Реестр Як-38

Тут надо учесть...№ (Заводские.).присваивались самолетам выпущенные.САЗом...Но дело в том что "первые" Яки были..выпущены заводским ОКБ в Москве. а вот какие у них номера были?.К ПримеруВМУ№05...Кстати №05.(Московский)..не принадлежал 299полку.. а ОКБ!(Скорее всегоЛИИ) А после списания установлен как памятник...
 
Реклама
Тут не столько информация, сколько размышления в цифрах бортовых номеров. Привязка к реестру произвольная. Самолетами по БН31, которые распределялись между испытателями и 279 ап (других еще не было), заполнил пустые клетки известными и неизвестными БН, в т.ч. сакскими, т.к. часть самолетов потом перешла туда. На переход могли пойти самолеты, которые были выпущены на заводе по лето 1976г. Только трем место в реестре есть. Если учесть, что БН самолетов испытателей и 299 ап (вместо 279, так получилось после раздела, БН одинаковые) образуют один ряд, в т.ч. и в диапазоне БН с 50 по 67 - то перебора не должно быть. Может есть и исключения, о которых не знаю, у ЛИИ свой ряд...
 
Последнее редактирование:
vvm, у первых бортов, изготовления ОКБ (хотя на самом деле частично в их производстве участвовал и САЗ, готовясь к серии), заводских номеров нет, есть только обозначение "изделие", номер изделия и порядковый номер. Эти борта принято считать как раз Як-36М, поскольку серийное обозначение Як-38 было присвоено только бортам заводской постройки. Всего прототипов было 5 - четыре прототипа ВМ и одна спарка. Сохранилось их до наших дней только два - спарка в Саках и четвёртый опытный ВМ как учебное пособие в МАИ.
----
Насчёт принадлежности спарки ВМУ №05 - согласно всё той же Орешиной она как раз активно использовалась в 299 полку. Лётчики даже дали ей прозвище - Боливар.
 
Вопрос - на просторах сети была найдена вот такая фотография. Это Север или ТОФ? Известны ли какие-либо детали? В комментарии к фото было сказано, что это борт, который после катапультирования лётчика самостоятельно сел.
 
С изменениями в реестр вы поторопились, я рассчитывал на диалог, чтобы перенести два самолета, а получился монолог с печальным финалом, не надо было вносить эти рассуждения в реестр - посмотрите #502.

На фото - ВМ53, который служил в 299 ап, участвовал в операции Ромб в 1980г., детали происшествия 25.07.1983 мне тоже неизвестны, на взлете остановился ПД, летчика катапультировала САК, позже он служил на Востоке.
 
Последнее редактирование:
rotkinsa, извините за поспешность. Но многие из приведённых вами данных можно реально подтвердить имеющимися фотографиями. Что же касается поспешности - ну исправить потом ещё раз никто не помешает. Составляя реестр нельзя обойтись без допущений и предположений. Маловероятно, что когда-либо удастся абсолютно точно его заполнить, разве что КБ поделится данными. Переносить борта в реестре можно, я это уже делал ранее, уходя от исходных данных Гордона. Впрочем то, что он называет множество заводских, говорит о том, что у него были либо документы, либо фотоматериалы. Кстати как раз с афганскими бортами связана необходимость переноса данных - об одном из них появилась подтверждённая информация (заводской и серийный номера), которая реестру не соответствует. Исходя из диапазона номеров окружающих их бортов, придётся перенести порядка 15 записей, что очень трудно. Я пока не решаюсь это сделать, ожидая дополнительной информации.
 
Мешанина получилась... В 8 партии самолеты 279 ап ВМ33 - 35 и 58, происшествие было 10.07.1980, но не авария.
 
Последнее редактирование:
По ВМУ№05..Я когда прибыл в Саки в 77г то борт уже стоял на "приколе".без двигателей..уже снятый с эксплуатации...А " Активно " использовались..ВМУ№04и№06....И ВМУ№08 при мне только полученная с САЗа..(ТОФовская)..!
 
А на Фото..естественно Саки 299 полк...даже узнаваемые фигуры "Вверху" на стремянке..Виктор Дмитриевич Новиков (Инж АЭ)а чуть ниже Николай Торшин (ТЭЧ)...А вот кто из ТОФовских отличился? я не припоминаю...Надо будет уточнить.!...и еще На ТОФе был тоже Борт№53...И тоже с аналогичным повреждением..который встречается на фото... в частности и здесь... Поэтому не надо путать...!
 
Реклама
Тут нет путаницы, восточные ВМ33 - 35 были из 5 - 6 партии, соответственно северные - из 8. Мне удобней смотреть по списку в Википедии. Бортовой 53 несли 3 самолета. Этот - сакский, северный с желтой стрелой на борту вместо заводского номера и тофовский. Путаница в реестре среди БН 21-31 с моей помощью. Борта названы правильно, а расставлены произвольно.
 
Последнее редактирование:
Дополнение к " реестру" Судьба БН-17.(Як-36:М.).0303.Самолет..эксплуатировался...в299..полку..При перелете из Сак на ТАКР "Минск"перед "переходм" отказал один ТОФовский ..борт...Сейчас немогу вспомнить кажется БН-48..Я в то время был на ТАКРе смотрим "последним ".. заходит " узкая колея"..БН-17...Мы все конечно были в Шоке!.Весь "переход" самолет не летал ...так и простоял в конце ангара...Единственный вылет он совешил при перелете на АС "Пристань"...И больше у нас он не летал...В начале 80г.г борт списали и отправили..во Владивосток в ШМАС..как учебное пособие!


---------- Добавлено в 13:47 ----------


По БН46..0407..Самолет На ТАКРе "Нворссийск" в1984г во время опробования СУ..загорлся...и практически фюзеляж сгорел....носовая часть более менее сохранилась...После был с корабля переправлен на Аэродром....и естественно списан..!


---------- Добавлено в 13:54 ----------


В реестре БН-83..0513..Указано что "переделан" в Як-38М....Конечно утверждать не могу....Но помоему это -Не возможно! из-за конструктивных отличий фюзеляжа!
 
vvm, а в какую конкретно ШМАС 03-03 передали не знаете? (уже сам нашёл - Владивосток (6 км), в/ч 34278, 123-я ВШМС(а) КТОФ, расформирована в 1997 году) Правда борт вряд ли сохранился, все Владивостокские ШМАС расформированы.
----
По 07-04 №46 - а это происшествие имело место случаем не 2 февраля? На эту дату записано какое-то АП, но нет подробностей.
----
Теперь про переделку в Як-38М. Да, это действительно имело место. Два серийных Як-38 были построены как прототипы Як-38М. Но это скорее не переделка (неверно я выразился, надо было по другому), вероятно в процессе их изготовления часть деталей и конструкций были заменены на детали от ВММ. Таких борта было два - 13-04 и 13-05 №82 и №83. Пожалуй внешне от М-ки их можно отличить только по отсутствию Опушки.
 
Последнее редактирование:
rotkinsa, а не могли бы рассказать о каких то деталях АП с бортом 34? И про борт 35 - он после той аварийной посадки был списан или восстановили?
 
БН-46..Загорелся при гонке двигателей (попадание постороннего предмета) в Июле1984г Корабль стоял в Амурском заливе во Владивостоке Зрелище было впечатляющее..! Оличие Як-38 от Як38М внешне ..это "удлиненный" воздухозаборник..ПМД.и управляемая "передняя" стойка.. Хотя на Як36М доБН-19(0503) стойки "передние" также были"управляемые"! А все самолетные агрегаты и оборудование единтично и взаимозаменяемое.(за исключением конечно двигателей!)
 
БН-83 на фото в Реестре..интересный экземпляр! Это чисто"М" !...Инрересно как он в Винницу попал?..
 
vvm, БН83 это как раз прототип Як-38М. Он летал в Кировском, где каким то образом избежал разделки (наверное потому, что летал с борта ТАКР "Тбилиси", единственный из Яков) и году в 2001 был передан в музей в Винницу.
 
Я Так и предпологал!! Потому что у нас в Саках такого борта не было...! С " Тбилиси"?...это я впервые слышу.!.На сколько я информирован..Яки с " Тбилиси" (Кузнецов) не летали ..А вот с "Горшкова"(Викримадитья)...летали и БН-40 замечен был...! и вообщето удивительно почему 83-борт не был доработан..под "Опушку"!....
 
Коротко об аварийности. Когда летали Яки не было АП и инцидентов, а были ЛЕТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ (ЛП): КАТАСТРОФЫ - случаи, связанные с гибелью экипажа и потерей самолета, АВАРИИ - когда восстановление ЛА считалось нецелесообразным (более 5% стоимости) ипи потеря ЛА при условии спасения экипажа, ПОЛОМКА - когда стоимость восстановления не превышала 5% стоимости и до стоимости среднего текущего ремонта. Эти события происходили в полете - от начала разбега до окончания пробега. ЛА терялись в результате тяжелых ЛП - катастроф и аварий. Были еще предпосылки к ЛП - события,сложившиеся в полете или на земле и приведшие к угрозе безопасности полетов. Сгоревший на рулении или при гонках самолет учитывался, но не как потеря в ЛП. Особенность для Яка - по 1980г. было 7 поломок, а с этого года подобные случаи стали относить к особо опасным предпосылкам к ЛП, понизив их значимость. За 12лет (1976 - 1987г.) на Яках было 31ЛП: 7 катастроф, 17 аварий, 7 поломок. Погибло 8 человек, полностью потеряно 24 ЛА (сумма катастроф и аварий). Я бы привел данные и за последующие годы, но не занимался статистикой, не знаю, этим занимались ИАС, СБП, причем по своему ведомству (т.е. цифры относятся к авиации ВМФ), цифры не афишировались, со статистикой испытателей не суммировались... После аварии самолет не восстанавливался, а учитывался как потерянный, не надо каждому случаю уровень аварии давать. А после предпосылок и поломок, когда повреждался самолет, он должен был восстанавливаться. Потеря самолета при испытаниях в Афганистане к ЛП тоже не относится, это - небоевая потеря... А кому приписать ЛП - смотреть по принадлежности самолета, а не летного или технического экипажа... ВМ35 был восстановлен, но что-бы летал - не помню, возможно, находился на хранении... Про ВМ34 - совпадает дата, других претендентов на выделенную группу самолетов я не вижу, БН не знаю... Знаю дату, фамилию и что самолет столкнулся с площадкой с углом -25 градусов...
 
Последнее редактирование:
Реклама
vvm, всего на Як-38М (вот этом опытном) с борта ТАКР "Тбилиси" было совершено 15 полётов. К сожалению, у меня нет фотографий полётов, но вот некоторые фото борта на палубе. Первое фото особенно символично.
 
Назад