Ан-12
Пилотажно-навигационное оборудование
Обеспечивает определение местоположения и курса самолёта и полёт по заданному маршруту.
Пилотажно-навигационное оборудование (ПНО) облегчает пилотирование самолёта в сложных метеоусловиях и ночью. ПНО состоит из электрогидравлического
автопилота АП-28Д1, курсовой системы КС-6Г, астрокомпаса ДАК-ДБ-5,
магнитных компасов КИ-13,
навигационной автономной системы НАС-1Б1-28,
авиагоризонтов АГД-1, указателя поворота ЭУП-53,
автоматического навигационного устройства АНУ-1 с трассой или ДИСС 013, барометрического
высотомера ВД-10,
вариометра ВАР-30-3, комбинированного
указателя скоростиКУС-1200,
термометра наружного воздуха ТНВ-15 и
часов АЧС-1 и АВРМ. На модификации БК установлен комплекс ПНК-1,установлена курсовая система ТКС-П,КПП-М,НПП,обеспечивающие полёты как в магнитной коррекции, так и в условной системе координат, позволяющие осуществлять пилотирование самолёта в директорном режиме.
Радионавигационное оборудование состоит из приемоиндикатора местоположения самолёта в гиперболической
системе координат, аппаратуры слепой посадки СП-50,
радиовысотомера РВ-2 с сигнализатором С-2В, двух автоматических
радиокомпасов АРК-11 и маркерного приёмника МРП-56П.
Ту-16
Пилотажно-навигационное оборудование включает: астрономический компас АК-53П или АК-53А; авиационный секстант ИАС-51; дистанционный астрономический компас ДАК-50М или ДАК-2, или ДАК-Б или ДАК-ДБ-5В; навигационный индикатор НИ-50Б или авиационное навигационное устройство АНУ-1; дистанционный компас ДИК-46 или ДГМК-7; авиагоризонт АГБ-1 или АГБ-2 или АГД-1; гирополукомпас ГПК-48 или ГПК-52; выключатель коррекции ВК-53РБ; электрический указатель поворота ЭУП-46 или ЭУП-53; магнитный компас КИ-12, изредка устанавливался КИ-13. Механические и электромеханические приборы в кабине: электрические указатели температуры наружного воздуха ТУЭ-48 или ТНВ-1; термометр воздуха в кабине ТВ-45; акселерометр А-8 или АС-10; указатель положения закрылков УЗП-47; авиационные часы АЧХО или АЧС-1 и АВР-М; расходомер воздуха, поступающего в кабину РВУ-46У; манометры гидравлические тормозов МГ-250Ц, МГ-150Ц; манометры воздушные МВ-250Ц, МВ-10Ц.
Радионавигационное оборудование включает систему СПИ-1 для определения местоположения самолета относительно наземных радиостанций (позже замененную на радиосистему ближней навигации РСБН-2С «Свод»), два автоматических радиокомпаса АРК-5, радиовысотомер малых высот РВ-2 (РВ-УМ), радиовысотомер больших высот РВ-17М, систему слепой посадки «Материк», радиотехническую систему дальней навигации А-711 или А-713, установленную на некоторые самолеты после 1980 г.