7 сентября
под Ярославлем произошла страшная авиакатастрофа. «Разделяя со всеми родными и близкими погибших спортсменов горе утраты, хотел бы сказать пару слов о еще одной звезде погибшей в этой катастрофе. Звезде нашей гражданской авиации Игоре Жевелове, моем друге и коллеге. Трагедия почти полностью погибшего экипажа осталась в тени внимания средств массовой информации. Перечисляя погибших членов экипажа, СМИ сообщили, что погиб командир экипажа Андрей Соломенцев и 2-й пилот Игорь Жевелов», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ письме от друга погибшего летчика.
«Игорь Жевелов или Жак, как его прозвали еще в Актюбинском летном училище, стал командиром экипажа и пилотом 1 класса еще в 1990 году. И уже 15 лет как имеет летную квалификацию пилот-инструктор. Вот и в этот трагический полет он пошел проверяющим к своему другу и подчиненному Андрею Соломенцеву. Пилот-инструктор по правилам занимает кресло 2-го пилота», - уточняет автор письма.
«Я познакомился с Игорем в 1992 году. Тогда одна из первых частных российских авиакомпаний "Орел-Авиа", которую я возглавлял, арендовала у красноярской авиакомпании "Черемшанка" 7 самолетов Як-40 вместе с экипажами. Это целая эскадрилья. Во главе этой эскадрильи стоял 45-летний асс Сергей Мосенко, а все остальные ребята мои ровесники 29-30 лет. Молодежь! Но они уже в 29 лет были пилотами 1 класса, с огромным для этого возраста налетом. В европейской части России к этой квалификации подходили к годам к 35-ти. Но сибирские и полярные условия полетов закаляют летчиков и делают их мастерами своего дела совсем в молодом возрасте. Все они были красавцы как на подбор. Но из всех выделялся Жак - Игорь Жевелов. Талантливый не только в летном деле. Он музыкант, поэт, ну и конечно балагур, заводила всех общественных мероприятий. Василий Теркин, одним словом», - пишет автор письма.
По его словам, «эта красноярская эскадрилья в "Орел-Авиа" занималась бизнес-перевозками». «Возили политиков, артистов, предпринимателей по всему бывшему СССР и Европе. Тогда еще в России не было импортных бизнес-самолетов и наши Як-40, переоборудованные на минском авиаремонтном заводе, пользовались огромным спросом. Кого мы только не возили. Но самый большой спрос был на экипаж «Игорь, который поет». Доходило до того, что одна австрийская фирма зафрахтовала его экипаж на год вперед. Все знали, Жак - уникальный летчик, как Маэстро из известного фильма. Пути наши разошлись в конце 90-х, когда в стране и в гражданской авиации верх взяли деструктивные силы. Мы не часто встречались, редко созванивались, в основном на День авиации да по печальным датам.По разному сложились судьбы пилотов этой прекрасной эскадрильи. Большинство с легкостью переучились на «иномарки». А Игорь остался верен яковлевским самолетам. Он перешел в авиакомпанию Як-Сервис, переучился на Як-42, что с его квалификацией дело 10-ти полетов, стал летным директором. До 7 сентября в России не было лучшего пилота на Як-40 и Як-42, чем Игорь», - отмечается в письме.
«Андрея Соломенцева, командира трагического рейса, я лично не знал. Но слышал о нем много хорошего. Он из Алма-Аты, много летал на Як-42Д. Саша Сизов, бортинженер и единственный оставшийся в живых, тоже мой коллега по «Орел-Авиа». Ответственно заявляем, что это один из лучших бортинженеров по яковлевским самолетам. Помоги ему Господи! Не хочу предвосхищать итогов расследования авиакатастрофы, но, не понаслышке, зная о тенденции наших властей сваливать все на экипаж, хочу ответственно заявить родным и близким погибших спортсменов, что в этой трагедии «человеческий фактор» в таком составе экипажа не причем. Если и был "человеческий фактор", то за пределами борта этого самолета», - подчеркивает автор письма.
«Но для нас, кто любил спортсменов, членов команды и экипаж самолета, совершенно ясно одно, что это были достойные люди и что Господь их призвал в нужный час по его Божественному Промыслу времени. С печалью и скорбью в наших сердцах, я вместе с коллегами и друзьями, отдаем последнее целование погибшим спортсменам, членам экипажа борта 42434, дорогому Игорю Жевелову и поем им "Вечную память", веря, что души их упокоятся в селениях праведных», - пишет автор письма.
Возможно, причина отсутствия внимания к экипажу потерпевшего крушение лайнера в устройстве российских СМИ, информация поступает только об известных персонах. Хоккеисты популярны в СМИ, а летчики — нет. Поэтому список экипажа в поисковых системах найти непросто. Вечная память!
Солонцев Андрей Анатольевич
Жевелов Игорь Константинович
Журавлев Сергей Валерьевич
Матюшкин Владимир Юрьевич
Сизов Александр Борисович
Сарматова Елена Александровна
Максумова Надежда Музофаровна
Шавина Елена Михайловна.