Продолжаю своё обучение во Франции. Недавно сдал еще 4 экзамена ATPL. Итого пока что сдано 10 из 14-ти. Параллельно делаю "Тайм билдинг". На настоящий момент налетал около 110 часов на PA-28. Много раз от знакомых пилотов слышал, как они экономят на полётах катая туристов и разделяя с ними траты, но мне казалось, что начать это делать самому как-то... волнительно. Не очень понятно было где брать этих самых туристов, как организовывать процесс технически. Задавался вопросом: "А готов ли я брать на борт людей с моим уровням навыков пилотирования?!" Но... всё бывает в первый раз. Первые пару полётов я совершил для друзей бесплатно, при этом брал с собой товарища с лицензией PPL в качестве safety-pilot-а. Так мы отработали маршруты. Поняли для себя, как инструктировать, что показывать и вообще - что делать с туристами : ) Далее я дал объявление в чат в ФБ, где зарегистрировано буквально три десятка русскоговорящих друзей, проживающих в Марселе. И тут меня удивило несколько вещей. Во-первых - полетать захотел каждый третий! : ) Во вторых - каждый из них после полёта - делал мне рекламу у себя на работе и мне валом повалились заявки. В третьих - каждый после полёта говорил, что хотел бы как ни будь покататься еще. Сначала мне казалось, что это разовое явление, но так говорили ВСЕ туристы, которых я катал. С точки зрения Air Law - я не имею права зарабатывать с лицензией PPL, но беря в полёт двоих пассажиров мы делим с ними стоимость полёта на всех поровну и все остаются довольны, и это законно. Иногда я им еще дополнительно предлагаю такси до аэропорта за символическую плату, если у них нет своего авто. За октябрь-ноябрь довелось покатать русских, украинцев, французов, поляков, филиппинцев, марокканцев, алжирцев. Случалось по 3 полёта с туристами в неделю. Что касается ощущений от пилотирования - после 8го десятка часов налёта в логбуке - появилась такая уверенность, что полёты стали похожи на поездку на авто в офис. Вы о них как-будто и не думаете вообще - просто садитесь и "едете". Возможно потому, что некоторые маршруты я утюжу по десятку раз и уже помню все высоты/частоты, название контрольных точек и могу летать по ним "с закрытыми глазами". Конечно, при полётах в какое-то новое место ощущения острее - чувствуется, что полёт становится технически интереснее, требует бОльшей сосредоточенности и вызывает больше интереса. Также выработалась определенная техника работы с туристами. На протяжении часового маршрута я стараюсь каждые 3-5-7 минут обращать их внимание на какую-то интересную деталь за окном, рассказываю краткую историю об увиденной достопримечательности, чтобы они постоянно подпитывались "вау-эффектами", тогда и картина от полёта в целом складывается еще более красочной. Я вдруг понял, что мне заниматься такими "туруслугами" доставляет удовольствие. Но нужно сделать ремарку ( для тех, у кого мелькнула в голове коммерческая мысль), что поток желающих покататься связан в немалой степени с "халявностью" ценовых условий. За полную цену подобных покатушек - предложений на юге Франции полно и конкуренция очень велика.