Самолеты ГВФ в Великой Отечественной

    Касог

    Местный
    В копилку возможных вариантов сокращений, которые встречаются в документах, также можно добавить "Московская авг ОСНАЗ" и "Московская ОСАГ".

    Исходя из приказа Молокова, полагаю, что аббревиатура МАОН (Московская Авиагруппа Особого Назначения) более уместна, во избежание путаницы с МАГОН ГУСМП. Наверное, Молоков исходил из таких соображений, так как в условиях военного времени путаница неизбежна (но это сугубо моё личное мнение)
     

    Black Cat

    Старожил
    Исходя из приказа Молокова, полагаю, что аббревиатура МАОН (Московская Авиагруппа Особого Назначения) более уместна, во избежание путаницы с МАГОН ГУСМП. Наверное, Молоков исходил из таких соображений, так как в условиях военного времени путаница неизбежна (но это сугубо моё личное мнение)
    ПМСМ, не стоит изобретать велосипед. Сокращение "АГ" для самых разных авиагрупп является устоявшимся. Точно такое же как АП (авиционный полк), АД (авиационная дивизия), АК (авиационный корпус).
    Вот так и с МАГОН получилось.
     

    Касог

    Местный
    РГАЭ Ф. 9527. Оп. 5. Д. 125. Л. 28. Донесение политотдела МАОН «О героических подвигах пилотов авиагруппы»; Там же. Д. 170. Л. 102 Приказ по МАОН № 83 «Об объявлении благодарности экипажу самолета Л-3449» от 8 сентября 1941 г.
    МАОН - официальная аббревиатура, получается.(Цитата из книги "Лётчики особого назначения").
    ----------------------
    Может не по теме, но мне интересно - премировались ли экипажи ГВФ за сбитые самолёты (что сбивали - однозначно)? Если премировались, то по каким нормам - нормам ВВС, или исходя из собственных финансовых средств?
     

    Black Cat

    Старожил
    Может не по теме, но мне интересно - премировались ли экипажи ГВФ за сбитые самолёты (что сбивали - однозначно)? Если премировались, то по каким нормам - нормам ВВС, или исходя из собственных финансовых средств?
    Учитывая, что ГВФ с лета 1943 - под АДД, то с этим по идее вообще никаких разночтений быть не должно.

    Да и, если прикинуть, то на общем фоне материально технических затрат на обеспечение вылетов - вот эти премии за сбитые самолеты, а их то у ГВФ реально немного, просто сущие копейки.
    Если уж говорить о премиях, то куда бОльшим должен был бы быть премиальный фонд за выполнение определенного количества боевых вылетов.
     

    cloudy-joe

    Старожил
    Мой отец рассказывал о полётах в Бари. 244 бад 17 ВА.
    Очень интересно. 244 бад - это же "Бостоны", верно? А можно немного подробнее об этом - с какой целью летали и когда (месяц, год)? Спасибо!

    Может не по теме, но мне интересно - премировались ли экипажи ГВФ за сбитые самолёты (что сбивали - однозначно)? Если премировались, то по каким нормам - нормам ВВС, или исходя из собственных финансовых средств?
    Документов по награждениям за сбитые самолеты не видел, а вот за боевые вылеты выплаты шли в соответствии с приказом НКО №0299 (что логично, с учетом Приказа об использовании гражданского воздушного флота в военное время: "Личный состав ГВФ, непосредственно зачисленный в особые авиагруппы ГВФ, считать призванным в Красную Армию и на них распространить все права и преимущества, установленные для военнослужащих Красной Армии"):
    05.jpg
     

    cloudy-joe

    Старожил
    @cloudy-joe, месяц и год не помню, уже и не спросишь :(
    А цель - аэродром подскока для разведки над южной Адриатикой и Грецией. Да, Бостоны, 260 бап.
    Спасибо, понял.
    В теории, это могло быть в сентябре - октябре 1944 года. В это время эскадрилья Б.И. Лебедева активно вела фоторазведку над территорией Болгарии, Югославии и северной Греции. К сожалению, никаких упоминаний о вылете в Бари в документах полка и дивизии пока не нашел.
    В апреле 1945 года экипаж Г.И. Лашина (861 бап) сделал пару вылетов с заходом на территорию Италии, но в другом районе (Удине - Венеция - Триест).
     
    Последнее редактирование:

    Касог

    Местный
    Впервые в качестве лёгкого бомбардировщика У- 2 был использован в Северокавказской особой АГ в октябре 1941 года (не могу утверждать, но одними из первых вроде были пилоты ЮгоЗападной АГ при обороне Одессы). Такой вопрос - система бомбардировочного вооружения имела автора или это результат коллективного творчества, которая стала штатной? У системы оборонительного вооружения ПС-84 имеется конкретный автор - инженер М.М. Кулик.
     

    Касог

    Местный
    Так ведь учебный У-2ВС для обучения стрельбе и бомбометанию выпускался с 1934 г., на нём были и пулемёт, и бомбовое вооружение
    У-2ВС 1934 г "Вооружённый самолёт" вряд ли применялся в линейных подразделениях ГВФ, скорее варианты АП и СП. Полагаю, что на основании успешного опыта боевого применения Поликарпов решил произвести разработку У-2 ВС Военный самолёт
     

    Касог

    Местный
    Бурундук, это вообще редкий тип.

    Вики пишет, что "Большая часть самолётов Як-6 строилась в транспортном варианте."

    И вот:

    ...Первые три Як-6 были переданы в ГВФ в июне 1943 года, но по частям они были распределены только в июле. До конца 1943 года ГВФ получил от промышленности всего 9 машин. Они были переданы в 1-ю авиатранспортную дивизию, 3-ю отдельную авиадивизию связи, 4-й отдельный авиаполк (ОАП), 62-й гв. ОАП и 9-й ОАП. Потерь среди Як-6 ГВФ в 1943 году не было; один самолет передали в погранвойска. Таким образом в конце 1943 года в ГВФ насчитывалось 8 Як-6. Цесь парк ГВФ в тот момент составлял 2428 самолетов.

    В 1944 году авиапромышленность уже не выпускала Як-6, но увеличение их числа в ГВФ продолжалось за счет передачи из ВВС. В 1944 году оттуда поступило 6 самолетов. Максимальное количество Як-6 в ГВФ (11 машин) было в июне 1944 года. Убыль же за год составила 9 самолетов; из них 6 - списаны по износу.

    "Партизанские" пилоты крайне нелестно отзывались об этом самолёте (Як-6). В частности А.П. Мамкин (тот самый "Огненный ангел"), принимавший участие в испытаниях этого самолёта.
     

    Fencer

    Старожил
    По-2 б/н 28 G-BSSY (з/н 0094) ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация

    "Этот самолет был построен в 1944 году, и его эксплуатационная история в период 1944-1945 неизвестна. В 1946 этот борт был включен в группу из 30 По-2, переданных Югославии. Сначала он летал в Военно-воздушной академии в Панчево, а затем, в 1952 году, был переведен в Югославский аэроклуб, где использовался для буксировки планеров и обучения парашютному спорту.
    1 марта 1958 года самолёт получил регистрацию YU-CLJ и летал в Федеральном Авиационном Центре URSAC до апреля 1961 года, откуда затем был переведен в Мурску-Суботу в Словении. Этот По-2 был списан в 1979 году и подарен Югославскому национальному музею, который позже продал его коллекционеру Джиму Пирсу. Пирс привёз нелётный самолёт в Великобританию и зарегистрировал под номером G-BSSY в июле 1990 года.
    На этом путешествия По-2 не закончились: в 1996 году он был продан Пату Доновану и отправлен в Сиэтл, где было начато восстановление до лётного состояния. В декабре 2000 года незаконченный самолёт снова сняли с места и перевезли в Новую Зеландию. Наконец, в 2004 году он был приобретен коллекцией Shuttleworth, и после окончательного восстановления По-2 впервые полетел 10 января 2011 года."


    269641.jpg
     

    Сергей Гончаров

    заблокирован
    Впервые в качестве лёгкого бомбардировщика У- 2 был использован в Северокавказской особой АГ в октябре 1941 года (не могу утверждать, но одними из первых вроде были пилоты ЮгоЗападной АГ при обороне Одессы). Такой вопрос - система бомбардировочного вооружения имела автора или это результат коллективного творчества, которая стала штатной? У системы оборонительного вооружения ПС-84 имеется конкретный автор - инженер М.М. Кулик.
    Первое упоминание об использовании У-2 (Осоавиахимовских) в кач-ве легких бомбардировщиков (причем днем!!) датируется августом 1941-го. Против Corpo di Spedizione Italiano in Russia в Буго-Днестровском междуречье. К сожалению за давностью лет - источник уже не назову.
     

    Gav_kot

    Старожил
    В конце 1938 года московский отдельный авиаотряд особого назначения Главсевморпути преобразовали в московскую отдельную авиагруппу. В 1955 году она снова стала авиаотрядом.
    А МАГОН ГВФ была сформирована в конце июня 1941 года, в ноябре 1942 года она стала 1-й авиатранспортной дивизией ГВФ, в ноябре 1944 года - 10-й гвардейской авиатранспортной дивизией ГВФ, а после войны - 1-й авиагруппой ГВФ.
    Взял в библиотеке вчера вот такую книгу.
    Издательство АСТ, Москва, 2019 год.
    Читаю запоем.
    О МАОН ГВФ и многом другом. Рекомендую.

    9785171163129-2019--.jpg
     

    Касог

    Местный
    Первое упоминание об использовании У-2 (Осоавиахимовских) в кач-ве легких бомбардировщиков (причем днем!!) датируется августом 1941-го. Против Corpo di Spedizione Italiano in Russia в Буго-Днестровском междуречье. К сожалению за давностью лет - источник уже не назову.
    ...................
    В некоторых изданиях, посвящённых самолётам Поликарпова, в частности по У-2/По-2 упоминается имя пилота ГВФ Петра Семёновича Бевза, который первым стал использовать У-2 как лёгкий бомбардировщик. Младший лейтенант Бевз П.С. был сбит огнём зенитной артиллерии в ночном вылете и погиб 13 сентября 1941 г. Кое - что об этом есть в журнале Авиация и Время №5 за 2002 г. Пытался найти хоть что то о тех, кто первым стал использовать У-2 как бомбардировщик, но увы...
     

    Касог

    Местный
    Взял в библиотеке вчера вот такую книгу.
    Издательство АСТ, Москва, 2019 год.
    Читаю запоем.
    О МАОН ГВФ и многом другом. Рекомендую.
    Классная книга! В прошлом году купил в Москве, в небольшом книжном магазине на Ленинградском проспекте, не пожалел - читалась на одном дыхании. Вообще, книг о ГВФ в Великой Отечественной крайне мало, почти нет.
     

    Касог

    Местный
    "К августу 1941 г. войскам вермахта удалось выйти к Днепру на участке от Кременчуга до Херсона. В тылу немцев осталась сражающаяся Одесса. Для обеспечения оборонявших ее войск воздушной связью и разведданными из состава Юго-Западной особой авиагруппы ГВФ был выделен специальный отряд самолетов У-2 под командованием В.А. Седляревича.
    Когда под натиском гитлеровских войск кольцо вокруг Одессы стало сжиматься и противник приступил к обстрелу города из тяжелых орудий, отряду ГВФ поручили установить месторасположение наводчиков-диверсантов и огневых позиций противника. С задачей экипажи справились успешно. Летали только ночью, без бортовых огней. Пользуясь разведданными летчиков ГВФ, гарнизонная артиллерия уверенно стала подавлять огонь вражеских батарей и дезорганизовала их удары.
    Наряду с воздушной разведкой экипажи авиаотряда предприняли вылеты на бомбометание артиллерийских батарей и войск противника на тихоходном, неприспособленном для этого самолете У-2. Первые бомбы выбрасывались из самолета вручную. Затем, по предложению молодого пилота П.С. Бевза, техсостав во главе с инженером Б.С. Дорофеевым дооборудовал самолет У-2 бомбодержателями, и он превратился в ночного легкого бмбардировщика, сыгравшего известную роль в начальном периоде войны. 3 сентября 1941 г. П.С. Бевз одним из первых сбросил бомбы на артиллерийские позиции врага. При выполнении очередного боевого задания, нанося удар по штабу соединения противника, П.С. Бевз погиб смертью героя. Отважный пилот был награжден посмертно орденом Красного Знамени.
    В дни оборонительных боев за Одессу летчики ГВФ, базируясь в городе, в тесном контакте с ВВС ежедневно вылетали к линии фронта. Под обстрелом вражеских зениток без страха выполняли свой воинский долг пилоты И.А. Борисенко, Т.В. Бурденко, П.В. Васильев, Б.И. Жигалов, М.Л. Кржановский, П.А. Мельник, И.И. Перец, И.Ф. Петлицкий, И.В. Ширяев и др."

    И.С Бакланова, О.Д.Гаранина "История авиации и космонавтики. Часть 1: Возникновение и развитие отечественной гражданской авиации (I половина ХХ века). Научно-методическое пособие для учителей инженерных классов школ г. Москвы. МГТУ ГА 2016 г.
     

    Касог

    Местный
    Песенка о крылатом связисте

    В заоблачных высях едва ли
    Был след его звездам знаком.
    Его огородником звали,
    Его кукурузником звали,
    И звали его лесником.

    Он осенью поздней и летом
    На малых высотах сновал.
    Возил комиссарам газеты,
    Возил командирам пакеты
    И их под расписку сдавал.

    Всегда молчалив и спокоен,
    Он жался поближе к земле.
    Но частое сито пробоин,
    Как старый, испытанный воин,
    Хранил самолет на крыле.

    Где крепнет гроза боевая,
    Где ветер железный шумит,
    Свинцовым дождем обдавая,
    Его у переднего края
    Однажды настиг «мессершмитт»..

    Он видел, как плавились баки,
    Но сердцем и тут не ослаб.
    Машины пылающий факел
    В азарте последней атаки
    Он бросил на вражеский штаб

    Враги на куски разорвали
    Горящий его самолет.
    Его огородником звали,
    Его кукурузником звали,
    А был он геройский пилот.

    Текст песенки про самолёт У-2 написал поэт Алексей Сурков. Текст опубликован в газете "Красная звезда" 26.09.1942 г.
    P.S. Исполняется на мотив популярного в те годы "шлягера" "Я был батальонный разведчик, а он писаришка штабной..."