскоростным интернетом напрямую через спутниковую связь.
 
Роскосмос:
28.02.21 09:10
Запуск космического аппарата «Арктика-М»
На 28 февраля 2021 года в 09:55 мск с пусковой установки № 6 площадки № 31 космодрома Байконур запланирован пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и гидрометеорологическим космическим аппаратом «Арктика-М» на борту.

Новый аппарат обеспечит круглосуточный всепогодный мониторинг поверхности Земли и морей Северного Ледовитого океана, а также постоянную и надежную связь и другие телекоммуникационные услуги.
Подробнее о спутнике и запуске
Начало трансляции: 28 февраля 2021 года, 09:10 мск
 
Ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и первым спутником «Арктика-М» вывезена на стартовый комплекс космодрома Байконур. Спутники «Арктика-М» предназначены для мониторинга климата и окружающей среды в арктическом регионе.
5kB_Kzjb46s.jpg
mDKwCPLzysg.jpg
O3VQw7YFBUE.jpg
PYsqZbOKa7s.jpg
swUMxLFx4dM.jpg
uC5QTi6Cb4E.jpg
nUJZmCG09fE.jpg
lNzbhMFlrMI.jpg
DjUEwGavSXQ.jpg
fSpsZ0c_t9w.jpg
 
Реклама
Роскосмос:
28.02.2021 06:27
Байконур готов к запуску космического аппарата «Арктика-М»
На космодроме Байконур состоялось заседание Государственной комиссии по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов, на котором были рассмотрены результаты трехдневных испытаний на стартовом комплексе ракеты-носителя «Союз-2.1б» c разгонным блоком «Фрегат» и космическим аппаратом «Арктика-М» на борту.

Заслушав доклады руководителей работ, члены Госкомиссии приняли решение о готовности ракеты космического назначения к заправке компонентами топлива и пуске, который состоится 28 февраля 2021 года в 09:55:01 по московскому времени. В соответствии с предпусковым графиком работ в 06:25 мск стартовые расчеты дочерних предприятий Госкорпорации «Роскосмос» приступили к заправке изделия топливом. Окончание данной операции, отстыковка заправочных шлангов от ракеты и эвакуация заправочных агрегатов с «нулевой» отметки ожидается предварительно в 08:45 мск.



Прямая трансляция пуска будет доступна на сайте и в социальных сетях Госкорпорации «Роскосмос» с 09:10 мск. Смотрите сегодня в эфире интервью: с директором ФГБУ «НИЦ «Планета», председателем Правления Российского гидрометеорологического общества, членом коллегии Росгидромета, доктор физико-математических наук Василием Асмусом, с заместителем генерального конструктора по электрическим системам НПО Лавочкина (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») Александром Митькиным и с главным конструктором направления компании «Российские космические системы» (входит в Роскосмос) Юрием Гектиным.
 
Назад