Отец бы не понял.

oldfinn

oldfinn

Старожил
Десятый номер Авторевю. Письмо главного редактора.
Отец бы не понял


Михаил ПОДОРОЖАНСКИЙ

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Я не питаю иллюзий: Вы вряд ли прочтете этот текст. Не уверен и в том, что выжимка из него войдет в один из обзоров прессы, которые Вы регулярно получаете. Но надежда есть, и потому, чтобы не усложнять жизнь референтам, cразу о главном: я прошу Вас использовать в качестве служебного автомобиля ЗИЛ. Не только по особым случаям, а всегда. Благо несколько экземпляров по-прежнему есть в Вашем распоряжении.


Я не раз об этом говорил по радио, давно хотел написать, а вот посмотрел парад Победы — и как захлестнуло. Наверное, потому, что вспоминал отца.

Отец ушел оборонять Москву ополченцем — будучи студентом юридического института. Вернулся живым, орденоносным, но не очень здоровым: перенес контузию.

Долгое время наша семья жила в Куйбышеве (нынешняя Самара) — отец работал в «Волжской коммуне», тогда крупнейшей газете региона. Пару раз он брал меня в Тольятти — там строился новый автозавод, а затем я рассказывал одноклассникам, что завод — это как сто, нет, как тысяча наших школ! Мне завидовали.

Однажды в нашу крохотную квартирку набилась толпа папиных друзей-журналистов — придумывать название для новой советской машины. Было накурено, шумно, но я был счастлив — меня не прогнали спать, а взрослые даже слушали мои предложения: я тоже выбирал имя!

При чем здесь автомобиль президента? Я расскажу.
RIA-311104-Original.jpg

Фото РИА Новости

Я не знаю точно, кто именно и при каких обстоятельствах подтолкнул Бориса Ельцина сменить ЗИЛ на бронированный Mercedes, но расчет был точным: в лице госструктур откроется гигантский рынок сбыта иномарок. И Ельцин, возможно, не осознавая того, дал знак: вот теперь можно. Естественно, с учетом нюансов иерархии.

Дмитрий Анатольевич! Я поездил на представительских ЗИЛах. Не нужно быть экспертом: все они хуже Мерседесов S-класса даже двадцатилетней давности. Потребительские качества ЗИЛов остались в начале восьмидесятых годов прошлого века. Но, ей-богу, сейчас — именно сейчас и именно Вам! — время пересесть на ЗИЛ.

Очевидно, что в ответ на запрос о «технической» возможности такого шага Вам дадут отрицательное заключение. Производство развалено, есть проблемы с запчастями, слаба активная, да и пассивная безопасность. Наконец, это накладно: довести ЗИЛ хотя бы до уровня «сто сорокового» Мерседеса выйдет дороже, чем заказать в Германии еще пару бронированных машин! А к бюджету, как Вы не раз призывали, нужно относиться рачительно. Все верно, а потому можно и не вспоминать о коррупционном скандале, затронувшем госструктуры, закупающие Мерседесы.

Но очевидно и другое. Если Вы твердо скажете, что, например, через месяц начнете передвигаться только на ЗИЛе, то найдется все. Шатуны и поршни, тормозные колодки и диски, амортизаторы и втулки… Чего не будет в запасниках, то будет прецизионно изготовлено — если не на ЗИЛе, то в инструментальном цехе любого оборонного завода. Смогли же к параду Победы подготовить три практически новых ЗИЛа! Через полгода мотор оснастят распределенным впрыском, перестанет «тупить» автоматическая трансмиссия, еще через год появится система стабилизации — и тогда же Вам покажут эскизы ЗИЛа нового поколения, расскажут об уникальных защитных материалах, включая новейшие стекла из города Гусь-Хрустального... Да и Вам, как мне кажется, процесс будет интересен: модернизация! Только не надо затягивать.

Станет ли новый ЗИЛ лучше, чем Ваш Mercedes Pullman? Нет. Слишком долгим был перерыв: на возрождение конструкторской школы уйдут годы, а то и десятилетия.

Изменится ли в лучшую сторону отношение к Вам? Это у кого как. У меня — да. Смело отвечаю и за своего отца-фронтовика: да.

Поможет ли это автомобильной отрасли, если не считать тех, кто будет непосредственно вовлечен в проект? Да. Причем в перспективе — не менее эффективно, чем многомиллиардные вливания в тот же АвтоВАЗ.

Теперь я гораздо чаще, чем тогда, с отцом, бываю на автомобильных заводах. Дело швах. И каждый раз разговоры с конструкторами сводятся к отчаянному вопросу: а нужен ли России свой автомобиль? Нужен ли, если даже президент предпочел иномарку?

Я далек от мысли, что если Вы пересядете на ЗИЛ, то вскоре в России появятся автомобили европейского уровня: при нынешнем положении дел нам уже впору ориентироваться на корейские машины. А пройдет еще три-четыре года — и на китайские. Но с Вашим шагом появится хотя бы импульс, надежда — то, чего нам, Вашим соотечественникам, сейчас так не хватает. Наш президент ездит на нашем автомобиле!

А что такое «наш автомобиль»? Бытует удобное мнение, что собранные в России иномарки, особенно с относительно высоким уровнем локализации — вполне себе «наши». Лукавство. Да, современный автомобиль — это своего рода интегратор: в его создании и производстве принимает участие множество фирм, разбросанных порой по всему миру. Но «наш» — это когда в нашей стране находятся центры компетенций, когда нашей стране принадлежат права на интеллектуальную собственность, когда у нас происходит большая часть так называемых переделов.

Вот представительский ЗИЛ — автомобиль наш, а BMW из Калининграда (кстати, с мизерной локализацией) — немецкий. Замороженный перед началом подготовки к производству ВАЗ-2116 — наш, а выпускаемый в Москве Renault Logan — французский. Внедорожник Тигр из Арзамаса — наш, а IVECO LMV, который планируют собирать на КАМАЗе, — итальянский. Надо ли говорить, что иностранным производителям тем уютнее в России, чем меньше здесь «наших» автомобилей? И глупо их в этом упрекать.

А может, «умерла так умерла»? Ну не наше это, не российское — разрабатывать автомобили? Промсборка иномарок — еще куда ни шло, а чтобы полностью, от концепции до конвейера… Вот и Вы, когда зашла речь о пьянстве за рулем, высказались в том духе, что не готов еще наш народ к тому, чтобы в России действовали нормы предельной концентрации алкоголя в крови. Наши, мол, выпьют рюмку — и пошло-поехало. А один чиновник был и вовсе краток: не тот, говорит, у нас «человеческий материал».

Но что же получается? В Китае или Корее «материал» тот, а у нас — нет? И вот что любопытно. Несмотря на то что качество китайских машин («конструктив», безопасность, надежность) все еще уступает российским автомобилям, китайские лидеры все же ездят на «своих» автомобилях! Та же картина в Южной Корее. Я уже не говорю о лидерах стран антигитлеровской коалиции — там только на «своих»! За исключением Президента России.

Я снова об отце. Упаси меня* бог в разговоре с ним обмолвиться об ущербности нашего «человеческого материала»! Попадись я под горячую руку — и получил бы затрещину. Он до самой смерти считал себя частью великого народа-победителя. И гордился этим.

Впрочем, мне ли впадать в пафос? Я ведь тоже езжу на иномарке, тоже, кстати, немецкой и тоже недешевой — у меня Porsche 911.

Дмитрий Анатольевич! Если Вы пересядете на ЗИЛ, то я в тот же день предложу вазовцам забрать мой Porsche. Потому что каждый конструктор, особенно из тех, кто занимается тормозами, эргономикой, управляемостью, всем тем, что формирует «интерфейс» между водителем и автомобилем, обязан периодически ездить на такой машине. А взамен попрошу один из ходовых макетов остановленного по просьбе французов «Проекта С». Тем более что мы в Авторевю — кстати, не без методической помощи специалис*тов ВАЗа — поднаторели в ускоренных испытаниях на надежность. Из этой машины мы вытрясем душу. Вытрясем ее и из конструкторов, коли будут выявлены «косяки». Чтобы в серию пошел автомобиль, за который ни нам, ни Вам не было бы стыдно.

Что-то подсказывает: если Вы предпочтете ЗИЛ, то «Проект С» может быть реанимирован. И не только. В Нижнем Новгороде, возможно, начнут собирать не Mercedes Sprinter, а дадут зеленый свет собственной разработке — Газели-3. К слову, права на бренды Чайка и Победа тоже за ГАЗом. Зашевелятся и ульяновцы: они, как и Вы, поймут, что Mercedes G-Wagen в колонне сопровождения Вашего ЗИЛа — моветон. С названием модели там уже все в порядке — Patriot, а мощную (как вариант — еще и бронированную) версию можно назвать Patriot-President. Хотя я бы предпочел кириллицу.

И тогда, быть может, не оборвется последняя нить, удерживающая конструкторскую школу России над пропастью.

Инвестиции? Спрос? А много ли найдется губернаторов, которые после Вашего шага продолжат инвестировать бюджетные деньги в развитие немецкого автопрома, спуская по двадцать с лишним миллионов рублей на бронированные — почти как у Вас! — Мерседесы? И никаких запретов и понуканий! Да, Президент России выбрал российский автомобиль, а все — пусть как хотят. Свобода выбора. И пошлины повышать не надо: конкуренция — великая вещь! Надо лишь внятно разъяснить, что же это такое, российский автомобиль. А то не ровен час получим очередную буффонаду, как это уже было со сборкой BMW в Калининграде.

Наивно? Импульсивно? Это от отца.

A если взвешенно, то Mercedes Pullman — лучший в мире представительский автомобиль. И хотя я не уверен, что ателье Carat Duchatelet, готовившее для Вас один из автомобилей, смогло обеспечить столь же сбалансированную защиту, как на лимузинах Mercedes Pullman Guard (там интегрированное бронирование начинается на ранних этапах постройки кузова), но все равно — Ваш автомобиль наверняка круче, чем у лидеров Китая или Южной Кореи. Ведь в Германии машинами такого рода занимаются более восьмидесяти лет, а там — без года неделю.

Вот только отец бы не понял. И, боюсь, не простил бы. Несмот*ря на то что война не позволила ему получить высшее юридическое образование, он был энциклопедистом с широчайшими взглядами. Но, как и многим фронтовикам, «чувство полутонов» ему порой изменяло: либо свой, либо чужой.
AP100507124756.jpg

Вот на этом автомобиле георгиевская ленточка хороша. А на Мерседесе — фарс

Фото AP
Какие мнения?

AP100507124756.jpg


RIA-311104-Original.jpg
 
Реклама
Miukku

Miukku

Слонопотамская гвардия
Письмо тронуло, однако, навряд ли оно так тронет банду медвепутов и иже с ними. В реальность возрождения производства подобных машин я слабовато верю...
 
Topper

Topper

Старожил
Для того, чтобы что-то сделать, нужно что-то делать. Для того, чтобы получить крепкую мастеровитую страну, нужно начать создавать крепкую мастеровитую страну. Кто-то правда настолько наивен, что полагает, что нынешнее положение не создано нежной заботой и кропотливым трудом нескольких Президентов и прочими малыми иже с ними? Для того, чтобы непринуждённо тырить бабло в промышленных масштабах, нужно создать страну, в которой можно непринуждённо тырить бабло в промышленных масштабах, - всё очень просто, сказки - обман, солнечный остров скрылся в туман... То, что в России бардак - наглая ложь. В России - идеальный порядок, просто он заточен несколько под другое. ;)
 
vm

vm

фрапессор
Хм, странное письмо, тем более от автомобильного эксперат. На память приходят совершенно "исконные" отечественные автомобили:

Боевые генералы и марашлы восвю рассекали на потомке вот этой машинки:



Командиры помладше не гнушались такой машинкой:




три четверти служили РККА также исправно:



Большинство "Катюш" были на шасси совершенно несоветского происхождения:



Так чего бы не понял отец-фронтовик?
 
С

Сибчикагец

Старожил
vm, сравнивать не стоит, пожалуй. Или сравнивать - так уж с тем, на чём тогдашний руководитель страны ездил.

Далеко не всегда разделяю пафос желающих кого-то пересадить на отечественное. Но в случае автомобилем Президента согласен с наличием глубокого символизма, который важен для страны. И согласен с этой смысловой увязкой, что отдельный символ может стать движущей силой для изменений в правильном направлении в масштабах всей страны.
 
P

Perkelle

Ушёл на avia.ru
Честно говоря, только здесь и сейчас узнал, на чём ездит президент. Но как-то понятно было, что не на Приоре. Как типичный представитель быдло-класса, не брошусь из-за высоких идей менять свой Ниссан на Жигули, а в то, что Президент - символ, не верю.
Мысль, сквозящая в статье, мол, отец бы не понял - ну и что? Он многого бы не понял, ни компьютера, ни микроволновки.
 
vm

vm

фрапессор
Или сравнивать - так уж с тем, на чём тогдашний руководитель страны ездил.
Отец народов любил паккарды:





И только во второй полвине 40-х, по мотивам тех же паккардов появились ЗИС-110 и ЗИС-115, но товарищ Сталин отдавал предпочтение все-таки американцу.
 
М

Миша

Старожил
Господин Подорожанский банальный демагог.
Пересесть на что? На ЗиЛ? А где он? Возобновить производство. Ха-ха. Оно умерло. Совсем. Ещё в середине 90-х. И восстановить его совершенно нереально.
Пустая демагогическая статья, даже дочитать не смог себя заставить.

Если ставить вопрос, на чем должен ездить Президент России? То, да на мой взгляд это должна быть отечественная машина. НО. Её просто реально НЕТ. Если задаться целью, то в принципе родить можно, но не на ЗиЛе совершенно точно.

но товарищ Сталин отдавал предпочтение все-таки американцу.
Не надо разводить демагогию, достойную господина Подорожанского. С появлением ЗиС-115, товарищ Сталин ездил исключительно на нём, на откидном правом сиденье дополнительного ряда – исторический факт.
 
С

Сибчикагец

Старожил
А вот интересно: письмо в журнале появилось ДО или ПОСЛЕ появления недавних сообщений о намерении Президента пересесть на нашемарку? Если ПОСЛЕ, то это... очень гражданственно и смело.
 
vm

vm

фрапессор
Миша, есть свидетельства, что, например 19 февраля 1953 года – из Кремля на дачу в Кунцево Сталин ехал именно на Паккарде. В последний раз.
 
Реклама
М

Миша

Старожил
есть свидетельства, что, например 19 февраля 1953 года – из Кремля на дачу в Кунцево Сталин ехал именно на Паккарде. В последний раз.
Тема – «товарищ Сталин и ЗиС-115», обсосана и изжована изрядно, есть куча воспоминаний и свидетельств водителей, охранников.
Вообще ЗиС-110 и его бронированная версия ЗиС-115 (весьма технически отличавшееся от ЗиС-110, потому как несла весьма тяжёлую броню тех времён) создавались исключительно потому, что вождь Страны Советов был должен ездить на отечественном автомобиле. До войны это не вышло, потому как ЗиС-101, явно не дотягивал до уровня «машины вождя». А после войны главе державы победительницы просто по статусу был обязан ездить на отечественном автомобиле. И на ЗиСе с явной оглядкой на Паккард создали ЗиС-110(115). И всё Сталин пересел на него. Иосиф Виссарионович не Леонид Ильич, он к своему транспортному средству относился весьма спокойно. И после этого он уже не ездил на автомобилях вероятного противника, это бы было непростительным примером идолопоклонничества перед Западом, с чем как раз в то время велась непримиримая борьба.
 
vm

vm

фрапессор
Миша, так и паккард был непростой - тоже бронированный. И небл Сталин так уж равнодушен к автомобилям - одна история про дареный мерседес чего стоит.
 
С

Сибчикагец

Старожил
vm, думаю, в этой истории важнее другое. И Брежнев "Мерседесами" увлекался. Но спроси советского человека: "На чём ездили Сталин и Брежнев" - "На нашем". Спроси россиянина: "На чём ездит Медведев и Путин" - "На чужом".
 
Lukas

Lukas

Старожил
Ладно, граждане, вот скажите мне такую вещь:
ЗИЛ (или иной другой отечественный завод) соберут вручную один эксклюзивный аппарат. Родина прикажет - соберут. С вероятностью 99% это будет отечественный кузов снаружи и тот же мерседесовский движок, иностранная коробка и все прочее внутри - ну кто бухнет сотни миллионов в возведение нового завода 12-циллиндровых легковых движков, если в стране таких машин серийно не выпускается? Так же по всем прочим агрегатам.
Ну ладно - собрали очередную "Супер-Марусю"для Президента. Даже четыре (Президенту, Премъеру,Патриарху и запасную). Остальным президентский автомобиль не положен просто по статусу, так что надеяться на то,что олигархи бросятся за президентом сотнями покупать такие же, не имеет смысла. НА капоте ЗИЛовский или Камазовский значок, всю страну переполняет гордость.
Как эти 3-4 машины помогут развитию отечественного автопрома? Появится супер-Калина с V12?
 
vm

vm

фрапессор
Lukas, какая тут нафик гордость: http://www.kp-avto.ru/article/9441/print/

Транспортные кооперативы Манагуа практически восстали против правительства и утром организовали марш требуя найти немедленное решение проблему постоянных поломок 110 русских автобусов, которые работают на городских маршрутах. Демонстранты заявляют, что новые русские автобусы которые им вручили - это «чистый металлолом», и каждый ремонт обходится в среднем 5 тысяч кордобов. Они чувствуют себя обманутыми и угрожают возвратить правительству эти 110 новых русских автобусов, которые уже начинают разваливаться и непригодны к эксплуатации, пишет блоггер на blog.kp.ru по материалам газеты «Ла Пренса».

---------- Добавлено в 18:23 ----------

Но спроси советского человека
значит я не советский 8-)
 
Lukas

Lukas

Старожил
может, взять к себе на работу голландского премъер-министра? Будет ездить, как у себя в Амстердаме, на работу на велике, велосипедную промышленность поднимем - всей стране от мала до велика будет радость и польза
 
vm

vm

фрапессор
Lukas, а че - голландские футбольные тренеры у нас уже есть :D
 
A

AIR1982

Новичок
Бредовая статья-пиар своего журнала. Какой смысл чего-то писать Медведеву? Он всё-равно не послушает его, даже если и прочтёт статью. Давно ясно, что с автопромом будет то же, что с авиапромом. Ничего уже никто там сделать не может и не хочет. Покричат сейчас и забудут, как уже почти забыли о Ту, Ил и т.д. Всё идёт наоборот в сторону западного. И не факт, что новый президент не заменит Ил96 на А340. Что уже начало свершаться пока в образе Фалькона.
 
Реклама
Махмуд

Махмуд

Директор керосина
Михаил Иосифович изящно пропиарился, не забыв рассказать миру про свой ПОрше 911... Он, конечно, в нашем деле очень авторитетный гражданин, но этот текст - реально белочка какая-то. Какой в жопу ЗИЛ? Какой отечественный лимузин? Такое впечатление, что писал человек живущий в Джибути. который не знает, что случилось с заводом, с цехом по производству лимузинов, а главное, со специалистами. На Парад кое как сляпали новые кабриолеты с агрегатами от Тахо. Про то, что "родословные" машин тупо жгли во дворе завода, даже говорить тошно. Тьфу!