Блин, полночи воспаленный вчерашними расчетами мозг не спал. А под утро серое вещество породило концепцию ...эээ...shmas-юза...назовем ее по скромному так...
Концепция, вроде, описывает и причину "лошадиных" усилий на штурвале при взлете с подтормаживающими шасси и пилообразные рысканья руля направления при разбеге.
Для начала мысленно вообразим себе схему шасси. обычно центр тяжести самолета находится чуть впереди основных опор для устойчивости схемы с носовой стойкой (хотя, вроде, у Ил-62 опора находится чуть ли не по центру тяжести, из-за чего без пассажиров он может, якобы, даже кренится на хвост).
На идеальной ВПП, без подтормаживания, когда самолет набрал скорость, близкую к отрыву, пилот, как известно, движением штурвала "на себя" чуть опускает хвост, увеличивая тангаж до 5...10 гр. и самолет взлетает (хотя, возможен взлет и за счет стабилизатора, без воздействия на штурвал - но это не наш случай). Обратите внимание, что при этой манипуляции (изменении тангажа) происходит вращение самолета, основные шасси как бы смещаются относительно ЦТ (центра тяжести) самолета вперед, амортизаторы слегка "вдавливаются", т.е. нагрузка на шасси увеличивается. Но т.к., кроме незначительного сопротивления трения качения и некоторого момента инерции вращения планера, других препятствий нет - на РВ и на штурвал действуют умеренные усилия.
Представим теперь разгон с торможением. На скорости 170 км/ч давление в тормозной системе возрастает (не будем выяснять - кто-то непроизвольно нажал на тормоз или это отказал какой-то гидроклапан в тормозной системе - хотя, для случая прямолинейного подтормаживания должны отказать два гидроклапана на входе либо должен заклинить один общий - на выходе магистрали, если таковой есть).
Как выяснили местные теоретики, из-за тормозящего усилия в основных опорах при разгоне на нос самолета начинает передаваться вращающий момент, прижимамающий носовую стойку к ВПП и, соответственно, пропорционально разгружающий основную стойку.
Заметим, что на скорости 170 на шасси приходится ок.1/3 веса самолета, остальное взяла на себя подъемная сила.
Если пилот попытается в это время изменить тангаж ВС, он создаст на хвост рулем высоты дополнительное давящее вниз усилие, пытаясь слегка развернуть планер, чтобы основные шасси слегка продвинулись вперед, под ЦТ самолета. Но это приведет к росту нагрузки на основное шасси - и если автомат юза уже работает - произойдет пропорциональное увеличение тормозящей силы автоматом и появится дополниттельный давящий момент на носовую стойку, который парирует вращающий момент руля высоты, как бы мы на ни тянули на себя штурвал.
Т.е увеличение давления в тормозной системе на этапе разгона приводит в действие незапланированную САУ системы антиюза, которая вызывает "зависание" планера относительно ВПП, не дает из-за системы обратной связи увеличить тангаж с помощью усилий пилотов через РВ.
Становятся понятнами и пилообразные "рысканья" руля направления: при движении по неровной ВПП: опоры шасси испытывают изменения нагрузки, соответственно, автономные системы антиюза пытаются менять тормозящие усилия по стойкам, самолет слегка заносит, кто -то из экипажа пытается с помощью РН парировать периодические развороты в сторону. Подозреваю, что если построить график неровностей ВПП и наложить на него график "пилы" положения РН - они совпадут...
Извиняюсь, если я не первый и аналогичную идею уже кто-нибудь озвучил ранее...((
Кстати, спасибо Pro Contra - подсказал направление моих очередных измышлений...))