1. С легкой руки
vim1964, глянул таблицу параметров взлета еще раз и увидел там подтверждение своим рассуждениям о высоте замеряемой РВ. Рассматривая момент непосредственно перед и во время поднятия ПС увидел - сначала Нг на разбеге =0 , как и положено быть. Далее начинает расти тангаж ( при Нг все еще =0) - 1,15 гр , 2,47 гр. ,4,46 гр, 6,45 гр. То есть происходит подъем ПС. И вот тут-то , при переходе именно через 7 градусов тангажа , Нг становится равной 3,41 м , а тангаж 8,44 град. Таким образом это мое утверждение
Посмотрим при каком тангаже будет достигнута реальная высота 1,5 метра в районе антенн.1,5/13=0,12. И тангенс соответствующий этому углу равен 7 !!! градусам. Итого после 7 градусов , если ОС на земле , РВ-5 должен показывать высоту 3 метра.
- полностью подтвердилось . В реальном взлете он так и показывает. При переходе через 7 градусов тангажа - Нг переходит на 3 метра. А основные стойки - еще на земле.
2. А вот здесь
Да, так и есть, на графике это не видно, а вот в таблице - куда я не заглянул, это заметно , на 1,5 сек скорость упала на 1 ед. кода.
с падением скорости - я поторопился.
Не было там ( в нормальном взлете) никакого реального падения. И вот почему.До поднятия ПС с 31 по 33,5 сек . скорость растет с 202 до 220 за 2,5 сек , итого ускорение 2 м/с2 и результирующая для массы 54 т = 11тс. Далее с 33,5 сек начинается отклонение РВ и последующий подъем ПС со скоростью около 3,5 гр/сек.(11,8-1,15/3=3,5) Но результирующая не может пропасть никуда. Обороты по таблице - те же. Ну немного уменьшается тяга из-за увеличения скорости - но несущественно для данного случая. А мы видим сразу после начала подъема ПС -
рост скорости замедляется , а затем и вовсе как бы скорость уменьшается. Но повторюсь -11 тс результирующей не могут мгновенно исчезнуть . Следовательно , вывод один - та загогулина якобы уменьшения скорости с 34 по 37 сек ( так как отклонение РВ и рост тангажа не могли погасить рост скорости самолета, ведь она росла и когда тангаж был и 13 градусов) появилась вследствие отклонения РВ, роста тангажа - увеличения лобового ,
а также вследствие реакции на этот рост тангажа ПВД вследствие изменения угла и характера обтекания его воздушным потоком . Это подтверждает и то, что когда рост тангажа замедлился - до 0,5 град /сек , скорость опять начала расти как ни в чем ни бывало. Правда , уже не так быстро - ускорение=1 м/с2( 234-227/2/3,6=1) , но это и понятно - тангаж то уже 13 градусов вместо 1 , и лобовое выросло значительно, но тем не менее взлетный режим все еще разгоняет самолет с результирующей 5,5 тс ( ускорение 1м/с2) .
Резюме.1. При считывании Нг с графика необходимо учитывать тангаж - как указано выше.
2. Показания приборной скорости могут быть значительно занижены в моменты резких изменений тангажа , курса.
Так что загадка резкого, необъяснимого, на первый взгляд падения скорости при подъеме ПС в аварийном взлете , считаю раскрыта полностью.
Падение скорости на графике было вызвано -
во -первых , ростом тангажа и увеличением из-за этого лобового при сохранении тормозной силы , так как основные стойки были еще на земле, отрыва еще не было, а Нг росла условно , так как высотомер меряет высоту под ПС - которая растет при подъеме ПС,
а во-вторых, из-за выявленного эффекта занижения показаний скорости приемником ВД при резком изменении тангажа.
Падение скорости на графике вызванное занижением показаний ПВД во время роста тангажа исходя из того что скорость росла постоянно - можно оценить с графика в размере не более 10 км/ч .
Приложил таблицу и импровизированный график, на котором синим - скорость с таблицы, красным - тангаж с таблицы, красный пунктир - реальная скорость.