С сайта
http://vtap339.ucoz.ru/index/0-43
КАТАСТРОФА
самолета Ил-76, пилотируемого командиром корабля в/ч 22689 военным лётчиком 1 класса капитаном Панфиловым Ю.И. 23 ноября 1979 г.
Этап и условия полёта:
заход на посадку, ночь, облачность 10 баллов, Ннго=150м, видимость 2 км.
Обстоятельства и действия экипажа:
Экипаж выполнял тренировочный полёт по "большой коробочке" при УМП. На прямой, после 4го разворота и довыпуска закрылков на 43°, на удалении 12 км до ВПП при нейтральном положении элеронов, началось самопроизвольное интенсивное (до 65°) кренение и разворот самолета влево со снижением со средней Vу до 25-27 м/с и с углом тангажа от -23° до +4° (в момент касания о землю). Через 1с после начала кренения командир корабля начал парирование крена полным отклонением элеронов и руля поворота вправо на угол >11° с одновременным отклонением руля высоты вверх и последующей дачей команды на уборку закрылков, что привело к уменьшению крена до 36,5° и изменению угла тангажа. По мере уменьшения крена командир корабля кратковременно (в течение 1с) отклонил элероны в положение, близкое к нейтральному, что снова привело к увеличению крена, которое командир корабля парирует полным отклонением элеронов и руля поворота, уменьшив крен до 33°-35°. Угол тангажа до +4°, Vумах=42 м/с, угловая скорость по крену до 10 град/с. Самолет развернулся на 180°, потерял высоту и с креном 33°-35° левой плоскостью задел за землю, полностью разрушился и сгорел. Экипаж погиб.
Причина:
Разрушение трансмиссии левого закрылка по КПН, в результате чего левый закрылок под воздействием аэродинамических сил убрался до 10° и при полностью выпущенном (43°) правом закрылке создало большой кренящий момент влево.