Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров заявил РБК, что не видит в действиях Белоруссии нарушений международных авиационных правил. «Белоруссия, как член ICAO (Международная организация гражданской авиации), отвечает перед международным сообществом за безопасность полетов гражданских воздушных судов в своем воздушном пространстве. Соответственно, любые действия, которые они предпринимают для обеспечения этой безопасности, они абсолютно правомерные», — считает Гусаров. По его мнению, ответственность наступает в том случае, если бы Минск не отреагировал на поступивший сигнал.
«Мы не будем обсуждать, был ли сигнал, не был ли сигнал, во всяком случае белорусские авиационные власти говорят, что был. Они сообщили об этом командиру воздушного судна, и поскольку он находится на территории Белоруссии, он должен подчиняться указаниям диспетчерских служб — подчиняться правилам воздушного пространства того государства, в котором он находится», — уверен Гусаров.
Сопровождение самолета истребителем МиГ-29 также не противоречит нормам, так как нет данных о том, что он угрожал лайнеру или делал опасные маневры, отметил Гусаров. «Вот тогда бы да, встал вопрос о правомерности такого принуждения. В данном случае принуждения не было, командир выполнил указания диспетчерских служб <...> ICAO — неполитическая организация, которая ставит безопасность пассажиров во главу угла <...> если был сигнал, спецслужбы отработали, ничего не случилось», — сказал Гусаров.
По словам авиаюриста Алексея Елтунова, если обращаться к международным конвенциям, в данном случае нет грубых нарушений. «Но ситуация из ряда вон выходящая, я не совсем понимаю, зачем был поднят в воздух боевой самолет, хотя командир воздушного судна, судя по публикациям, и не отказывался приземлиться», — указал он.
Юрист отметил, что международные стандарты — ни Чикагская, ни Монреальская, ни Гаагская конвенции — не регулируют порядок действий государств, в воздушном пространстве которых пролетает предположительно заминированный самолет. По словам Елтунова, решение в таких ситуациях принимает командир воздушного судна, руководствуясь, в частности, инструкциями авиакомпании, реальными обстоятельствами происходящего, а также национальным правом государства, которому принадлежит авиакомпания.
Подробнее на РБК:
Опрошенные РБК эксперты считают, что Белоруссия не нарушила международных правил, дав указание экстренно посадить лайнер. Однако ситуация с привлечением истребителя МиГ-29 неординарная, отмечают они
www.rbc.ru