Rocket Lab и ракета Электрон

Маск вывозит на стандартную орбиту (500 км высотой, 97 град. наклонение; со следующего года вот еще будет 45 градусов предлагать...) А если нужна какая-нибудь особенная орбита, то хочешь-не хочешь пойдешь к Rocket Lab за отдельной ракетой. Или если аппарат требует какого-то особого к себе отношения (у SpaceX он может пролежать пару недель в диспенсере, пока они не соберут всю связку из 100+ спутников для запуска). Или если надо запустить срочно / в какой-то конкретный временной интервал, а не через полгода, когда на «Транспортере» место будет. Или аппарат от какого-нибудь NRO, который не надо светить перед кучей глаз, которые будут проводить интеграцию связки у SpaceX. И тому подобные «особые случаи». Но вообще это узкая ниша, поэтому в последние пару лет в нее больше никто особо не лезет.
Что мешает Фалькону повернуть на любой градус? Это ведь вопрос топлива и массы нагрузки
 
Реклама
Что мешает Фалькону повернуть на любой градус? Это ведь вопрос топлива и массы нагрузки
Ничего не мешает, только ценник тогда будет уже не $5500 за кило, а сильно больше :D

Дешевый вывод кубосатов от SpaceX – это сборные миссии (100+ аппаратов обычно). Параметры орбиты вывода там определены и известны заранее, и едины для всех. Возможности подстраиваться под нужды конкретного заказчика там нет.
 
Ничего не мешает, только ценник тогда будет уже не $5500 за кило, а сильно больше :D

Дешевый вывод кубосатов от SpaceX – это сборные миссии (100+ аппаратов обычно). Параметры орбиты вывода там определены и известны заранее, и едины для всех. Возможности подстраиваться под нужды конкретного заказчика там нет.
Иными словами: хотите дешево и до остановки - езжайте на маршрутке, хотите с комфортом и до подъезда - платите и езжайте на такси.
 
Ничего не мешает, только ценник тогда будет уже не $5500 за кило, а сильно больше :D

Дешевый вывод кубосатов от SpaceX – это сборные миссии (100+ аппаратов обычно). Параметры орбиты вывода там определены и известны заранее, и едины для всех. Возможности подстраиваться под нужды конкретного заказчика там нет.
Почему у СпейсХ фиксированные траектории оптового вывода спутников?
Почему они в разных стартах не делают разные углы?
Можно собирать желающих на наклонение 45, 90 или ещё на какую-нибудь популярную орбиту?
 
SDA, а зачем? SpaceX может себе позволить говорить небольшому числу потенциальных заказчиков – «знаете, мы для вас не подходим» и принимать остальных – недостатка в клиентах у них нет, запуски серии Transporter на ССО заполняются на ура, к тому же маржинальность таких запусков совсем небольшая.
 
SDA, а зачем? SpaceX может себе позволить говорить небольшому числу потенциальных заказчиков – «знаете, мы для вас не подходим» и принимать остальных – недостатка в клиентах у них нет, запуски серии Transporter на ССО заполняются на ура, к тому же маржинальность таких запусков совсем небольшая.
я не про это спрашиваю.
В чём выгода пулять в строго одном направлении? Не менять его.
Высоту орбиты тоже не меняю.
Не боятся, что на высоте 500 км вдруг станет тесно и кубсаты начнут таранить друг друга?
 
я не про это спрашиваю.
В чём выгода пулять в строго одном направлении? Не менять его
Так это не просто какое-то там направление: солнечно-синхронная орбита высотой около 500 км – де-факто стандарт для легких спутников, которые занимаются наблюдением за земной поверхностью (а это большинство кубосатов).
 
Так это не просто какое-то там направление: солнечно-синхронная орбита высотой около 500 км – де-факто стандарт для легких спутников, которые занимаются наблюдением за земной поверхностью (а это большинство кубосатов).
Если тысяча кубсатов летает на высоте 500 км, то рано или поздно они пересекуться? Или кубсаты падают быстро?
 
Если тысяча кубсатов летает на высоте 500 км, то рано или поздно они пересекуться? Или кубсаты падают быстро?
500 км – это в среднем )) Кубосаты разлетаются, шанс пересечения очень мал.
Вот, для наглядности, орбиты спутников, выведенных Transporter-3 в январе 2022 г., на момент их взятия на контроль НОРАДом:
(см. второй-четвертый столбцы справа: круговая орбита 517 х 535 км х 97,51 градусов наклонение; и дальше аналогично)

20230814-transportet_jan22_1.png

20230814-transportet_jan22_2.png

20230814-transportet_jan22_3.png

20230814-transportet_jan22_4.png
 
Если тысяча кубсатов летает на высоте 500 км, то рано или поздно они пересекуться? Или кубсаты падают быстро?
Если (гипотетически, разумеется) они все летают на ССО, то шансов пересечься у них немного. Они же все будут лететь в одной плоскости, в одном направлении и на одной высоте, то есть и с одинаковыми скоростями. Даже если два кубика сблизятся, относительные скорости у них должны быть небольшие, считанные метры в секунду, иначе бы они в одной точке и не встретились.
 
Реклама
Если (гипотетически, разумеется) они все летают на ССО, то шансов пересечься у них немного. Они же все будут лететь в одной плоскости, в одном направлении и на одной высоте, то есть и с одинаковыми скоростями. Даже если два кубика сблизятся, относительные скорости у них должны быть небольшие, считанные метры в секунду, иначе бы они в одной точке и не встретились.
Полагаю, из запускают с разных положений планеты и эти кубсаты летают в пересекающихся плоскостях
 
Полагаю, из запускают с разных положений планеты и эти кубсаты летают в пересекающихся плоскостях
Вряд ли. Смысл ССО в низком положении солнца и длинных тенях, так что все где-то над линией терминатора летают.
 
А вот и типичный клиент Рокет Лаб нарисовался: на днях НАСА заказало 2 запуска в 2024-м году для пары аппаратов PREFIRE, которые будут наблюдать за таянием льдов в Арктике. «Два выделенных запуска ракеты Electron со стартового комплекса в Новой Зеландии позволят вывести по одному малому спутнику PREFIRE на круговую орбиту высотой 525 км. Миссия PREFIRE имеет особые требования к LTAN (местному времени восходящего узла) и малому времени между запусками обоих аппаратов, и ее выполнение стало возможным благодаря уникальной возможности ракеты Electron по развертыванию малых спутников в очень быстрые сроки» – цитата.
 
Почему они в разных стартах не делают разные углы?
Можно собирать желающих на наклонение 45, 90 или ещё на какую-нибудь популярную орбиту?
Так нет других популярных. Но иногда вместе со старлинками и ещё что запускают.
 
Отложенный запуск спутника Acadia-1 для компании Capella Space, наконец состоялся сегодня.
Для этого RocketLab пришлось заново перебрать ракету, заменив в ней первую ступень – на прежнем бустере возникли вопросы по одному из двигателей, и оказалось быстрее заменить ступень целиком, чем переставлять один отдельный движок. Причем (сюрприз!) новый бустер был рассчитан на приводнение, и впервые для «Электрона» один из двигателей был на нем повторно используемым – его сняли с одной из ступеней, приводнившихся ранее. Замечаний по работе данного двигателя по результатам полета выявлено не было; первая ступень успешно приводнилась после сегодняшнего запуска.


.

Повторно использованный двигатель легко узнать по более темному цвету сопла; его предыдущий полет был в мае 2022 г.

20230824-rutherford.jpeg


Фото запуска, ставшего 40-м для компании Rocket Lab:

20230824-flight40.jpeg


Судя по наполнению ангара с ракетами, следующая миссия – не за горами:

20230824-RL-storage.jpeg

 
Аварией завершился сегодняшний запуск ракеты Электрон с космодрома на острове Махия :eek: При старте с еще одним спутником радиолокационного зондирования Земли Acadia компании Capella Space, штатного включения двигателя второй ступени не произошло. Вместо этого в видеотрансляции появилась вспышка и сноп искр, после чего картинка исчезла:


.

До выяснения причин все запуски Рокет Лаб приостановлены.
Это четвертая авария ракет Электрон (всего с 2017 г. был выявлен 41 запуск; предыдущая авария случилась в мае 2021 г. – также на этапе работы второй ступени).
 
Rocket Lab сообщили о завершении расследования недавней аварии, компания желает возобновить запуски до конца года.

 
Rocket Lab сообщает о продолжении работ над собственной частной научной миссией к Венере. Аппарат на базе платформы Photon хотят запустить в стартовое окно, открывающееся в конце декабря 2024 г. – начале января 2025 г. По прошествии полугода, аппарат пролетит рядом с Венерой, сбросив на нее спускаемый аппарат, который будет передавать данные о составе атмосферы (и о том, действительно ли там есть фосфин). СА будет работать несколько сотен секунд до высоты ориентировочно 22 километра.

Все это внутренний проект Rocket Lab в рамках разработки и совершенствования платформы Photon. Если смогут хорошо показать себя, то имеют хороший шанс получить заказы на другие малые научные аппараты.

20231103-rl_venus-1.jpeg


20231103-rl_venus-2.jpeg

Источник слайдов

20231103-rl_venus-3.jpeg


20231103-rl_venus-4.jpeg
 
При старте с еще одним спутником радиолокационного зондирования Земли Acadia компании Capella Space, штатного включения двигателя второй ступени не произошло. Вместо этого в видеотрансляции появилась вспышка и сноп искр, после чего картинка исчезла
Rocket Lab объявили о завершении расследования сентябрьской аварии – она оказалась связана с потерей электропитания на второй ступени ракеты, которое произошло из-за замыкания в электрической сети. Были предприняты корректирующие меры, следующий запуск ожидается уже в конце ноября (хотя скорее всего, как это обычно бывает, переместится на декабрь).

Также в RL представили планы на 2024 г. – всего планируется выполнить 20 орбитальных запусков (из которых треть будет сопровождаться подбором из воды отработавшей первой ступени) и 2 суборбитальных.
 
Реклама
Так как в сентябре Rocket Lab угробила спутник Acadia-2, то новые контракты компании Capella Space (на запуск Acadia-4, Acadia-5) достались SpaceX, которая отправит их в составе своих сборных миссий серий Transporter / Bandwagon в течение 2024 года. Acadia-3, впрочем, полетит на «Электроне» в ближайшем феврале, как и было договорено ранее. Все это – аппараты радиолокационного наблюдения.

Возвращение к полетам «Электрона» ожидается 13 декабря (с новозеландского космодрома Махия должны запустить QPS-SAR 5 – радиолокационный спутник японской компании iQPS). Любопытно, что два других аппарата этой серии (QPS-SAR 3 и 4) в прошлом году были уничтожены в другой аварии – только уже ракеты «Эпсилон» (легкий носитель разработки космического агентства Японии).

Иными словами, сборные миссии от SpaceX выбирают не только за дешевизну, но и за надежность. Там, впрочем, важно не ошибиться с выбором диспенсера: а то Momentus в прошлом запуске Transporter облажались и не смогли произвести отделение нескольких кубосатов.
 
Назад