Невнятное видео пятилетней давности?
А уж фраза "
Техническая реализация управления вектором тяги достаточно сложна и требует серьезного изменения конструкции самолета. В целом во всем мире существует лишь несколько серийных истребителей, на которых реализовано управление вектором тяги: Су-30 Су-35С, Су-57 и F-22" повеселила изрядно.
Я одного не пойму: десятки лет сотни людей пилят -выпиливают некое плоское сопло с УВТ, а форумные эксперты говорят: «дураки»! Мне достаточно понятны проблемы двигла, оснащённого такой приблудой.
Вы просто не в курсе "полной" истории появления на F-22 того самого плоского сопла с УВТ.
Амы повесили на него сразу несколько задач.
Во-первых, это снижение ИК-заметности - за счёт того, что "турбину меньше видно".
Во-вторых, это улучшение ВПХ - как за счёт лучшей управляемости на взлётных / посадочных режимах, так и за счёт реверса тяги, который, по мысли разработчиков, было проще получить именно на плоском сопле (варианты "Торнадо" и "Виггена" их решительно не устраивали).
Ну, и в-третьих, это то самое улучшение маневренности.
В общем, вундердевайс - одним махом троих побивахом. Однако реальность внесла коррективы.
Сначала выяснилось, что для заметного снижения ИК-заметности(sik!) сопло нужно "растягивать" до соотношения сторон 1:4, а ещё лучше - до 1:8 (как на F-117). Однако при этом потери в сопле зашкаливали. Поэтому ограничились "демонстрационным" соотношением 1:2, которое помогает снижению ИК-заметности, как мёртвому припарки.
Под исследования ВПХ (и "маневра") построили демонстратор F-15 STOL/MTD (Maneuver Technology Demonstrator). Результаты были отличными: разбег сократился на четверть (справедливости ради, там ещё и ПГО было), пробег - до пятисот метров. Сокращение пробега достигалось за счёт реверса. Однако опыт эксплуатации плоского сопла с реверсом на демонстраторе показал, что существуют проблемы с ресурсом, наблюдаются тепловые деформации конструкции ХЧФ и прочие баги. В общем, решили не заморачиваться с реверсом, и F-22 получил посконный и домотканый тормозной парашют.
С улучшением маневренности тоже получился облом. Да, F-15 STOL/MTD демонстрировал полёт на углах атаки до 85-ти градусов. Однако же получалось это только на скоростях порядка двухсот узлов. А вот выше момента УВТ уже просто не хватало. То есть область применения УВТ ограничивалась авиашоу и - возможно - взлётом/посадкой (при наличии соответствующей а/д конфигурации самолёта).
На упомянутый демонстратор повесили круглое 3D-сопло (F-15 ACTIVE), которое должно было работать лучше. Но и это не помогло. В итоге, идея тихо умерла.
Однако же
невъе...ный уровень новизны надо было продемонстрировать!
Посему на "Рапторе" оставили то самое плоское сопло с УВТ, которое решает одну задачу: показывает, на что ушла часть денежек американских налогоплательщиков.