тип, я на реплику отвечу в стиле "я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся"
. Местами, буду зануден, как бывший преподаватель экономики, так что если какие-то вещи покажутся тривиальными - можно смело скролировать.
Когда торгуются - это называется рынок. Штамп про "базар" был придуман в начале 90х. Очень удачный с точки зрения выразительности и столь же нелепый и даже вредный с точки зрения смыслового содержания. Для PRа сойдёт, но не более.
Вообще говоря, в идеальной модели, существуют два основных способа определения цены: административный (прямое определение цены государственными институтами) и в результате торга (рыночный). Последний, так же может быть разделён на такие формы как ритейл (продажа продукта через магазины конечному покупателю - покупатель идёт туда где дешевле или лучше, определяя цену совокупным действием), очная (непосредственное обсуждение цены и условий сделки сторонами), заочная (биржевая с формализованными условиями сделки), аукцион. Последние формы постороены на принципе чистой ценовой состязательности, тогда как очная допускает большое количество дополнительных факторов и обременений для сторон. В случае с монополиями и олигополиями (или напротив - монопсонией иолигопсонией) классический инструмент ценнообразования работает несколько иначе и цена находится под диктатом одной из сторон, но это не наш случай - далеко уйдём
Отбросив аукционы (как тоже не наш случай) можно сказать, что биржевая торговля как правило существует в отношении больших партий однородных продуктов. Очная же сделка на самом деле до сих пор остаётся одним из ключевых форм бизнеса, а некоторых рынках и единственной. Тут уж прошу поверить на слово, как свидетелю и участнику
Есть масса случаев непосредственного торга на слуху, о которых говорят ежедневно. Например долгосрочные контракты по российскому газу в Европе.
Теперь о фотографии. Биржевую торогвлю авиафотоснимками боюсь наладить будет трудно
. Магазины уже есть - есть фотобанки, где стоят ценники - заходи и покупай. В части же всего остального - обсуждение условий покупки (цена, правообладание, срок и пр.) - остаётся только тот самый "базар", который и есть и рынок.
Это в части теории. Теперь пару слов о практике.
не стоит заморачиваться насчет индивидуальной оценки — она все равно может сильно разниться с оценкой покупателя
Заморачиваяся - не заморачивайся: если сильно разняться - сделка не состоиться. Вот и всё. Что бы состоялась - стороны нудно ищут компромисс.
цена зависит только от размера покупаемого изображения
Позволю себе немного поёрничать. Цена квадратного сантиметра полотна художника Рембрандта согласно постановлению Совета министров устанавливается из расчёта 2 руб. 40 коп. Члена Союза художников Пупкина - 2 руб. 80 коп. 40 коп. надбавка за членство в Союзе. Ради Бога - пусть Корбис или Гетти продают что хотят и как хотят. Те, кто продаёт свои работы по сантиметрам найдут там свой доход. Это магазин со своими правилами. Если он так хорош и туда валят художники - почему бы всё не купить там?
Если уж вы пришли к мысли, что человек собирается зарабатывать при помощи вашей фотографии, то не стоит задумываться о его рентабельности — выставляйте единый прайс.
Раз уж мы пришли к выводу, что Луна круглая, давайте делать все телескопы одинаковыми. Почему собственно? Это моё право оценивать насколько моя фотография нужна. Более того, если бы это была моя работа - это была бы моя, ну, обязанность что ли, коль уж рассчитывать на успех. Сиречь анализировать рынок и знать струтктуру спроса на мои работы и исходя из этого ставить цену. И зная, что снятый им (не дай Бог конечно) инцидент поднимет тираж газеты, любой фотограф повысит цену на снимок в разы или десятки раз. Весь неприятный, но многочисленный отряд папарацци живёт на этом.
автору пришлось для съемки этого ракурса лечь на уделанную гуано скалу ... — а мне-то какая разница до гигиены фотографа?
Тут есть некоторое противоречие. То ли Вы вовсе отказываете фотографу, как форме жизни
в праве на какие-то права, то ли в Ваших рассуждениях есть некое противоречие. Ваш поход с единой ценой не ориентированной на специфику спроса берёт истоки в трудовой теории стоимости (очень схоже). Но тогда всё таки важно, сколько сил фотограф затратил на фото. Если же исходить из соображений рынка, то действительно, если я, для того что бы снять в миллионный раз пулковский Ту-154Б-2 РА-85552 прыгал бы с парашютом с выртолёта на вышку КДП, а оттуда спускался бы на канате фотографируя мизинцем правой ноги, - на цену бы это не влияло.
Но если мне пришлось бы залезть на скалу в поисках ракурса, который никто до меня и после не снимал - и это ракурс Вам очень нужен - изивните, но я тут в некотором роде монополист - и если мы и сойдёмся в цене, то на верхней границе, которую Вы сможете себе позволить.
Вот такие вот размышления "продающей стороны".
На этом рынке за широптребом идут в "магазин", а об интересном, которое найти трудно - договраиваются. Так было и рискну предположить - так и будет. В частности когда в России перестанут (ладно - станут меньше
) воровать фотографии и начнут платить за чужую,хотя и не понятную работу, которая тем не менее саму тебе приносит доход.
PS. Всё сказанное упаси Боже не ставило задачу обидесть и вообще - явила собой идеальный взгляд.
PPS. Есть такой хороший принцип (не про корпорацию Майкрософт) - если не хочешь, что бы твой товар воровали - ставь разумную цену