Общеисторическая. (ЧА)

Реклама
Старый Мурманск
20.jpg
 
Гаврик, а можно привести текст пояснительной надписи к винту? Сдаётся мне, что он неверно атрибутирован. И хорошо бы диаметр померить.
 
Импорт в 1930-х винтов из Польши, тем более, изготовление в Польше винтов для советских самолётов под заказ - это невероятно. Отношения между странами были плохими. В 1939 г. много авиаимущества захватили, но тоже маловероятно, что на Р-5 в это время ставили старые деревянные винты.
 
Реклама
Импорт в 1930-х винтов из Польши, тем более, изготовление в Польше винтов для советских самолётов под заказ - это невероятно. Отношения между странами были плохими. В 1939 г. много авиаимущества захватили, но тоже маловероятно, что на Р-5 в это время ставили старые деревянные винты.
Сомнительно, что на двигатели BMV винты ставили польские.
 
Рассмотреть бы подробнее ещё маркировку на ступице...

Собственно вот что получилось рассмотреть.
TYP DB-01





WR(?)
1(?) 0385


(перевёрнутый треугольник со стилизованными буквами "WS", расположенные одна над другой)
W. SZOMANSKI.
WARSZAWA.




Как я понимаю, это название завода, построившего винт, его модель (DB-01) и серийный номер.
Диаметр винта 280см, диаметр ступицы приблизительно 28см, ширина лопасти по её центру приблизительно 32см.

Что удалось выяснить на данный момент. Как я понял, завод, основанный Влодзимежем Сзомански (Wlodzimierz Szomanski) в 1925 году был основным польским предприятием, выпускавшим воздушные винты для самолётов. Что интересно, одним из компаньонов Влодзимежа на первое время был русский, инженер Александр Матвеев.
Szoma%C5%84ski-Ikar.jpg


Эта информация, и много интересного по теме на сайте polishpropellers.com

Собственно, на этом же сайте я нашёл внешне очень похожий винт - модель PWS-10, диаметр 280см, ступица с десятью отверстиями по окружности (это на мой взгляд тоже один из важных и характерных отличительных признаков).
Szomanski-PWS-10-0.jpg

Как пишут польские специалисты, очень ценный экземпляр, сохранившийся в единственном числе (есть ещё его обломок) от самолёта PWS-1 с двигателем Lorraine Dietrich 12eb, мощностью 450 л.с. (1927 год).
pws1-1.jpg


Всё хорошо, но этот винт правого вращения, а наш - левого! И, к сожалению, на замечательном польском сайте информации о воздушном винте модели DB-01 нет. Есть похожие винты, например TYP BB-09, левого вращения, но меньшего диаметра и с восемью отверстиями на ступице. На других ресурсах информации тоже пока не нашёл. Первое, что приходит на ум - обратиться к администрации сайта polishpropellers.com за помощью. Но, вдруг кто из коллег тут что-то ещё подскажет.
 
Последнее редактирование:
Были мысли, что ступицы винтов одинаковые, и польский винт был установлен на какой-нибудь Р-5, как взаимозаменяемый. Но, на Р-5 винт правого вращения.
 
Техническим директором фабрики был Роман Сзомански, брат Влодзимежа. А Роман был полковником российской военной авиации в отставке.
Reklama-Szoma%C5%84ski-1-300x109.jpg
 
Нашёл информацию, о самом позднем серийном номере винта, который был сделан на заводе Сзомански - 8863. Т.е. рассматриваемый винт, надо полагать, из очень ранних. Интересно.
 
Dear Oleg,

Thank you for your e-mail. The propeller from the photo is probably
from Polish PZL P.7 fighter plane. Propeller type DB-01 was designed
for fighter plane with 525 HP engine and was built in 650 pieces. That
was the first propeller designed by Jerzy Bukowski for factory of
Włodzimierz Szomański in Warsaw. The name: Szomański and city:
Warszawa is stamped on the hub of propeller (visible on pictures on
the aviaforum). By the way on the other side of hub there should be
information on plane type and its engine. There are also information
on diameter (D-270 for instance) and pitch (S -180 for example). If
you can take pictures of the other side of hub it would be wonderful.
The serial number: 10835 indicates late production date (probably 1938).

If you have photographs of any Polish propellers from museums or
private collections please send them to us.

PZL P.7 – Wikipedia, wolna encyklopedia


Best regards
Ryszard Wróbel and Maciej Peikert
 
Реклама
Гаврик, замечательно разобрались.

Смущает только разница на 10 см в диаметре: диаметр изучаемого винта 2,8, а не 2,7 м.

Я подумал о P.11, с несколько более мощным мотором, чем у P.7, и тоже правого вращения, но там диаметр под 3 м (судя по схемам из. PZL P.11 cz.I Monografie Lotnicze 36, ISBN 83-86208-63-5).

Может, спросите господ Вробеля и Пейкерта об этом?

1576613854274.jpeg
 
Последнее редактирование:
Назад