pilotnavy
Новичок
Долгое время не покидает мысль о заклинивании проводки управления РВ. Когда-то давно я высказывал ее на форуме, но она была отвергнута.
И все-таки попытаюсь повторить.
Что настораживает – это неизменность отклонения РВ - 10,7 градуса, невзирая на непрерывно меняющиеся условия: скорость разбега, близость конца полосы и проч.
Примерно на 11:59:39 КВС немного отпускает штурвал и энергично берет его на себя, но вновь с трудом дотягивает его только до 10,7. А это уже примерно за 300 м да конца полосы.
11:59:45, КВС понимает, что происходит и принимает единственно возможное решение - отдает штурвал от себя гораздо глубже, и вновь рывок на себя. Снимаю перед ним шляпу. Нечто, клинившее проводку РВ, немного сместилось, что позволило экипажу, хоть и с трудом, но все же отклонить РВ еще на 3 градуса, что в купе с увеличением угла отклонения стабилизатора позволило оторвать самолет от земли.
Хуже всех конечно, досталось БИ – при всем желании ничем не может помочь, можно только следить за неотвратимым приближением КУНГа. И поэтому, увидев отдачу штурвала от себя, инстинктивно сдергивает РУД, но тут же, овладев собой сует их на взлетный, но это желание помочь летчикам оказалось для всех роковым.
МАК указал, усилия на штурвале при отклонении РВ на 10,7 градуса и скорости 230 км/ч составляют 70 кг. Это далеко не предел для взрослого мужчины, а тем более для двоих, ибо метров за триста до конца ВПП наверняка штурвал тянули оба. В железность нервов и сохранение спокойствия 2П я никогда не поверю. В желание экипажа выдерживать угол отклонения РВ 10,7 градуса – что-то из области фантастики. В экспоненциальный рост усилий – и вы не верьте, самолеты так не проектируют, тем более на этой скорости им ничто не помешало полностью отклонить РН и элероны, причем уже в интуитивном предчувствии появления левого крена, а не с запозданием. А так не бывает – РН и элероны легко, а РВ только на половину хода. Жаль, нигде не нашел балансировочных графиков по усилиям, но и цифры МАК достаточно.
Жаль, не знаю конструкции Як-42. Есть ли там места, где трубопроводы гидросистем проходят в непосредственной близости от системы управления РВ? Есть ли место, где трубка слива от редукционных клапанов, разбортированная в одном-двух местах, могла попасть под качалку системы управления РВ? Возможна ли при этом ее деформация (сдавливание, изгиб на перелом), что могло привести к появлению остаточного торможения? Мог ли эту деформацию вызвать посторонний предмет между качалкой и трубкой? Тогда стали бы понятны и рост ТС с ростом усилий на РВ, и корреляция с РН.
В силу незнания конструкции Як-42 на крайнем пункте не настаиваю, предвижу критику: предположим, слива не было, но откуда взялось давление в тормозах? На разбеге все движения педалями влево, при подтормаживании левой стойки шасси для выдерживания направления остаточное давление было бы только в левой тележке, это привело бы к развороту влево, соответственно, пришлось бы отклонять педали вправо, а этого не было! Согласен, не знаю. Могу только еще раз взглянуть на фото передней стойки и опять задуматься.
Но насчет первого пункта (заклинивание проводки управления РВ) настаиваю.
И все-таки попытаюсь повторить.
Что настораживает – это неизменность отклонения РВ - 10,7 градуса, невзирая на непрерывно меняющиеся условия: скорость разбега, близость конца полосы и проч.
Примерно на 11:59:39 КВС немного отпускает штурвал и энергично берет его на себя, но вновь с трудом дотягивает его только до 10,7. А это уже примерно за 300 м да конца полосы.
11:59:45, КВС понимает, что происходит и принимает единственно возможное решение - отдает штурвал от себя гораздо глубже, и вновь рывок на себя. Снимаю перед ним шляпу. Нечто, клинившее проводку РВ, немного сместилось, что позволило экипажу, хоть и с трудом, но все же отклонить РВ еще на 3 градуса, что в купе с увеличением угла отклонения стабилизатора позволило оторвать самолет от земли.
Хуже всех конечно, досталось БИ – при всем желании ничем не может помочь, можно только следить за неотвратимым приближением КУНГа. И поэтому, увидев отдачу штурвала от себя, инстинктивно сдергивает РУД, но тут же, овладев собой сует их на взлетный, но это желание помочь летчикам оказалось для всех роковым.
МАК указал, усилия на штурвале при отклонении РВ на 10,7 градуса и скорости 230 км/ч составляют 70 кг. Это далеко не предел для взрослого мужчины, а тем более для двоих, ибо метров за триста до конца ВПП наверняка штурвал тянули оба. В железность нервов и сохранение спокойствия 2П я никогда не поверю. В желание экипажа выдерживать угол отклонения РВ 10,7 градуса – что-то из области фантастики. В экспоненциальный рост усилий – и вы не верьте, самолеты так не проектируют, тем более на этой скорости им ничто не помешало полностью отклонить РН и элероны, причем уже в интуитивном предчувствии появления левого крена, а не с запозданием. А так не бывает – РН и элероны легко, а РВ только на половину хода. Жаль, нигде не нашел балансировочных графиков по усилиям, но и цифры МАК достаточно.
Жаль, не знаю конструкции Як-42. Есть ли там места, где трубопроводы гидросистем проходят в непосредственной близости от системы управления РВ? Есть ли место, где трубка слива от редукционных клапанов, разбортированная в одном-двух местах, могла попасть под качалку системы управления РВ? Возможна ли при этом ее деформация (сдавливание, изгиб на перелом), что могло привести к появлению остаточного торможения? Мог ли эту деформацию вызвать посторонний предмет между качалкой и трубкой? Тогда стали бы понятны и рост ТС с ростом усилий на РВ, и корреляция с РН.
В силу незнания конструкции Як-42 на крайнем пункте не настаиваю, предвижу критику: предположим, слива не было, но откуда взялось давление в тормозах? На разбеге все движения педалями влево, при подтормаживании левой стойки шасси для выдерживания направления остаточное давление было бы только в левой тележке, это привело бы к развороту влево, соответственно, пришлось бы отклонять педали вправо, а этого не было! Согласен, не знаю. Могу только еще раз взглянуть на фото передней стойки и опять задуматься.
Но насчет первого пункта (заклинивание проводки управления РВ) настаиваю.
Последнее редактирование: