Организация производства в КнААПО

    Fencer

    Старожил
    В рамках единого дня приемки военной продукции вооруженные силы пополнились самолетами Сухого Новости
     

    Fencer

    Старожил

    85-летие Лётно-испытательной станции (ЛИС) КнААЗ​


    В апреле 2021 года одно из ведущих подразделений Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А.Гагарина – Летно-испытательная станция (ЛИС) отмечает свое 85 летие.
    ЛИС – заключительное звено в сложной производственно-технологической цепочке завода. Именно здесь созданный на КнААЗ самолёт после первого испытательного полёта получает прописку в небе.
    18 июля 1934 года был заложен первый камень в фундамент главного механического корпуса будущего авиационного завода № 126. Уже в мае 1936 года с заводского аэродрома поднялся первенец – самолёт Р-6 (АНТ-7) — многоцелевой самолет (разведчик, трехместный истребитель дальнего сопровождения, бомбардировщик и торпедоносец). И в июле того же года первый лётчик-испытатель завода А.Милов совершил на нем перелет в Хабаровск с рапортом о готовности предприятия к производству авиационной техники.
    В полную силу ЛИС заявил о себе в годы Великой Отечественной войны. Тогда с самых первых дней в чрезвычайно тяжёлых условиях вся работа была перестроена на военный лад.
    ЛИС завода №126 провёл испытания и отправил на фронт свыше 2700 боевых машин Ил-4. Самоотверженно днем и ночью их испытывали летчики: Д.И.Буткин, Б.К.Галицкий, А.Г.Баймасов, П.С.Иванов, Н.С.Гаврицкий.
    2 июня 1947 года был поднят в воздух первый транспортный Ли-2 комсомольской сборки. А в 1949 году завод приступил к выпуску современной реактивной техники – истребителей МиГ-15. Проверяли в воздухе боевые машины летчики-испытатели: И.Б.Чабдаров, Л.Е.Кораблёв, Г.И.Байков, В.И.Афанасьев, Е.К.Кукушев, Л.М.Глезер. В период с 1950 по 1958 годы было изготовлено и отправлено в эксплуатирующие организации более 800 самолётов МиГ-15 и свыше 2000 машин МиГ-17 различных модификаций.
    С 1956 года начался многолетний период плодотворного сотрудничества коллектива завода с ОКБ Сухого. Завод начал осваивать производство сверхзвукового истребителя Су-7. Его истребительно-бомбардировочные варианты Су-7Б и семейство Су-17 поднимали в воздух летчики-испытатели: Ю.А.Андреев, Н.А.Калашников, А.М.Целков, П.К.Киричук, С.В.Пырков, Ю.А.Эйсмонт.
    Начало 80-х отмечено выпуском одного из лучших в мире истребителей 4-го поколения Су-27. Первым из заводских лётчиков-испытателей серийный образец Су-27 2 июня 1982 г. поднял в воздух Г.М.Матвеенко. С максимальной самоотдачей, проявляя творческую инициативу и чувство высокой ответственности, работали все наземные службы цеха, связанные с обеспечением лётных испытаний новейшего самолёта, а также пилоты серийных машин: О.В.Жуков, Г.Н.Шаповал, Е.Г.Ревунов, Ф.И.Григорьев, В.М.Мартюшов, А.А.Сальник, В.Д.Остренко. Надо отметить, что в Комсомольске-на-Амуре начинали свой испытательный путь Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель СССР А.Н.Квочур и Герой Российской Федерации, Заслуженный летчик-испытатель РФ В.Ю.Аверьянов.
    В тяжёлые 1990-е коллектив ЛИСа не потерял, а наоборот приумножил тот профессиональный потенциал, который был заложен предыдущим поколением. Именно в эти годы на предприятии начался плановый ремонт ранее выпущенных самолётов типа Су-27.
    17 февраля 1990 года начались летные испытания первого серийного палубного истребителя Су-27К (Су-33), способного базироваться на тяжелом авианесущем крейсере.
    19 мая 1999 года с аэродрома «Дзёмги» впервые поднялся в воздух новый двухместный истребитель Су-30МК. Глубокая модернизация бортового оборудования и систем самолёта потребовали от лётного и инженерно-технического состава в кратчайшие сроки освоить самые современные научно-технические разработки. Испытания первых серийных образцов выполнялись одновременно с проведением специальных лётных испытаний на базах ЛИИ и ГЛИЦ.
    При этом многие конструктивные недостатки выявлялись и устранялись именно специалистами ЛИС, по рекомендациям которых затем выполнялись доработки самолётов в КБ.
    Благодаря профессионализму специалистов ЛИС также в кратчайшие сроки выполнена модернизация и проведены успешные испытания самолётов Су-27СМ и Су-27СМ(3). В этом большая заслуга лётчиков: А.В.Пуленко, А.Н.Демченко, В.А.Губера, П.Ю.Тараканова.
    19 мая 2008 года с заводского аэродрома взлетел первый SSJ-100.
    19 февраля 2008 года в небо был поднят новый многоцелевой истребитель поколения «4++» – Су-35С. Это событие послужило началом следующего этапа в развитии коллектива лётно-испытательной станции. Специалистами ЛИСа были отработаны и переданы в эксплуатирующие организации более сотни Су-35С, в т.ч. восемь в пилотажную группу «Русские витязи». При проведении испытаний с наилучшей стороны показало себя молодое поколение лётчиков-испытателей ЛИС: И.Г.Кругликов, С.А.Китаев.
    29 января 2010 года со взлётно-посадочной полосы предприятия впервые поднялся в воздух самолёт 5-го поколения – ПАК ФА (Т-50). 3 марта 2011 года взлетел второй опытный образец, а в январе 2021 года первый серийный Су-57 передан Вооруженным силам России. В успешной реализации данной перспективной программы производства летательных аппаратов велика роль и специалистов ЛИСа.
    Подводя итог 85-летней работы коллектива лётно-испытательной станции, стоит отметить, что на всех этапах своего развития, он с высокой ответственностью выполнял и выполняет все порученные задания. В разные периоды ЛИС возглавляли: А.П.Анохин, А.Сафронтьев, А.Я.Слуцкий, А.И.Резанов, В.И.Верещака, А.Г.Зусман, И.Н.Тягний, В.С.Семёнов, А.И.Галкин, И.Х.Супонецкий, А.А.Аржанов, В.Т.Артеменко, В.П.Бережной, В.Г.Куценко, В.А.Грешников, В.И.Постников, Н.Т.Бравилов, И.Н.Финько, В.В.Сазонов, Ю.Г.Чеботарь, С.Б.Ташлыков, А.Н.Буркалов, М.Ю.Чипизубов.

    С.И.Бабаин
    на основе материалов, подготовленных М.Ю.Чипизубовым.

    85-летие Лётно-испытательной станции (ЛИС) КнААЗ — Авиапанорама

     

    Fencer

    Старожил
    В Экспоцентре КнААЗ открыта новая экспозиция, посвященная истребителю четвертого поколения Су-27.

    «Экспозиция по Су-27 никогда бы не стала реальностью, если бы не деятельное участие и помощь совета Экспоцентра – наших дорогих, уважаемых ветеранов - хранителей истории завода», - рассказывает Евгения Богачева, научный сотрудник Экспоцентра.

    Трудно передать сколь напряженным было рождение новой экспозиции – как уместить в одном зале поистине драматическую историю создания этого самолёта. Тысячи людей, принимавших участие в его создании. Десятки новых материалов, технологий, специально разработанных под Су-27, новые заводские корпуса, возведенные для его строительства. Как среди этого океана событий, фактов, а порой и эмоций выбрать самые значимые? Как передать весь тот размах подготовительных работ, постановки производства принципиально новой не только для завода, для всего отечественного авиастроения боевой машины? Как средствами музейной экспозиции показать такой масштабный процесс, как конструкторское сопровождение нового изделия? Как вдохнуть жизнь в документы и фотографии, детали самолёта, пусть и уникальные?

    Сотрудникам Экспоцентра КнААЗ это удалось.

    Да, во многом это стало возможно благодаря современным технологиям. Но не только. В этом зале – в каждой его детали, в каждом экспонате – душа людей, бесконечно преданных своему делу. Вы только посмотрите – вот он, Су-27. Мощный и грозный даже в макете. Кажется, вот сейчас он и в самом деле взлетит и уйдет вверх, в глубокую синеву неба…

    Все в этом экспозиционном зале завораживает. Нестандартный подход к оформлению стенда с фотографиями людей – участников освоения производства Су-27. Он интерактивный – его можно дополнить новыми лицами, фотографиями, сохранившимися с той поры. Сотрудники Экспоцентра заранее благодарны заводчанам, свидетелям освоения Су-27, готовым поделиться фотографиями, свидетельствами тех лет.

    Как никогда полное отражение процесса постановки производства, строительства самолёта. Большая удача, что сохранился фильм, снятый специалистами видеоцентра завода в середине 1990-х годов, о некоторых наработках, новых технологиях, которые были освоены в тот период. В итоге зритель может не просто увидеть реальную деталь Су-27, но и на экране – процесс её производства. Например, знаменитая решетка воздухозаборника. Почему знаменитая? Конструкция имеет 96 тысяч отверстий, выполненных на электроэрозионном станке с применением специальной оснастки. Выглядит вроде бы просто, а попробуй, придумай, как сделать такую махину. Технология изготовления полностью была разработана специалистами завода.

    В новой экспозиции – не одно чудо современного монтажа. Мне, например, всегда было интересно понять – как и чем отличались первый вариант Су-27 от того, который пошел в серию. Да, известно, что к концу 1979 года, когда в программе испытаний Су-27 принимали участие уже три опытных самолета, было принято решение полностью перепроектировать истребитель. К 1980 году от Су-27 в «первой редакции» по образному выражению Михаила Петровича Симонова (генерального конструктора самолета с февраля 1976 до конца 1979 года) осталось только катапультное кресло и диаметр колеса переднего шасси. А вот теперь все изменения можно увидеть наглядно – достаточно посмотреть представленные в экспозиции схемы и видеоролик.

    Есть в экспозиции и кадры первого полёта – тогда еще засекреченные – первого прототипа Т-10-1. Пилотировал его Владимир Сергеевич Ильюшин, сын того самого знаменитого Ильюшина.

    А еще… Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Так что приходите и посмотрите сами. Экспоцентр ждет вас. Новости
     

    Fencer

    Старожил
     

    Fencer

    Старожил
     

    Fencer

    Старожил
     

    Fencer

    Старожил

    Fencer

    Старожил
    Двенадцать Су-35, построенных для Египта, насчитали на спутниковом снимке гугла komсity.ru новости
    Су-35С.jpg
     

    Fencer

    Старожил
    Процесс сборки двух истребителей Су-57, который осуществлялся на территории Комсомольского-на-Амуре авиационного завода.
    1616300_5f425a8a21d1f1cafab77eda64e783f4.jpg
    1616302_bbf77fdff0cf3e842c39e9b12d384e03.jpg
     

    Ту-155

    Бывший
    О! Производственная практика. Только две недели маловато.
    Нас на месяц сначала на тридцатку, к станкам. Потом на ВАЗ, на сборку.
    Без всякой помпы и освещении в прессе. 😉
     

    A_Z

    Старожил
    О! Производственная практика. Только две недели маловато.
    Нас на месяц сначала на тридцатку, к станкам. Потом на ВАЗ, на сборку.
    Без всякой помпы и освещении в прессе. 😉
    Пф-ф-ф... Станки, сборка...
    Здесь всё по-взрослому: "погружение в современные технологии изготовления авиационной техники и развитие навыков, необходимых для востребованного инженера".

    А уж слова Пекарша о "надежде увидеть их в числе сотрудников" - это вообще "война и немцы".