В конце 70-х - начале 80-х в 3АЭ 121-го ТБАП была спарка Ту-22УД №39 (это я хорошо помню,пацаном не раз лазил). Была передана в Зябровку в УАЦ,где,говорят,разбилась
Вероятно это случай 28.05.1980:
Командир корабля, военный летчик 1-го класса капитан Воробьев Д.Д.
Метеоусловия: безоблачно, видимость 10 км.
Обстоятельства:
Экипаж командира корабля капитана Воробьева Д.Д., военного летчика 1-го класса, с инструктором — командиром эскадрильи подполковником Перушевым В.В. выполнял контрольный полет днем по кругу в закрытой кабине. При заходе на
посадку на дальности 18 км и скорости 500 км/ч экипаж выпустил закрылки на 20°. На дальности 12 км, скорости 450 км/ч и высоте 500 м при выпуске закрылков на 35° экипаж почувствовал резкое кренение самолета вправо до 30°. Летчики парировали кренение самолета полным отклонением элеронов и руля направления. Попытки командира и инструктора убрать закрылки успеха не имели. Экипаж доложил РП и по его команде набрал высоту 1050 м. Постоянно удерживая самолет от кренения и прилагая значительные усилия, он начал покидать самолет. Штурман и командир корабля благополучно приземлились на парашютах.
Летчик-инструктор подполковник Перушев из-за значительных перегрузок покинул самолет на высоте 660 м и погиб, так как большая вертикальная скорость падения самолета привела к неполному срабатыванию системы спасения.
Причины:
Отказ в системе управления закрылками из-за разрушения вала трансмиссии закрылков и наличия конструктивно-производственных недостатков в данной системе на этой серии самолетов.
Виновник — Минавиапром.
Белорусские спарки (в данный период времени) бились 05.09.1979, 29.01.1981, 30.08.1985 ну и 24.07.1992(номер известен)