С 929 - несостоявшийся российско-китайский ШФДМС - CR 929

Реклама
Прошел первый этап испытаний демонстратора вентилятора двигателя большой мощности ПД-35, изготовленного из полимерных композитных материалов в составе двигателя ПД-14.

Сухие строчки официального сообщения, а на самом деле для нашей страны - это настоящая сенсация, сулящая серьезный технологический прорыв. В силу ряда причин мы серьезно отстали от мирового уровня в разработке и выпуске именно авиадвигателей большой мощности. И теперь пытаемся наверстать упущенное. Четыре года назад начались работы над двигателем ПД-35. Одна из сложнейших задач, которую пришлось решать его создателям, это проектирование вентилятора, диаметр которого превышает три метра.


Поясним, вентилятором двухконтурных двигателей называют многолопастный компрессор, который находится перед воздухозаборником газотурбинной установки, создающей основную тягу. Вентилятор позволяет значительно увеличить тягу и мощность двигателя, в какой-то мере способствует его дополнительному охлаждению, так как часть воздушного потока обтекает камеру сгорания с внешней стороны. Такие вентиляторы отличаются большим диаметром и внушительными габаритами.

И главная задача конструкторов - сохранить массу огромного мотора в приемлемых величинах.

Решается эта задача только в случае изготовления лопаток вентилятора из легких композитных материалов. На Западе вентиляторы для всех двигателей широкофюзеляжных и дальнемагистральных самолетов делают из композитов. Осваивали там эту технологию около двадцати лет, затратив в общей сложности несколько сот миллиардов долларов, евро и фунтов стерлингов. И это было оправданно. Лишь применение композитов в вентиляторах больших газотурбинных двигателей позволяет уменьшить массу мотора сразу на несколько сот килограммов. Сегодня секретом разработок и строительства пластиковых моторов владеют три страны - Великобритания, США и Франция. Мы можем стать четвертыми.


Вентилятор газовой турбины довольно уязвим от внешних воздействий. В него в первую очередь попадает весь аэродромный мусор, случается, влетают птицы. Хрупкий пластик может разрушиться, что, в свою очередь, способно привести к остановке двигателя и даже к его пожару. Разработчики ПД-35, по их словам, нашли способ защиты композитных лопаток от таких опасностей.

Летные испытания уже полноразмерного демонстратора ПД-35 по графику должны начаться в 2025 году. Разработчики рассчитывают, что именно ПД-35 выберут для установки на перспективный российско-китайский самолет CR929.

 
Летные испытания двигателя ПД-35 начнутся в 2025 году
Прошел первый этап испытаний демонстратора вентилятора двигателя ПД-35, изготовленного из полимерных композитных материалов в составе двигателя ПД-14. Сухие строчки официального сообщения, которое одновременно сделали управляющий директор - генконструктор "ОДК-Авиадвигатель" Александр Иноземцев и заместитель гендиректора - руководитель приоритетного технологического направления "Технологии двигателестроения" ОДК Валерий Гейкин. А на самом деле для нашей страны - это настоящая сенсация.
Заявление было сделано в ходе пресс-конференции, которую провело 29 июля информагентство ТАСС в онлайн-формате. Журналистам не только рассказали о том, как идут работы по созданию принципиально новых лопаток для газовых турбин большой мощности, но и показали готовую лопатку. Выглядела она очень изящно и даже красиво.
Четыре года назад начались работы над двигателем ПД-35. Одна из сложнейших задач, которую пришлось решать его создателям, - проектирование вентилятора, диаметр которого превышает три метра. Было ясно, что если лопатки для него делать из титана, даже с использованием технологии их пустотелости, то масса вентилятора окажется слишком большой. Особого выигрыша от прибавленной мощности не будет. Пришли к выводу - делать вентилятор из композиционных материалов, то есть, пластиковым. Решение весьма смелое и рискованное, но уже не оригинальное. На Западе вентиляторы для всех двигателей широкофюзеляжных и дальнемагистральных самолетов делают только из композитов. Осваивали там эту технологию около двадцати лет, затратив в общей сложности несколько сот миллиардов долларов.

Летные испытания уже полноразмерного демонстратора ПД-35 по графику должны начаться в 2025 году. В серию принципиально новые моторы планируется запустить в конце будущего десятилетия.

Разработчики рассчитывают, что именно ПД-35 будет выбран для установки на перспективный российско-китайский самолет CR929. Будет он предлагаться и на Ил-96-400М. Стоит добавить, что при создании нового мотора в обязательном порядке учитываются все самые жесткие международные требования, предъявляемые к таким двигателям. А это значит, что ПД-35 сможет получить международные сертификаты и свободно выходить на мировой рынок двигателей большой мощности.

 
Руководство страны и компартии Китая уделяет большое внимание и оказывает огромную поддержку холдингу «Жэньминь жибао».
Жэньминь жибао (Китай): Россия и Китай непрерывно повышают уровень двусторонних отношений

Совместная разработка широкофюзеляжного пассажирского самолета является одним из важных результатов китайско-российского сотрудничества в области авиации и космонавтики. На днях президент российской корпорации «Иркут» Р. Хакимов сказал, что проект широкофюзеляжного пассажирского самолета CR929 успешно продвигается. Основная модель этого самолета будет оборудована 280 сидениями. В настоящее время уже завершен этап определения общей концепции и начались разработки, а в Москве завершились испытания в аэродинамических трубах. Китайско-российская международная коммерческая авиастроительная компания, совместно созданная двумя странами, в настоящее время активно функционирует.

Работа по подготовке талантов для проекта также дала первоначальные результаты. В начале года Российская технологическая корпорация объявила, что первая группа инженеров, подготовленных российскими и китайскими вузами для проекта CR929, завершила учебу. Эти инженеры прошли обучение, овладели полным набором профессиональных знаний и будут участвовать в разработке широкофюзеляжного пассажирского самолета.

 
Реклама
ИМХО нужно создавать 929, а не носиться с писаной торбой (ИЛ-96). Конечно 929 будет уступать А и В, но наверно не критично. Во всяком случае 929 и ИЛ-96 это небо и земля.

CR-929 вмещает 250-300 пассажиров, в то время, как Ил-96-400М вмещает от 330-435 пассажиров. То есть, в линейке Ил-96 идет на ступеньку выше, CR-929 — это разные и, дополняющие друг друга лайнеры.

Кроме того, к концу 2020-х, когда на CR-929 планируется установить ПД-35 этот же двигатель может стать основой силовой установки обновленного Ил-96. И тогда, с учетом опыта создания CR929, новый Ил-96 может получить не только новые моторы, но и двухдвигательную схему, улучшенную начинку и новое крыло. При таких условиях, Ил-96 может оказаться вполне неплохим и конкурентоспособным самолетом.
 
Вы противоречите самому себе, ибо:
"...Летные испытания уже полноразмерного демонстратора ПД-35 по графику должны начаться в 2025 году. В серию принципиально новые моторы планируется запустить в конце будущего десятилетия..." т.е. в 2039 году!
Даже если это опечатка, то по Фрейду...
Помню.... выясняли здесь про десятилетия....
про нынешние, будущие, где у них начало, середина, конец..... :)
 
CR-929 вмещает 250-300 пассажиров, в то время, как Ил-96-400М вмещает от 330-435 пассажиров. То есть, в линейке Ил-96 идет на ступеньку выше, CR-929 — это разные и, дополняющие друг друга лайнеры.
Вася, В реальности - планировалось первоначально, что в "скотовозной" компоновке - Ил-96-400 будет вмещать 436 паксов. Но в настоящее время проект предусматривает размещение в компоновке "скотовозка" только 380-ти паксов.
 
Вася, В реальности - планировалось первоначально, что в "скотовозной" компоновке - Ил-96-400 будет вмещать 436 паксов. Но в настоящее время проект предусматривает размещение в компоновке "скотовозка" только 380-ти паксов.
В любом случае, наличие действующих компетенций по изготовлению Ил-96-400, делает участие России в проекте CR929 беспроигрышной лотереей.
 
В любом случае, наличие действующих компетенций по изготовлению Ил-96-400, делает участие России в проекте CR929 беспроигрышной лотереей.
Отнюдь не "беспроигрышной". авиапром КНР достиг уже того уровня, что запросто могут послать и с 929 и с двиглами для него. Но Ил-96-400М и Ил-96-400М 2 ПД-35 (и соответственно также ПД-35 и ПД-28) - вам действительно нужны. Хотя "наполеоновских перспектив" отнюдь не имеют и возможности реализации этих программ как по срокам, так и по финансам - расцениваются у вас слишком оптимистично, а риски по ним - существенно занижены. ЯТД. :)
 
Авиапром Китая не достиг того уровня, когда они могут послать всех. И китайцы (в отличии от некоторых обитателей данного форума) как раз понимают, что им необходим опыт России и иных стран и потому активно продвигают международное НИОКР сотрудничество в аэронавтике.
Я бы сказал, что китайцы "могут послать" после того, как получат необходимые компетенции. Что они не раз уже делали.
 
Alex L, "всех послать" - таки еще нет. Для этого им еще около 30-лет потребуеЦЦО. А вот решать - с кем строить кооперацию? (и менять ее конфигурацию в случае необходимости) - таки уже да. :)
 
Alex L, "всех послать" - таки еще нет. Для этого им еще около 30-лет потребуеЦЦО. А вот решать - с кем строить кооперацию? (и менять ее конфигурацию в случае необходимости) - таки уже да. :)
А с кем им её строить? Кроме России и Бразилии не с кем. Остальным потенциально интересным странам запрещено работать с китайцами. Была Украина ещё, но что там на сегодняшний момент я не знаю.
 
Реклама
А с кем им её строить? Кроме России и Бразилии не с кем. Остальным потенциально интересным странам запрещено работать с китайцами. Была Украина ещё, но что там на сегодняшний момент я не знаю.
Эйрбасу - совсем не запрещено.
А что до Украины, то она действительно интересна авиапрому "КНР" только в сфере ТВаД, АИ-322 и отдельных проектных работ по "аэродинамически трудным" элементам (крылья например).
 
Назад