ZiK
Работаю с документами
OFF:
Тут на русско-китайском сборище довелось пообщаться с парой китайцев, имеющих непосредственное отношение к этому проекту (один из них - бывший руководитель российского подразделения нашего китайского партнера, какой-то не маленький военный чин в отставке, очень хороший переговорщик). Таким образом удалось посмотреть на проект со стороны китайцев.
В общем-то впечатление удручающее - самолет действительно не зря китайско-российский. А если коротко, то мне неизвестно, что думают люди с нашей стороны, но китайцы считают текущие закрепленные на бумаге (!) договоренности окончательными. А там сейчас так:
- хотелки второй сборочной линии (Воронеж) - это хотелки российской стороны. Китай никак это поддерживать не будет - ни финансово, ни передачей технологий
- производство всех комлектующих (включая крыло) должно быть перенесено в Китай с передачей технологий (это условие из RFQ). Есть некоторые послабления для отдельных компонентов и поставщиков (например RR, PW, Thales, RC), но это однозначно не относится к компонентам, которые производит Россия и, как ни странно, американская UTC, Bombardier, Airbus.
- шансы российский поставщиков быть выбранными - мизерные или они будут "свадебными генералами" - условия сильно похожи на SSJ - поставщик не может рассчитывать на прибыль (а иногда и оплату вообще) до окончания сертификации и поставки первых самолетов. До этого момента нужно обеспечить всю сертификацию, включая сертификацию производства и разработчика (например получить DOA в EASA), поддержку, доработки и т.д. Насколько я понимаю, наши поставщики к этому не готовы вообще - кокнкуренцию по цене, характеристикам и т.д. никто не отменял (интересно, с чем в тендер пойдет, например Ступино - там в конкурентах ВСУ с гарантированной наработкой на отказ (т.е. с бесплатной заменой и штрафными санкциями если снять придется ранее) 25 и 40 тысяч часов). Однако - хорошие шансы есть, например, у Гидромаша, Аэрокомпозитов, ВАСО... , но это копейки) - по крайней мере в глазах китайцев
- китайцы намерены следить за тремя вещами особенно тщательно - за финансированием с российской стороны; за тем, чтобы китайские деньги не использовались для создания "русской" версии или "русско-китайской" - все деньги только на китайскую версию и подъем китайских технологий (собственно это основная цель всего проекта)
- отдельно был упомянуты КРЭТ и Ростех - все что они делают и предлагают у китайцев вызывает отторжение, но с нашей стороны идет жуткое проталкивание (например КРЭТ (в комплекте с Илюшиным) позиционируется как безальтернативный интегратор бортового оборудования, на что китайцы своего согласия не дали - только при условии, что они будут вовлечены в процесс как lead role)
- ну и маленький, но интересный штрих - во всех технических комитетах большинство у китайцев.
Так что бравурные заявления нашей стороны мне кажутся, как минимум, преждевременными - весь это проект работает на Китай, не на нас и не на нашу промышленность.
PS: Кстати - программа ARJ считается успешной и завершенной - получен трансфер технологий проектирования, сертификации (тут помогал BBD), разработки и тестирования суперкритических профилей крыла (Антонов), сопряжения и разработки "fly-by-wire" (не совсем успешно, правда) (Honeywell). Появление реальных самолетов и их эксплуатация - приятный бонус и возможность разобраться с технологиями доработок и ППО (с помощью Боинга) в преддверии запуска C919.
#автоудаление
Тут на русско-китайском сборище довелось пообщаться с парой китайцев, имеющих непосредственное отношение к этому проекту (один из них - бывший руководитель российского подразделения нашего китайского партнера, какой-то не маленький военный чин в отставке, очень хороший переговорщик). Таким образом удалось посмотреть на проект со стороны китайцев.
В общем-то впечатление удручающее - самолет действительно не зря китайско-российский. А если коротко, то мне неизвестно, что думают люди с нашей стороны, но китайцы считают текущие закрепленные на бумаге (!) договоренности окончательными. А там сейчас так:
- хотелки второй сборочной линии (Воронеж) - это хотелки российской стороны. Китай никак это поддерживать не будет - ни финансово, ни передачей технологий
- производство всех комлектующих (включая крыло) должно быть перенесено в Китай с передачей технологий (это условие из RFQ). Есть некоторые послабления для отдельных компонентов и поставщиков (например RR, PW, Thales, RC), но это однозначно не относится к компонентам, которые производит Россия и, как ни странно, американская UTC, Bombardier, Airbus.
- шансы российский поставщиков быть выбранными - мизерные или они будут "свадебными генералами" - условия сильно похожи на SSJ - поставщик не может рассчитывать на прибыль (а иногда и оплату вообще) до окончания сертификации и поставки первых самолетов. До этого момента нужно обеспечить всю сертификацию, включая сертификацию производства и разработчика (например получить DOA в EASA), поддержку, доработки и т.д. Насколько я понимаю, наши поставщики к этому не готовы вообще - кокнкуренцию по цене, характеристикам и т.д. никто не отменял (интересно, с чем в тендер пойдет, например Ступино - там в конкурентах ВСУ с гарантированной наработкой на отказ (т.е. с бесплатной заменой и штрафными санкциями если снять придется ранее) 25 и 40 тысяч часов). Однако - хорошие шансы есть, например, у Гидромаша, Аэрокомпозитов, ВАСО... , но это копейки) - по крайней мере в глазах китайцев
- китайцы намерены следить за тремя вещами особенно тщательно - за финансированием с российской стороны; за тем, чтобы китайские деньги не использовались для создания "русской" версии или "русско-китайской" - все деньги только на китайскую версию и подъем китайских технологий (собственно это основная цель всего проекта)
- отдельно был упомянуты КРЭТ и Ростех - все что они делают и предлагают у китайцев вызывает отторжение, но с нашей стороны идет жуткое проталкивание (например КРЭТ (в комплекте с Илюшиным) позиционируется как безальтернативный интегратор бортового оборудования, на что китайцы своего согласия не дали - только при условии, что они будут вовлечены в процесс как lead role)
- ну и маленький, но интересный штрих - во всех технических комитетах большинство у китайцев.
Так что бравурные заявления нашей стороны мне кажутся, как минимум, преждевременными - весь это проект работает на Китай, не на нас и не на нашу промышленность.
PS: Кстати - программа ARJ считается успешной и завершенной - получен трансфер технологий проектирования, сертификации (тут помогал BBD), разработки и тестирования суперкритических профилей крыла (Антонов), сопряжения и разработки "fly-by-wire" (не совсем успешно, правда) (Honeywell). Появление реальных самолетов и их эксплуатация - приятный бонус и возможность разобраться с технологиями доработок и ППО (с помощью Боинга) в преддверии запуска C919.
#автоудаление