И снова о "джинсе"
Очередной скандал произошел на медиа-рынке. Как выяснилось, пытаясь сделать новость о своих финансовых проблемах в «Коммерсанте» менее критичной, авиокомпания «Трансаэро» фактически нанесла этому уважаемому издание серьезный «удар по репутации». Ведь из-за «Трансаэро» «Коммерсант», который всегда заявлял о своей независимости и репутационной взвешенности, пошел на грубое нарушение существующих правил профессиональной этики для СМИ.
Все началось с того, что в номере «Коммерсанта», который вышел сегодня (5 июля 2013 года – прим.ред.), на 7 полосе была опубликована статья, имеющая следующий заголовок: «Трансаэро» приземлилось в убытке»». Данный материал был посвящен тем убыткам, которые получила «Трансаэро» после налогообложения за 2012 год. Отметим, что этот же заголовок стоит не только в печатной версии издания, но и значится в системе регистрации информации СМИ на IT-сервисе «Яндекс-новости». Однако, при заходе на сайт самого «Коммерсанта» мы видим совершенно другой заголовок, который появился в Интернет-версии издания уже после выхода оригинального материала. Так теперь эта же статья озаглавлена так: ««Трансаэро» совершило мягкую посадку». Иными словами, заголовок был почти полностью изменен! Ведь он не только перестал быть резким и однозначным, но и, что самое главное, перестал упоминать тему убытков авиакомпании. Видимо, здесь усматривается лишь классический принцип «ловкости рук и никакого мошенничества».
В этой ситуации с «подменой заголовков» интересы «Трансаэро» вполне понятны. Все дело в том, что теперь в этой статье в «Коммерсанте» не выпячивается на первый план тема про неудачи и убытки авиакомпании. Разумеется, это сделано с учетом того, что обыкновенный пользователь, как правило, лишь поверхностно «пробегает» новости, в основном обращая свое внимание именно на их заголовки. А, когда рядовой пользователь читает про то, что у авиаперевозчика произошла «мягкая посадка», он не придает этому особое значение и продолжает читать новостную ленту дальше. Таким образом, подобным «информационным мошенничеством» представители «Трансаэро» фактически делают все риски для себя минимальными.
Однако, для «Коммерсанта» это событие является, по сути, концом его серьезных амбиций и перечеркнутой карьере, как непредвзятого и независимого СМИ. Во-первых, это так грубо и топорно сработано с профессиональной точки зрения, что остается лишь удивляться такой банальной наивности руководства издания, которое, похоже, было уверенно, что смена заголовка останется незамеченной для широкой общественности. Ведь, по мнению профессионального сообщества журналистов, замена заголовка на уже опубликованной (не только на сайте, но и в печатной версии) статьи является, по сути, «невиданным делом»! Ведь, как известно, заголовок утверждается вместе со статьей. А это означает, что заголовок нельзя изменить в угоду чьих-либо корыстных интересов. Но в «Коммерсанте» смогли сделать и это. И здесь возникает вполне логичный вопрос: «А зачем, собственно говоря, руководству «Коммерсанта» идти на подобный риск, способный разрушить годами выстраиваемую положительную репутацию на медиа-рынке?» Ведь, по факту, этот инцидент показывает то, что «Коммерсанту» можно диктовать свои условия. И это смогла сделать именно авиакомпания «Трансаэро». По мнению специалистов в сфере СМИ, подобный «провал» в информационной политике этого издания связан с назначением на должность президента ИД «Коммерсанта» Дмитрия Сергеева, который, как известно, в течение последнего года только и делает, что пытается решить проблемы газеты и вывести ее из кризиса. Однако весьма странно, что вместо формирования новой команды, Сергеев начинает использовать такие приемы, которые, с профессиональной точки зрения, являются, мягко говоря, нелепыми. И если сегодня Сергеев в угоду заказчика пошел на изменение лишь одного заголовка, то, где гарантия, что завтра он не решиться полностью исказить суть освещаемой проблемы?
Как известно, деловая репутация строится в течение многих лет, а рухнуть она может буквально в один момент. К сожалению, теперь пошатнувшуюся репутацию «Коммерсанта» уже нельзя будет спасти одним лишь исправлением заголовка.
http://moscow-post.ru/politics/kak_transaero_ustroilo_tsenzuru_kommersantu11976/