shmas
Местный
МАК сделал неправильный вывод - конструктивно УГ149 сделан таким образом, что его выходная сливная магистраль одновременно является и дополнительной входной - это сделано для экономии количества челночных клапанов в педальных тормозах. Т.е. жидкость с выхода УГ149 правого пилота поступает на сливной штуцер (вход/выход) УГ-149 левого пилота и идет к тормозам. Сила торможения зависит от большего давления, создаваемого одним из двух последовательно включенных редукционных клапанов. Достаточно заклинивания в закрытом состоянии ОК педальных УГ149 или подзасорения сливной магистрали на этом участке - повышенное давление из-за затрудненого слива не даст быстро растормозиться тормозам, причем симетрично, т.к. слив общий - естественно, если перед этим на тормоз нажимали.МАК считает, что одного недостаточно:
1.1.16 Анализ и проведенный расчет отказобезопасности тормозной системы Як-42
показали, что событие, связанное с самопроизвольным затормаживанием колес обеих стоек шасси в процессе разбега по техническим причинам,является практически невероятным (P << 10-9 на час полета), так как оно возможно только в результате сочетания двух независимых механических отказов на участке от начала разбега до возникновения тормозного момента:
заклинивания в закрытом положении обратного клапана в магистрали слива
и последующего отказа одного из редукционных клапанов на подачу
давления к тормозам.
Аналогичные клапана УГ149 стоят и в стояночной и аварийной системах торможения. Там есть свой отдельный ОК на эти две системы.
Но как утверждает МАК, заклинить ОК практически не может. Рассмотрим возможность попадания мусора в ОК, из-за чего он, наоборот, немного не закрывается полностью - т.е. рассмотрим отказ, вызванный посторонними включениями в гидрожидкость. Тогда, при подзасорившемся сливном участке гидропроводки (от кабины пилотов, т.е. от педалей тормозов и РДМ-42 ПОШ) возможна ситуация, что повышенное давление подзасоренной сливной магистрали поступит через приоткрытый мусором ОК на сливной штуцер УГ149 (на самом деле это вход-выход!). Безразлично - будут ли это клапана УГ149 педального, аварийного или стояночного тормоза - результат будет одинаков - затянутое торможение даже после кратковременного подтормаживания.
Но возможен еще один источник создания повышенного давления в подзасорившейся магистрали слива, даже без нажатия на тормоз - это РДМ-42.
В случае подзасорения сливной магистрали РДМ-42 будет, вероятно, нечетко управлять колесом ПОШ, т.е. поворот колеса может быть непропорционален перемещению педалей разворота ("Не четко рулит"?). И именно в моменты подруливания через РДМ-42 в подзасоренной сливной магистрали могли быть кратковременные периоды с повышенным давлением, когда неполностью закрытый из-за постороннего включения ОК мог пропустить к клапанам УГ149 жидкость, вызывая несанкционированное симметричное торможение, чего трудно добиться даже осознанно ногами при рулении, подозреваю.
Причем длительность этих периодов торможений в большинстве случаев, судя по графикам, равна длительности перемещения педалей при рулении в одну из сторон.
Интересен момент на графике, когда после перегрузки в 1,25g до этого кратковременные подтормаживания с полным растормаживанием при подруливаниях - дополнились возросшим постоянным уже подтормаживание с оставшимися кратковременными пиками максимального торможения при все тех же подруливаниях. У меня есть предположение, что в момент перегрузки из-за неровностей ВПП очередной кусок грязи уже существенно закупорил слив от педалей - отсюда появление уже постоянного нарастающего подтормаживания после 11:59:20...
Сейчас мне скажут, что засорение слива и попадание посторонних частиц в ОК, мешающих ему закрываться - маловероятно, но я где-то читал, что когда такое бывает, часто обнаруживают по крайней мере пыль окиси алюминия и еще чего-то в АМГ-10...
Так что никакого отказа УГ149 и заклинивания на неоткрывание ОК не надо - достаточно многолетней мирно дремавшей по стенкам мелкодисперсной грязи в гидросистеме и одной крупинки посторонних включений (для незакрывания ОК), которые могли быть потревожены и взбаламучены при предыдущей жесткой посадке...
Последнее редактирование: