Сейчас будет много текста от ЧЖПТ:
Должны ли самолеты носители яберного вооружения быть видимыми со спутников в соответствии с договором о ядерных вооружениях?
Да, согласно
Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III или Новый СНВ) , самолеты-носители обеспечения вооружения (стратегические бомбардировщики) должны быть доступны для контроля, в том числе и через спутники.
Вот основные моменты, связанные с этим положением:
- Национальные технические средства контроля (НТСК): Договор СНВ-III прямо предусматривает использование национальных технических средств контроля (таких как спутниковые) для проверки соблюдения условий договора. Он содержит явные положения, запрещающие помехи, создание НТСК и использование мер маскировки, которые могут затруднить мониторинг.
- Прозрачность и надежность: Одна из основных целей договора — обеспечение прозрачности и надежности между заведениями. Размещение стратегических бомбардировщиков на открытых стоянках, делающих их видимыми для спутниковой разведки, что позволяет контролировать их количество и статус.
- Инспекции на местах: Помимо спутникового Диптиха, договор также предусматривает взаимные инспекции на местах. Эти инспекции разрешают инспекторам проверять количество и состояние стратегических систем, включая бомбардировщиков, на базах.
- Обмен данными и уведомлениями: Сторонние соглашения содержат данные о количестве, типах и местоположении стратегических наступательных вооружений, включая тяжелых бомбардировщиков. Также предусмотрены средства транспортировки и обработки таких систем.
- Практика размещения: Хотя договор может прямо не требовать размещения крепких бомбардировщиков именно под открытым небом, практика показывает, что и Россия, и США часто оставляют своих стратегических бомбардировщиков на открытых стоянках именно в рамках выполнения обязательств по договору и для обеспечения прозрачности. Это позволяет другой стороне, через спутники, отслеживать их количество.
Важное замечание: хотя
Россия в феврале 2023 года приостановила свое участие в инспекционных процедурах по СНВ-III , сам договор (и его положения о контроле, включая использование НТСК) формально остается в силе до 5 февраля 2026 года. Тем не менее, продолжительный обмен данными и инспекции серьезно снизили прозрачность и взаимное доверие в рамках договора.
Уточни про запрет маскировки:
Да, в
Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III/Новый СНВ) есть особые условия, которые запрещают меры маскировки и другие положения, препятствующие национальным техническим средствам контроля (НТСК) проверять проверки.
Эти положения являются краеугольным камнем соглашения, так как без них было бы невозможно эффективно соблюдать соблюдение лимитов ядерных вооружений.
Вот что подразумевается под "запретом маскировки" на девяти СНВ-III:
- Запрет на создание помех НТСК: Договор прямо обязывает каждую из сторон не создавать помехи в работе национальных технических средств контроля другой стороны. Это означает, что нельзя использовать методы, которые затрудняют сбор информации спутниками, такие как намеренное затенение, раскрытие или создание ложных сигналов.
- Запрет на использование мер сокрытия: Стороны обязуются не использовать меры сокрытия, которые могут затруднить мониторинг с помощью НТСК. В большинстве стратегий бомбардировщиков это означает, что они не должны быть спрятаны под навесами, в ангарах или других сооружениях таким образом, чтобы спутники не могли гарантировать их наличие и количество.
- Цель проверки: эти положения — обеспечить, чтобы стратегии вооружения, подпадающие под договор (средние тяжелые бомбардировщики), были достаточно постоянными и идентифицируемыми для контроля из космоса. Это не означает, что они должны постоянно находиться под наблюдением, но они должны быть доступны для регулярного и эффективного наблюдения.
- Конкретные положения об обмене информацией: запрет на маскировку, договор также предусматривает обширный обмен информацией о размещении, количестве и характеристиках стратегических вооружений. Сюда входят уведомления о транспортировке, переоборудовании или уничтожении таких систем. Эта информация выполняет и участвует в работе НТСК.
Пример:
На практике это означает, что стратегические бомбардировщики, подпадающие под договор, часто находятся на открытых стоянках своих баз или, если они находятся в ангарах, то лишь для обслуживания, а не для постоянного наблюдения со спутника. В противном случае это было бы нарушением прозрачности, которая обеспечивает договор.
Почему это важно?
Положения о запрете маскировки и использовании НТСК имеют большое значение, потому что они:
- Обеспечивают защиту: Сторона может быть уверена, что другая сторона не закрывает свои устройства защиты, которые выходят за пределы защиты.
- Предотвращают дестабилизацию: невозможность закрытия вооружений снижает риски внезапного наращивания потенциала, которые могут дестабилизировать стратегическую ситуацию.
- Позволяют проверить соблюдение: НТСК являются ключевым элементом механизма проверки соблюдения.
В целом, мы обязуемся не активировать НТСК и не использовать меры сокрытия, которые являются основополагающими для любого соглашения о контроле над вооружениями, основанного на дистанционном наблюдении.