основные доводы в пользу той или иной компоновки - ?
моё мнение- разное назначение этих машин.
Например, корабль- сухогруз. У него рубка/ надстройка в кормовой части, т.к. оптимально управление системами, постоянно груз под надзором и наверное самое главное распределение нагрузки на корпус судна, включая компоновку машин и механизмов. Плюс использование объёма трюма- нет ни двигателей, ни валов, ни основных коммуникаций, рубка и машина всё в корме.
У рыболовецкого или исследовательского судна- рубка в носовой части, т.к. необходимо вытягивать сети, специальное оборудование (лоты, буи и т.д.) по ходу судна. Т.е. судно идёт и работа по установке сетей или оборудования идёт с кормы, что не мешает ходу судна.
Тоже самое и по тракторам. Трактор с кабиной впереди оборудован лебёдкой сзади для корчевания деревьев или перевозки грузов путём их затягивания на платформу.
И трактор на первой картинке- это универсальное самоходное шасси, выпускался в Харькове на заводе ХЗТСШ. расположение кабины просто завязано на простоту компоновки- мотор и кабина сзади (распределение нагрузки на ведущий мост), груз впереди.
P.S.
и если совсем развернуть тему- то у авианесущего судна рубка сбоку для обеспечения посадки и взлёта самолётов. У Круизных судов рубка интегрирована в надстройку, что само собой является плавающим отелем, где задача решена таким образом, чтобы вместить как можно больше народа с определённым комфортом, конечно.
Есть ещё чисто военные корабли, катера, там всё заточено под установку вооружения и спец.средств.
Поэтому, положение "кабины" в компоновке судна или машины определяется назначением судна или машины, так чтобы расположение кабины/ рубки не мешало и способствовало работе судна/ машины по назначению.